Найти в Дзене

Как получить и переоформить лицензию на осуществление частной охранной деятельности

Оглавление

Для осуществления частной охранной деятельности необходимо получить лицензию. Она выдается на конкретный вид (виды) охранных услуг. За выдачей лицензии необходимо обратиться в территориальный орган Росгвардии по месту нахождения организации, подать необходимый пакет документов, уплатить госпошлину. Кроме того, нужно пройти ряд проверок. Срок действия лицензии составляет пять лет.

1. Когда нужно получать лицензию

Для осуществления частной охранной деятельности лицензия необходима (п. 32 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Она выдается на конкретный вид (виды) охранных услуг, который указывается в ней (ч. 1 ст. 11.2 Закона об охранной деятельности). К ним относятся, в частности (ч. 3 ст. 3 Закона об охранной деятельности):

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

3) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

4) охрана, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на некоторых объектах.

За осуществление частной охранной деятельности без лицензии граждан, должностных лиц, юрлиц могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2019 N 309-ЭС19-11516 по делу N А50-27910/2018).

В некоторых случаях может наступить уголовная ответственность (ст. 171 УК РФ). К такой ответственности могут привлечь руководителя организации и лицо, фактически выполняющее его функции (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

2. Кто может получить лицензию

Лицензию на осуществление частной охранной деятельности могут получить только организации, которые отвечают следующим требованиям (п. 1 ст. 1.1, ч. 1 ст. 11, ст. ст. 12, 15.1 Закона об охранной деятельности, п. п. 2(1) - 8 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498):

• специально учреждены для оказания охранных услуг, зарегистрированы в установленном порядке;

• соответствуют лицензионным требованиям (ограничениям), предъявляемым к частным охранным организациям;

• соблюдают дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности.

Ряд требований является общими для всех частных охранных организаций. Для отдельных видов охранных услуг установлены также специальные лицензионные требования.

Общие требования и ограничения

К общим требованиям и ограничениям относятся, в частности, следующие положения (ст. 15.1 Закона об охранной деятельности, п. 2(1) Положения о лицензировании):

1) организация должна быть создана в форме ООО и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной;

2) она должна иметь уставный капитал не менее 100 000 руб., в некоторых случаях не менее 250 000 руб.;

3) некоторые лица не могут быть учредителями (участниками) частной охранной организации (например, общественные объединения, иностранные граждане, граждане России, имеющие иностранное гражданство, граждане, состоящие на госслужбе);

4) по общему правилу организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным;

5) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в ее уставный капитал не может быть более 50% от размера уставного капитала;

6) привлеченные денежные средства нельзя использовать для формирования уставного капитала;

7) организации запрещено (если иное не предусмотрено международными договорами РФ) иметь в уставном капитале вклады (доли) иностранных граждан, граждан России, имеющих иностранное гражданство, лиц без гражданства, иностранных юрлиц, а также организаций, в составе учредителей (участников) которых имеются перечисленные граждане и лица;

8) руководитель частной охранной организации должен иметь:

- высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций;

- удостоверение частного охранника. Оно подтверждает право на приобретение правового статуса частного охранника и предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен (ч. 1 ст. 11.1 Закона об охранной деятельности). Удостоверение выдается на пять лет, срок его действия может продлеваться (ч. 3 ст. 11.1 Закона об охранной деятельности). Экзамен сдают по Правилам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587. Указанным Постановлением также утверждены Правила выдачи и продления территориальными органами федеральной службы войск национальной гвардии РФ срока действия удостоверения частного охранника.

Процедура выдачи удостоверения частного охранника регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Росгвардии от 28.06.2019 N 228.

Специальные лицензионные требования

Специальные лицензионные требования установлены по каждому виду охранных услуг (ч. 2 ст. 11.2 Закона об охранной деятельности, п. п. 1, 3 - 8 Положения о лицензировании).

Например, для консультирования и подготовки рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств дополнительно к общим требованиям в штате соискателя лицензии должен быть работник с высшим профессиональным образованием, выполняющий такие трудовые обязанности.

Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности

К этим требованиям относятся, в частности, следующие (ст. 12 Закона об охранной деятельности):

• работникам частной охранной организации запрещено совмещать охранную деятельность с госслужбой либо с работой на выборной оплачиваемой должности в общественных объединениях;

• работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой частная охранная организация заключила договор на оказание охранных услуг;

• специальная форменная одежда и знаки различия не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587.

3. Как уплатить госпошлину

Госпошлина за выдачу лицензии составляет 7 500 руб. Уплатите ее наличными или в безналичной форме до подачи документов (пп. 6 п. 1, п. 3 ст. 333.18, пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, п. 21 Административного регламента, утвержденного Приказом Росгвардии от 28.06.2019 N 229).

Уплата госпошлины подтверждается информацией из ГИС ГМП либо платежным документом. Вы можете представить его по собственной инициативе (п. 43 Административного регламента).

В предоставлении госуслуги откажут, если госпошлина не уплачена (п. 19 Административного регламента).

4. Какие документы подготовить для получения лицензии и как их подать

Состав документов, которые необходимо представить для получения лицензии, зависит от вида охранных услуг (пп. 10.1 - 10.1.5 п. 10 Административного регламента).

Руководитель соискателя лицензии всегда подает (пп. 10.1 - 10.1.5 п. 10 Административного регламента):

• заявление о предоставлении лицензии;

• паспорт гражданина РФ;

• копию документа, подтверждающего наличие высшего профессионального образования;

• копию документа, подтверждающего прохождение повышения квалификации для руководителей частных охранных организаций, со срока выдачи которого прошло не более пяти лет;

• опись.

Этого пакета документов достаточно, например, для получения лицензии с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан (пп. 10.1.1 п. 10 Административного регламента).

Если вы планируете получить, например, лицензию на право оказания охранных услуг по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств, то дополнительно нужно представить (пп. 10.1.3 п. 10 Административного регламента):

• копию штатного расписания, в котором предусмотрена должность юрисконсульта;

• копию должностной инструкции юрисконсульта.

Обратите внимание, что незаверенные копии документов, обязательных для получения лицензии, представляются вместе с оригиналами (п. 12 Административного регламента).

По собственной инициативе можно представить (п. 15 Административного регламента):

• документы, подтверждающие уплату госпошлины;

• сведения из ЕГРЮЛ;

• копию удостоверения частного охранника, выданного руководителю соискателя лицензии;

• копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

• копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке.

При получении лицензии на осуществление нескольких видов охранных услуг представляется один экземпляр пакета документов (п. 11 Административного регламента).

4.1. Как подать документы

Документы должен подать руководитель организации в территориальный орган Росгвардии по месту нахождения организации - соискателя лицензии (ч. 1 ст. 11.3 Закона об охранной деятельности, п. 5, пп. 10.1 п. 10, п. 40 Административного регламента).

Документы (заявление и прилагаемые к нему документы) можно подать как на бумажном носителе (непосредственно или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении), так и в электронной форме. В этом случае их нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя лицензии (ч. 5, 6 ст. 13 Закона о лицензировании, п. п. 13, 34 Административного регламента).

Если вы направили документы в электронной форме, то не позднее одного рабочего дня с момента их поступления в лицензирующий орган вам направят через Единый портал (www.gosuslugi.ru) уведомление об их приеме (п. 36 Административного регламента).

Отказать в приеме документов вам не могут (п. 17 Административного регламента).

Если вы не представили надлежащим образом оформленное заявление и документы в полном объеме, вам направят уведомление о необходимости устранить нарушения и (или) представить отсутствующие документы. Сделать это вы должны в течение 30 дней. Предоставление госуслуги при этом приостанавливается (пп. 8.3 п. 8, п. п. 18, 48 Административного регламента). Если вы не устраните нарушения и (или) не представите документы, которые отсутствуют, в указанный срок, вам откажут в предоставлении госуслуги. Об этом вам направят соответствующее уведомление (п. п. 19, 50 Административного регламента).

5. Какие проверки нужно пройти после подачи документов

После принятия и регистрации заявления в течение 40 дней (п. 16 Положения о лицензировании, п. п. 47, 52, 98 Административного регламента):

1) проводится проверка правильности оформления заявления, полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, в том числе их сопоставляют со сведениями из СЦУО;

2) направляются межведомственные запросы:

- в ФНС России в отношении руководителя и учредителей (участников) соискателя лицензии о представлении сведений из ЕГРЮЛ (пп. 101.1 п. 101 Административного регламента);

- в Росреестр о представлении сведений из ЕГРН о правах соискателя лицензии на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (пп. 101.2 п. 101 Административного регламента);

- в МВД России в отношении руководителя и учредителей (участников) соискателя лицензии. В частности, проверяется информация о наличии (отсутствии) судимости за совершение умышленного преступления (пп. 101.3 п. 101 Административного регламента);

Проверка руководителя соискателя лицензии

В отношении руководителя соискателя лицензии проверяется также дополнительная информация, например о наличии предъявленного обвинения в совершении преступления (до разрешения вопроса о виновности в установленном порядке), о привлечении к административной ответственности за совершение ряда административных правонарушений (пп. 101.3.6 п. 101 Административного регламента).

- в иные госорганы либо организации, которые располагают соответствующими сведениями (п. 102 Административного регламента);

3) проводится внеплановая выездная проверка, в рамках которой устанавливается соответствие соискателя лицензионным требованиям, предусмотренным Положением о лицензировании, и дополнительным условиям согласно заявленному виду (видам) охранных услуг (п. 99 Административного регламента).

Обратите внимание: с 6 апреля 2020 г. выездные проверки соискателей лицензии проводятся дистанционно. При этом используются дистанционные средства контроля, средства фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связь (п. 4 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440).

По результатам проверок будет составлен акт о соответствии (несоответствии) соискателя лицензии предъявляемым требованиям (п. 100 Административного регламента).

Если выявят несоответствие лицензионным требованиям, дополнительным условиям осуществления частной охранной деятельности или найдут в заявлении (прилагаемых документах) недостоверную или искаженную информацию, в предоставлении лицензии откажут. Вам направят соответствующее уведомление в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе (пп. 8.5 п. 8, п. 39, пп. 53.2 п. 53 Административного регламента).

6. В какой срок и в каком порядке выдадут лицензию

Решение о выдаче лицензии примут не позднее 45 календарных дней со дня поступления в орган Росгвардии надлежащим образом оформленного заявления и необходимых документов (ч. 1 ст. 14 Закона о лицензировании, пп. 8.1 п. 8 Административного регламента).

Лицензию вам выдадут (направят) в течение трех рабочих дней со дня ее подписания и регистрации. Лицензию в бумажном виде вы можете получить лично под подпись в лицензирующем органе либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 60 Административного регламента).

Если вы запрашивали электронную лицензию, вам направят ее в форме электронного документа (ч. 9 ст. 14 Закона о лицензировании, п. п. 55, 60 Административного регламента).

Срок действия лицензии - 5 лет. Лицензия заверяется подписью уполномоченного руководителя, заверенной оттиском гербовой печати. Если лицензия оформлена в электронной форме, то она подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного руководителя (п. 55 Административного регламента).

Обратите внимание: срок действия лицензии, истекающий (истекший) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г., продлевается на 12 месяцев (п. 4 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440).

7. Как переоформить лицензию

Лицензию необходимо переоформить в следующих случаях (ч. 1 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности, ч. 2.1 ст. 12, ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании):

• продление срока действия лицензии.

Обратите внимание: срок действия лицензии, истекающий (истекший) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г., продлевается на 12 месяцев (п. 4 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440);

• намерение лицензиата осуществлять новый вид (виды) охранных услуг;

• реорганизация охранной организации.

В связи с особенностями лицензирования в 2020 г. переоформления лицензии не требуется, если охранная организация реорганизована в форме преобразования, слияния или присоединения (п. 7 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440);

• изменение наименования охранной организации или места ее нахождения.

В связи с особенностями лицензирования в 2020 г. переоформления лицензии не требуется, если изменено место нахождения охранной организации, место осуществления деятельности в связи с переименованием географического объекта, улицы, площади или иной территории, изменением нумерации или изменено наименование охранной организации (п. п. 6, 7 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440);

• изменение в соответствии с нормативным правовым актом РФ наименования лицензируемого вида деятельности, перечней услуг, оказываемых в составе конкретных видов деятельности. Необходимость переоформления лицензии должна быть установлена этим нормативным правовым актом.

Обратите внимание: действие лицензии не приостанавливается на период ее переоформления (ч. 4 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности).

За переоформление лицензии необходимо уплатить госпошлину в следующем размере (пп. 6 п. 1, п. 3 ст. 333.18, пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, п. 21 Административного регламента):

• 3 500 руб. - за переоформление лицензии в связи с внесением дополнений в сведения об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности (то есть организация планирует осуществлять новые виды охранных услуг);

• 750 руб. - в иных случаях.

При переоформлении лицензии проводятся проверки, аналогичные проверкам при ее выдаче (п. п. 86, 87 Административного регламента).

7.1. Какие документы подать для переоформления лицензии

Руководитель лицензиата для переоформления лицензии подает (пп. 10.3 п. 10 Административного регламента):

• заявление о переоформлении лицензии;

• документ, удостоверяющий личность;

• оригинал лицензии;

• документы, предусмотренные пп. 10.1 п. 10 Административного регламента, по соответствующим видам охранных услуг, не указанным в действующей лицензии, - в случае намерения осуществлять новые виды услуг.

Если переоформляете лицензию на осуществление нескольких видов охранных услуг, представьте один экземпляр пакета документов (п. 11 Административного регламента).

Для переоформления лицензии с целью продлить срок ее действия руководитель лицензиата должен подать заявление и документы не позднее 60 календарных дней до дня окончания срока действия лицензии (п. 83 Административного регламента).

При реорганизации охранной организации либо изменении ее наименования или места нахождения необходимо в течение 15 суток с даты внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ либо с даты изменения места нахождения подать в лицензирующий орган, выдавший лицензию (ч. 3 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности):

• заявление о переоформлении лицензии;

• документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства (реорганизацию юрлица, изменение его наименования или места нахождения).

7.2. Как подать документы для переоформления лицензии

Документы можно подать как на бумажном носителе (непосредственно или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении), так и в электронной форме. В последнем случае подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью (п. п. 13, 34 Административного регламента).

Последствия представления неполного комплекта документов или неправильно заполненного заявления такие же, как и при получении лицензии.

7.3. В какой срок и в каком порядке выдадут новую лицензию

Решение о переоформлении лицензии примут в срок не более 30 календарных дней со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления и документов (пп. 8.2 п. 8 Административного регламента).

О выдаче лицензии вас уведомят. Новую лицензию вам выдадут (направят) в течение трех рабочих дней со дня ее подписания и регистрации (п. 93 Административного регламента).

Лицензию в бумажном виде вы можете получить лично под подпись в лицензирующем органе либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 93 Административного регламента).

Если вы запрашивали электронную лицензию, вам направят ее в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного руководителя (ч. 9 ст. 14 Закона о лицензировании, п. п. 55, 93 Административного регламента).

Новая лицензия оформляется на срок действия ранее выданной лицензии. Она заверяется подписью уполномоченного руководителя, подпись которого заверяется гербовой печатью. Если лицензия оформлена в электронной форме, то она подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного руководителя (п. п. 55, 88 Административного регламента).

8. Что изменится в процедуре получения и переоформления лицензии с 1 января 2021 г.

С 1 января 2021 г. лицензирование будет осуществляться по реестровой модели, то есть право заниматься определенной деятельностью будет подтверждаться записью в реестре лицензий. В связи с этим изменится, в частности, следующее:

1) под лицензией будет пониматься спецразрешение на право юрлица или ИП осуществлять конкретный вид деятельности (выполнять работы, оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ);

2) днем предоставления лицензии будет день внесения в реестр записи о предоставлении лицензии (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ);

3) бумажную выписку из реестра лицензий можно будет получить за плату. Выписка в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, будет предоставляться бесплатно (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ);

4) заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы нужно будет направлять в лицензирующий орган в форме пакета электронных документов. Идентификация и аутентификация заявителя будет проходить с использованием ГИС ЕСИА (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ);

5) на бумажном носителе заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы можно будет представить в лицензирующий орган или МФЦ (если услуга предоставляется через МФЦ) непосредственно или заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ);

6) в течение трех рабочих дней со дня внесения в реестр записи о предоставлении лицензии вам направят уведомление о предоставлении лицензии. В зависимости от выбранного вами варианта его направят в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо документа на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ);

7) если вы укажете в заявлении о предоставлении лицензии, что хотите получить выписку из реестра в форме электронного документа, то лицензирующий орган одновременно с уведомлением направит вам выписку в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ);

8) если вы укажете в заявлении, что выписку необходимо получить на бумажном носителе, то лицензирующий орган одновременно с уведомлением направит выписку из реестра заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ);

9) чтобы переоформить лицензию, лицензиату (его правопреемнику или иному лицу, предусмотренному федеральным законом) нужно будет направить в лицензирующий орган соответствующее заявление в форме электронного документа с использованием ГИС ЕСИА (п. 11 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ);

10) заявление о переоформлении лицензии на бумажном носителе по форме, утверждаемой лицензирующим органом, можно будет представить в лицензирующий орган или МФЦ (если услуга предоставляется через МФЦ) непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 11 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ);

11) в заявлении о переоформлении лицензии можно будет попросить направить в электронной форме информацию по вопросам переоформления (п. 11 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ);

12) сведения о конкретной лицензии можно также получить в лицензирующем органе или МФЦ (если это предусмотрено законодательством) в форме документа на бумажном носителе (непосредственно или заказным письмом с уведомлением о вручении) либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Эти сведения выдадут не позднее трех рабочих дней с момента получения соответствующего заявления в виде выписки из реестра лицензий, копии акта лицензирующего органа о принятом решении или справки об отсутствии запрашиваемых сведений (если в реестре нет сведений или невозможно определить конкретного лицензиата) (п. 13 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ).