Рестораторы и гибридные предприниматели, а также им сочувствующие, на "живой встрече" в Петербурге обсудили меры, которые они могут принять при подготовке к возможной второй волне covid-19, которую власти ожидают в конце сентября и могут опять начать закрытия. По признанию ЦРПП QR-коды получили 2370 петербургских ресторанов из примерно 8 тысяч, которые работали в доковидную эру.череди к торговые секции могут исчезнуть во второй половине сентября
Предприниматели начинают собираться на офлайновые встречи (первую на прошлой неделе провели для экспортеров), горячо обсуждают свои планы и обмениваются тревожными прогнозами относительно второй волны и возможных закрытий.
Как можно этому противостоять? Что в бизнесе следует предпринять, чтобы остаться на плаву? Как удержать персонал? К чему следует быть готовыми в сентябре?
Эти и другие вопросы обсудили рестораторы, а также представители смежных отраслей, имеющих отношение к здоровью человека, которые собрались в редакции издания "Маркетмедиа". Одновременно велась трансляция в zoom и все желающие могли к ней присоединиться. Были на встрече и государственные служащие.
Например, Лина Боголюбова, зампредседателя Центра развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП), известного теперь всему малому бизнесу благодаря тому, что именно на сайте организации нужно получать разрешение на возобновление работы и получать QR-код, свидетельствующий о том, что разрешение получено. "Код получили 2370 заведений общественного питания в Петербурге, - отметила Лина Богомолова, - это примерно треть тех заведений, что работали до пандемии. Возможно, кто-то еще выжидает, а кто-то уже закрылся и ушел с рынка".
Вакцина и тесты на антитела
Встреча началась не с ресторанных новостей, а с обсуждения новости, которую озвучил Владимир Путин: вакцина от коронавируса создана, вакцинация начнется в октябре, иммунитет может сохраняться до 2 лет. Присутствующий здесь Лев Авербах, глава медицинской службы "КОРИС ассистанс СПб" отметил, что Центр Гамалеи, создавший вакцину, а также центр "Вектор" - это прежде всего сильная научная база и им можно верить. "Возможно, многое сейчас создается не совсем по правилам, но если делать все буквально по протоколу - на этой уйдет 5 лет", - сказал Лев Авербах.
Александр Семенов, совладелец фармацевтической компании "Активный компонент", рассказал о том, как компания на двух площадках работает изо всех сил, стараясь произвести необходимый запас фармсубстанций, нужный для выпуска лекарств, и как важно иметь стратегический запас этих субстанций к осени: основными производителями субстанций в мире были Китай и Индия (90%), страны оказались закрыты с весны, стал ощущаться дефицит продукта и нагрузка пала на отечественных производителей. Александр Семенов поведал также невеселую историю с закупкой немецких экспресс-тестов на антитела к covid-19. Именно пандемия привела «Активный Компонент» к необходимости поставок экспресс-тестов на антитела сначала для внутреннего использования, а потом на внешний рынок. На данный момент есть ограничение на продажу через аптеки, поэтому компания поставляет тесты только юридическим лицам. На тесты уже есть заявка от Минобороны, а также правительство Ленобласти использует, в том числе, эти тесты для бесплатного тестирования населения с помощью мобильных пунктов.
От земли до прилавка
Историей сохранения и приумножения бизнеса в период ограничений поделился фермер и ресторатор Леонид Цой, владелц группы компаний "Это у нас семейное". "Проверили на антитела всех сразу, это, примерно, 40 человек в холдинге, сразу стало понятно, кто переболел, кто нет, и стало спокойнее, - рассказал предприниматель, - тратили около 120 тысяч рублей в месяц на тестирование". Знание о эпидситуации на предприятии придало уверенности в своих силах, и за счет магазинов, которые работают в Петербурге и деревне Порошкино, где живет "весь Газпром", сумели помочь и ресторану "Молоко", входящему в холдинг, и всему коллективу, остаться на плаву.
О системе работы в пандемию - которая, возможно, пригодится осенью, рассказал совладелец компании "Теремок" Виталий Свидовский (на фото в центре). "У нас некоторые производственные цеха были полностью закрыты для входа посторонних, например, по производству рыбы, и других продуктов - туда могли зайти только сотрудники, которые прошли тестирование, в полном оснащении, рекомендованном Роспотребнадзором (РПН)", - рассказал Виталий Свидовский, на предприятиях которого в Петербурге работает 3,5 тысячи человек. Работники офисов были переведены на удаленную работу. На СИЗы компания истратила 1,5 млн рублей.
Готовьтесь к испытаниям
"Гости в ресторанах обслуживаются, конечно, без масок, - продолжил рассказ Виталий Свидовский, - есть в маске невозможно. Работники 1-ой линии (за кассами) - в защитных экранах, работники горячего цеха работают без масок, так как маски могут навредить в случае какой-то нештатной ситуации (например, облака пара). Кроме того, на предприятии активно работала служба пищевой безопасности. Виталий Свидовский также добавил, что бизнесу помогает выживать и то, что компания начала производить и продавать готовую еду - сырники, блинчики с начинкой, рыбу и пр. Все это продается как в ресторанах, так и будет продаваться в рознице Петербурга. Апрель-май компания прожила в состоянии убыточного бизнеса, но начиная с июня компания начала рассчитываться с долгами. Часть платежей сумели перенести на осень, объемом, примерно, 60-70 млн рублей, а главное, договориться с арендодателями, которые в 90% случаев пошли навстречу. Прогноз Виталия Свидовского - готовиться к осенней эпидемии. "Готовьте свой бизнес к этим испытаниям", - сказал он.
Ресторатор Эльдар Кабиров, владелец пиццерии "Пицца 22 см" и других заведений, рассказал, как компания сумела пережить пандемию: развивали доставку и очень рады, что начали это делать еще до начала ограничений, а также наладили производство замороженной пиццы и ее поставку в торговые сети. "В Москве, у нас там есть точка, рестораны открылись на месяц раньше, - сказал Эльдар Кабиров, - и там оборот, в том числе и за счет доставки, восстановился на 70%, это дают 3-4 посадки за вечер". В Петербурге пока нет: средний чек упал, стоимость продуктов выросла, а значит, рентабельность бизнеса снизилась. Ожидания осени - тревожные.
Пищевые производства
Роман Певзнер, коммерческий директор компании "Буше", рассказал, что в пандемию компании удалось запустить линию готовых замороженных продуктов, а также готовят к запуску несколько проектов, некоторые из которых будут "полуэкслюзивом". Что-то компания тестировала во время ограничений, от чего-то отказывалась. Например, запустили кафе на заправке "Газпрома"(сеть АЗС "Газпром" - Ред.) и это совершенно новое, доселе неизвестное по формату, кафе на автозаправочной станции", - отметил Роман Певзнер.
Игорь Пращенко, управляющий партнер ресторанного холдинга "ФермА" (сейчас открыто уже 16 ресторанов из 19), рассказал, что в пандемию "стали многостаночниками", кроме развития доставки (доставлять начали даже кондитерские изделия), запустили производство нескольких продуктов, открыли колбасный цех, изготавливали крупнорубленную колбасу, которая пользовалась популярностью у заказчиков, выпускали замороженную продукцию. "Персонал удержать тяжело, - посетовал Игорь Пращенко, - кто-то ушел в швеи, кто-то- в строители, где более стабильно". Но все-таки, за счет ротации, удается рационально использовать и привлекать новый персонал в заведения. Дефицит персонала отметили все участники встречи - часть сотрудников покинула страну, и до сих пор не вернулась и в настоящих условиях непонятно, вернутся ли они когда-нибудь. Дефицит персонала повлек за собой рост оплаты труда.
Ожидания римейка
Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров по Северо-Западу, уверен, что нужно особенно тщательно готовиться к 20-му сентября. Но также есть еще некоторые ожидания относительно 16 августа, когда будут снимать очередные ограничения, и, возможно, снимут запрет с фудкортов в торговых центрах.
Также ресторатор рассказал о лондонском опыте, где правительство субсидирует 50% счета в ресторанах, тем самым поддерживая отрасль. И лондонцы этим активно пользуются, трафик посещений ресторанов в столице Великобритании восстановился быстро.
Еще больше новостей и тем для малого бизнеса в острый период!