Найти тему
Remont1969

Броня двуединой монархии. Часть 7. Hora-Holt. Полугусеничные фантазии наследников империи.

Hora-Holt?/полугусеничный грузовик на шасси Raba V

Страна: Австро-Венгерская империя/Венгрия

Производитель: Raba

Годы производства: 1917-1918

Произведено: 1?

Масса пустого: 4000 кг

Нагрузка: 4000 кг

Размеры: 6200х2000х2600 мм

Двигатель: Praga (4-х цилиндровый с водяным охлаждением, 6.839 cm3, 40 л.с.)

Альтернативные историки, опирающиеся на редкие или никому кроме них неизвестные фотографии, озвучивают мнение, что для австро-венгерской армии были разработаны или даже построены образцы танка, имеющего условное название Liptak Pal Wagen на шасси трактора Holt и броневика на полугусеничном шасси Raba V под условным названием Hora-Holt. Казалось бы, какое отношение имеют эти проекты к истории танка. Но эти фантазии тесно перекликаются с историей полугусеничных тракторов Холт в Австро-Венгрии, которая в итоге привела к созданию немецкого танка A7V именно в том виде, в котором все его знают. А история первых венгерских гусеничных танков и броневиков не выдерживает никакой проверки и больше похожа на историю о "великом изобретателе Накашидзе" и первом российском бронеавтомобиле.

Существует единственная доступная фотография интересной полугусеничной грузовой машины - судя по внешним признакам это вариант субвенциального грузовика Rava V. Rava V производился в Венгерской империи c 1913 года по документации богемского завода Pražská továrna na automobily, который в свою очередь был совместным проектом První Českomoravská továrna na stroje v Praze (будущее ЧКД) и производителя вагонов заводы Рингхоффера (Ringhofferovy závody a.s.), на грузовики Praga V. Очень удачные машины производились в обеих частях империи и поставлялись в армию. Гусеничный движитель машины на фотографии имеет общие черты с движителем тракторов Холт, двенадцать которых были в 1914 году поставлены в Австро-Венгрию и использовались там в артиллерии с начала войны. Несмотря на общую схожесть налицо самостоятельная венгерская конструкция с более узкими гусеницами и другими пропорциями катков по сравнению с американским оригиналом.

-2

Еще до начала войны в 1914 году американская компания Holt наконец пробила стену в "обороне" европейцев и через своего представителя в Будапеште поставила в двуединую монархию 12 полугусеничных тракторов Holt 75. После начала войны трактора сразу были "национализированы" и отправлены в армию, как тягачи для тяжелой артиллерии. Пишут, что именно применение этих тракторов в артиллерии в Австрии и Германии подтолкнуло английскую, французскую и русскую армии к закупке машин Холта для своих вооруженных сил. Несмотря на многократно повторяющуюся информацию, ни в Венгрии на фирме Ганц, ни вообще где-либо в Австро-Венгрии не было не только лицензионного, но и вообще какого-либо производства полугусеничных тракторов, как бы этого не хотелось самим венграм. Два из двенадцати тракторов были переданы Германии. Изучив и фактически скопировав американское шасси, Фольмер начал производство гусеничных движителей для первых немецких танков.

Трактор Холт в австрийский армии.
Трактор Холт в австрийский армии.

Вот на этом фоне Венгрия и стала, наряду с другими странами, участниками и не участниками войны родиной "военных слонов", то есть местом где были первыми изобретены, сконструированы, а то и построены первые танки, бронемашины и ... Почему об этом здесь пойдёт речь, ведь сразу, еще 370 статей назад, писал: "Никаких проектов и чертежей, только реальное. Но о той машине, которая на фотографии в заглавии нет никакой информации, кроме фотографии, так почему бы не связать реальные трактора Холт 75 поставленные в Венгрию, полугусеничный грузовик и нереальные проекты.

-4

Первым "нереальным" объектом в этой коллекции является танк Пала Липтака (Liptak Pal Wagen), существуют даже фотографии этой машины, на поверку оказывающиеся модельками. На эскизе машины написано - Холт 1910, Липтак Пал -1913. Но поставленные в 1914 году трактора Holt 75 начали выпускаться только в 1913 году, а модели Холта 1910 года никак не годятся для ношения брони, Инженер фирмы Ganz Пал Липтак (Lipták Pál), которому приписывается конструкция танка на шасси Холт не смог бы в 1913 году нарисовать, потому что в глаза еще не видел 75-х Холтов. В широко распространенном эскизе и первого - пулеметного, и второго пушечного танков всё не так - даты, техника, да даже предполагаемый автор танка Lipták Pál на самом деле не работал на фирме Ганц, и, хотя он был вторым в Венгрии доктором технических наук, занимался в своей фирме строительными конструкциями и был крайне далек от транспортного машиностроения.

-5

Вторая фантазия венгерских "альтернативщиков" связана с полугусеничным броневиком обр. 1916 года, производства фирмы Aurora Budapest. Рисунки полугусеничного Hora-Holt с бронекорпусом Raba VP, объединяют у альтернативных историков шасси Раба V с задним гусеничным движителем Холта, как на фотографии в заглавии статьи, и бронекорпус от полицейского броневика, созданного только в 1925 году. С технической точки зрения ничего не мешало поставить такой бронекорпус на полугусеничное шасси и испытать его хотя бы и в 1925 году. Но после 1925 года еще несколько лет в Венгрии работала Контрольная комиссии союзников и ничего, имеющего гусеницы, они бы построить или купить не позволили бы, так как это нарушало условия послевоенного мира. А 1916 год невозможен по очевидной причине - таких бронекорпусов тогда ещё не было.

-6

Ну и ещё одной "легендарной" венгерской бронемашиной Первой мировой стал - Кротъ. "Альтернативный танком" имел корпус похожий на A7V и с движителем от полугусеничного Holt 120. Проект был разработан в 1917 году и имел собственное имя Vakond - по русски - Кротъ, да танк назывался именно это мелкое слепое животное, копающее в земле норы. Вряд ли бы в Венгрии имели в 1917 точную информацию о 120-м Холте, рассматривали немецкого утюга в качестве образца, да и назвали бы этого монстра "кротом". Как сказали бы Разрушители легенд - 100% фэйк.

-7

Но Ваконд не умер, если поискать в интернете связь слов Ваконд, Первая мировая война и Венгрия то найдется очень забавная машина, только не наземная, а подземная - боевая проходческая машина. К сожалению пока ссылки на неё нашлись только в венгерской части интернета с минимумом информации, а эти товарищи, как видно было выше, известные выдумщики.

-8

Источники:

https://landships.activeboard.com/t64175230/austro-hungarian-a7v-vakond-tank-fake-or-not/

Hajdú Ferenc, Sárhidai Gyula "A Magyar királyi honvéd Haditechnikai Intézettől a HM Technológiai Hivatalig"