«У меня есть дочь-подросток, она хорошо учится в школе, занимается спортом, в дурных компаниях не замечена. Но я все-таки переживаю из-за того, что она излишне, как мне кажется, увлечена музыкой хип-хоп и особенно одним популярным исполнителем. Не пропускает ни одного концерта, все стены завешаны постерами с изображением кумира. Хотелось бы думать, что это временное увлечение и с возрастом пройдет. Но вдруг зайдет слишком далеко?» Это обеспокоенное письмо было прислано на один из психологических форумов в интернете, где обсуждалась тема подросткового фанатизма. Попробуем разобраться, действительно ли стоит тревожиться в такой ситуации.
В капле – лекарство, в ложке – яд
Автор письма, начало которого приведено выше, в продолжении пишет, что в юности сама не избежала увлечения русским роком:
Я очень любила песни Виктора Цоя, они были сильно созвучны моему состоянию. Но некоторые его фанаты произвели на меня крайне странное впечатление. Мне было непонятно, как это один человек (или группа) может заменить другому человеку целый мир, буквально изменить его жизнь. Мы ездили на Богословское кладбище, где похоронен Цой, были на «Камчатке» – в котельной, где он работал, ходили на концерты всех групп подряд: «Алисы», «ДДТ», «Аквариума», «АукцЫона», просто шлялись по городу, влюблялись, дружили, пели песни, пробовали сочинять сами. Вспоминаю это время с большой теплотой. <…> Меня окружали люди, которые находились на одной волне со мной. А потом это прошло, и все мы разлетелись в разные стороны.
Мать 15-летней девочки встревожена вовсе не потому, что та «фанатеет» и что предмет увлечения – музыка другого поколения. Ей страшно за будущее дочери, потому что подобное проявление эмоций, считает она, рискованно для незрелой психики. Весь вопрос в количестве, как в пословице «В капле – лекарство, в ложке – яд». У фанатов, как правило, есть потребность постоянно слушать, искать информацию, записи, делиться своей радостью с окружающими (большинство из которых относятся к увлечению равнодушно, а иногда отмахиваются или насмехаются). Кто-то окружает себя артефактами, относящимися к предмету обожания: вешает на стену постеры, цепляет на одежду значки и наклейки с изображениями любимых лиц. А кто-то идет еще дальше, делая принты на простыне и пододеяльнике, чтобы даже ночью не расставаться с кумиром.
Помню, это было похоже на запой, да и лексикон, которым эти состояния обозначались, был похож на жаргон людей, зависимых от химических веществ: «штырит», «кайф», «затащился». Но главное, что многие девочки из той компании только и говорили, что о популярных рок-музыкантах. На концертах они старались пристроиться как можно ближе к центру танцпола, а потом возбужденно обсуждали, «заметил» ее кумир в толпе или нет. Если кому-то из них казалось, что один из музыкантов выхватил ее взглядом со сцены и даже подмигнул, радости не было предела. А ведь некоторые из тех девочек исчезали в гримерке после его царственного мановения руки! Сейчас замечаю похожую страсть за своей дочерью, и становится тревожно, – продолжает автор письма.
От увлечения до одержимости
«А если я не хочу, не хочу быть собой? Если мне не интересно искать себя? Если где-то есть кто-то, кто является мной больше, чем я сам? Я не могу его превзойти, но я хотел бы стать его частичкой, делать то, что делал он, понимать то, что понимал он», – так говорит один из героев фильма Сергея Лобана «Шапито-шоу», оголтелый фанат-подросток, который полностью слился со своим кумиром, носил такую же одежду и даже говорил и пел его голосом.
Ничего плохого нет, если человек искренне зажигается какой-то темой, и этот интерес подталкивает его создать вокруг себя группу единомышленников. В каждом фан-клубе образуется практически свой язык и символика. Подростки начинают читать те же книги, интересоваться теми же культурными сферами, что и их кумир, им прививается даже привычка к чтению и вообще к творчеству.
Плохо, когда у человека внутри душевная полость, которую обязательно надо чем-то заполнить, найти некий духовный костыль. Очень часто жизнь услужливо подставляет этот костыль в виде фанатских групп, нетрадиционных религий, компьютерных игр. И если одних людей это обогащает, то другие теряют себя. Часто увлечение постепенно переходит в зависимость, а та, в свою очередь, – в одержимость.
В одном из документальных фильмов, посвященных Цою, кто-то из близких ему людей высказал верную мысль: если ты скорбишь по своему кумиру, не стоит намыливать петлю. Лучше посмотри на мир глазами любимого артиста и сделай то, что хотел бы сделать он, но не успел. Например, займись благотворительностью или волонтерством, помоги кому-нибудь. Проживи жизнь «за себя и за того парня», и легче станет и тебе, и другим. Ведь не зря он пел: «Попробуй спеть вместе со мной, вставай рядом со мной», а вовсе не «стань мной». К сожалению, этот фильм не дошел до широкой публики. А жаль — может быть, одна эта мысль подвигла бы кого-то на добрые дела, а кому-то сохранила бы жизнь.
«Ветрянка» для укрепления чувств
Фанатизм как создание идеала, восхищение идеалом – это нормальное состояние в подростковом возрасте, – считает психолог проекта «Мы рядом 2020» Анастасия Турчанинова. – Любой подросток ищет маяк, который задаст ему вектор развития, и важно такой маяк иметь вне семьи. Восторженность первой влюбленности – это чистая и яркая энергия, и не так уж важно, где обитает ее объект: в соседнем подъезде или в Голливуде. Такие чувства пробуждают фантазию, заставляют душу трудиться, а ум – мечтать и фантазировать. Их смысл в том, чтобы научиться распознавать и проявлять эмоции, справляться с волнением, держать себя в руках. Можно сказать, что это «генеральная репетиция» настоящей любви.
По мнению Анастасии Турчаниновой, опасность возникает тогда, когда девочка-поклонница встречается со своим кумиром в реальности. Вот в этом случае взрослый искушенный человек может ее просто использовать, поманить сладкой конфеткой взрослой свободы, а это пагубно отразится на психике подростка, нанесет трудноизлечимую травму. Девочка может запутаться в созависимых отношениях, как в паутине, и будет тратить свои юные годы на воображаемую связь и бесплодные ожидания, все чувства отдавая придуманному образу. Родителям важно поддержать ее, но в то же время объяснить, что ответ в Instagram и виртуальный букет цветов – это еще не приглашение на свидание, а просто необязательный знак внимания, и все, что делается в соцсетях, – это понарошку. И совершенно не стоит серьезно надеяться на дружбу и тем более на роман с кумиром. В практике Анастасии был случай, когда девочка не пошла на семейное празднование Нового года, потому что ее предмет обожания, известный фигурист, обещал прийти в гости. Она ждала, что он «вот-вот позвонит в дверь». А парень просто решил подшутить над преданной поклонницей...
Если девочка и ее кумир никогда не встретятся, то неизбежное разочарование и остывание чувства произойдет не драматично, а, напротив, безболезненно и даже целительно, и его тоже важно вовремя прожить. Фанатизм или участие в субкультуре обычно длится всего год-два, это то же самое, что переболеть ветрянкой или корью, и только укрепляет жизненный иммунитет. Главное, чтобы родители подростка поняли: в его возрасте красить волосы в зеленый цвет или носить значки с изображением такого же зеленоволосого «героя» – это норма. Это проходит, когда подростки обретают зрелость чувств. Главное – не застрять в этом состоянии. Иногда оно затягивается, и уже взрослая девушка продолжает искать свой идеал за пределами реального мира (что, к счастью, бывает крайне редко) – в этом случае приходится пользоваться услугами психотерапевта.
Все-таки любой опыт ранней юности полезен, – заканчивая свое письмо, приходит к выводу мать девочки-подростка. – Единомышленники рядом, прикосновение души к душе, дорога со свежим ветром и цель, как негаснущая звезда... Теперь мне кажется, что это один из лучших способов жить.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.