Врут все.
Примем это за первую аксиому.
За вторую примем, что поводов для вранья в нашей жизни неисчерпаемо, но чаще мы врем безо всякого повода.
Мы врем много, самозабвенно, в большом и малом. Причина? О, она стара, как мир! Не обязательно даже из необходимости что-то скрыть или выдать за правду. И не обязательно из материальных соображений. Просто жизнь подчас бывает однообразна, нестерпима, в ней ничего не происходит или происходит не то и не так, как бы нам хотелось. И мы ее как бы дополняем, преобразовываем, делаем ярче, яснее, насыщенней и интересней.
Но этой стороны лжи - вдохновенной - мы особо касаться не будем. Будем считать меньшим из зол. Поговорим о лжи профессиональной. Есть целый набор профессий, в которых ложь является профессиональным условием.
Как правило, это относится к профессиям, которые связаны с гуманитарной, идеологической, интеллектуальной сферой. Здесь ложь, а правильнее сказать, фантазия, умение создавать абстракции, более или менее убедительные полотна, являются условием профсостоятельности.
Разумеется, нужны примеры. Чтобы не растекаться мыслями по древу, не приводить многостраничный список таких профессий, я выделю только одну.
Журналистику. Путеводителем по которой я бы назвал старую добрую книжку Валерия Аграновского «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике».
Кто не читал, сочувствую.
Оттолкнувшись уже от названия, заметим, что издана она была ещё в 1976 году, и за истёкшие с почти полвека информационной эпохи, разумеется, изрядно устарела. Профессия получила новое развитие, вышла из берегов, норм и редактур, не говоря уже о цензуре, мутировал в блогенство, твитерство, инстаграммство, телеграфистов, фейсбучничество, и ныне является воистину самой изощренной многоголовой гидрой по части воздействия на умны и сердца абсолютно невооруженных против неё людей.
Заметим, людей, капитально подсаженных на все виды печатных, радийных, телевизионных, электронно-сетевых новостей, взявших слушающее, читающее, глядящее человечество в плотное пульсирующее кольцо.
Безбрежное море политических, идеологических, религиозных и атеистических направлений, креативных жанров, форматов, не устающих меняться.
Одно и то же событие, рассказанное разными генераторами новостей, будет событиями разными, непохожими друг на друга и чаще всего мало соответстветствующими беспристрастной правде. Беспристрастность, кстати, тоже стала блестяще конструироваться и в этой информационной безнадёге, синергетике, хаосе мы живём, напитываемся сведениями, складываем из них для себя картину мира. При этом, между нами, девочками, сами нередко ложь выдавая за правду, а правду считая враньём.
Ибо ранее собранное из вранья знание закостенело до убеждений, а убеждение, как говаривал товарищ Гёте, - это не начало, а конец всякого познания.
Примем это за третью и последнюю аксиому.
Как не попадаться на удочку, в другой раз...