БАЛЛАДА ОБ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ
Гитарист Рафаил Губайдуллин является одним из символов Пензы. В 1967 году Раф создал свой первый рок-состав «Аврора». Позже, находясь под влиянием музыкальных экспериментов легендарного Джими Хендрикса, он собрал другой ансамбль – «Мираж». В 1970 году, после выступления на горьковском рок-фестивале «Серебряные струны» о Рафе и его «Мираже» написали даже американские музыкальные издания «Billboard» и «Rolling Stone». Позже Раф пытался работать в филармониях, но нашу эстраду в 70-х годах накрыла волна жесткой цензуры, и в итоге талантливый музыкант ушел играть в рестораны, где свободы было больше. В 1997 году выступил на рок-фестивале «Марока». Находясь в окружении более молодых групп, Раф вновь сорвал гроздь оваций и подтвердил славу лучшего гитариста Пензы. В 2001 году у Рафа случился инфаркт, после которого на сцену он уже не выходил. 1 января 2017 года музыкант умер. Ему было 66 лет, и половину своей жизни Раф прошел рука об руку со своей женой Галиной…
Двое
Судьбоносная встреча произошла в феврале 1984 года. Раф тогда работал в ресторане «Волга» и находился на гребне успеха. Несмотря на то, что кухня в том ресторане была очень неплохой, люди ходили туда прежде всего послушать Рафа, настолько он восхищал публику своим мастерством. Когда он начинал играть, держа гитару за головой, эйфория наполняла зал, и публика начинала орать и визжать.
Галина в тот вечер решила вместе с подружками отдохнуть в ресторане. Увидев на сцене Рафа, она уже не отводила взгляда от гитариста. Он, конечно, был уже не молоденький мальчишка, у него даже наметилась небольшая лысинка. Зато энергии от него исходило, как в юношеские годы. В перерыв Раф подсел к девчонкам. Галина и гитарист познакомились, разговорились - и, кажется, понравились друг другу. Раф старательно обволакивал новую знакомую своими чарами и пускал в нее стрелы Амура – одна из стрел достигла своей цели.
Через неделю они случайно встретились на Московской. Галина гуляла по магазинам, а Раф возвращался домой после репетиции с гитарой в руках.
- Слово за слово, – вспоминает Галина, - и мы с ним куда-то пошли, посидели, поговорили. С этого все и началось. 6 лет мы с ним прожили вне брака, а в 1990 году поженились. Причем я не настаивала на том, чтобы обязательно выйти замуж. Люди живут вместе, если понимают, что рядом с тобой – твой человек.
Та встреча в ресторане кажется полной мистики. Будто бы это ангел надоумил Галину пойти тогда с подругами, и он же нашептал Рафу присесть за столик именно к ней. Музыкант тогда находился в состоянии бракоразводного процесса со своей второй женой, и его мнение о женщинах после двух неудачных браков было не самым лучшим. Галина тоже недавно рассталась с мужем. Они оба нуждались в поддержке, и высшие силы позаботились, чтобы Раф и Галина встретились. Произошло то, что называется одним словом: чудо!
Все могло быть не так
Впрочем, они могли познакомиться и раньше, за 10 лет до той встречи, в 1974 году. Раф тогда жил в Горьком, и бывал в Пензе только наездами. Но в тот год у него заболела мама, и он вместе с женой переехал в Пензу, а для подработки устроился играть на танцы в парк Белинского.
Удивительно то, что Галина до этого никогда не бывала в парке Белинского. Она жила на Шуисте, и у тамошней молодежи были свои места гуляний – Комсомольский и Дзержинский парки. Но ноги вдруг сами понесли 16-летнюю девушку в Белинский, где она в первый раз увидела Рафа.
- У него было широкое лицо, а еще он носил баки, что делало его лицо еще шире. Но стройный он был до невозможности, - рассказывает Галина Губайдуллина. – А еще на нем были полосатые джинсы, которые произвели на меня неизгладимое впечатление. Как потом выяснилось, модник он был страшный, любил одеваться, и у него имелось много модных прикидов.
Его «коронкой» была «битловская» «Yesterday». Вообще он знал практически весь репертуар «Битлз», а я принадлежала к биг-битовому поколению. Под песни «Битлз» тогда совершались научные открытия, создавались космические ракеты, лучшие в мире самолеты и электронно-вычислительные машины. Это была эпоха романтики. На этой почве позже и произошло наше с Рафом сближение.
В том же 1974 году они могли встретиться в Ташкенте, куда Галина приезжала погостить к родственникам. А Раф туда нагрянул к отцу, который уехал в Среднюю Азию после развода с матерью. Но тогда они снова прошли мимо. Видимо, было еще не время для встречи. Но они искали друг друга. Об этом говорят их недолгие прежние браки, а также песня, которую Раф сочинил в годы поисков:
«Поцелуи губ твоих –
Словно сладкий дикий мед.
Я боюсь глаза свои открыть,
Потому что сон пройдет…»
Когда они, наконец, нашли друг друга, то не расставались до самой смерти.
Таким он парнем был!
- Раф оказался очень тонким и хорошо образованным человеком. Мы постоянно говорили о политике, литературе, истории, философии. И, конечно же, о музыке, - рассказывает Галина. – Когда мы сидели в компании, и ребята начинали перебирать названия гитар: «Фендер Стратокастер», «Гибсон» - и если я тоже говорила что-нибудь на эту тему, то Раф обязательно замечал: «Ну, Губайдуллина, я тобой горжусь!» И его глаза при этом сияли от удовольствия.
Раф был очень светлым и жизнерадостным человеком, и любил жизнь во всех ее проявлениях. Первые годы, которые мы с ним прожили, мы даже не ругались ни разу. Нам всегда хотелось сделать друг другу что-то приятное. Он дал мне много доброты, любви и заботы. Поскольку я родилась в феврале, мне было особенно приятно, что на мой день рождения он обязательно где-то находил цветы, хотя с цветами в Пензе в те времена было плохо.
Рафаилу очень нравился чернокожий гитарист Джими Хендрикс, его импровизации на драйве. Но когда он включал эту музыку на полную мощь, я выходила из дому, потому что не могла ее слушать. А когда Раф умер, я прослушала все, что он любил. Меня это спасало от одиночества.
Смерти – нет!
Раф запомнился, как энергетически очень сильный человек. Возможно, именно поэтому умирал он мучительно. У него было тяжелое заболевание - быстропрогрессирующий надъядерный паралич. По статистике на сто тысяч населения бывает один случай заболевания, и он в эту статистику попал.
- У Рафа были большие серые глаза, - вспоминает Галина, - а тут они стали выцветать. Я подходила к нему, когда он лежал, и видела, что он угасает. И у меня было такое состояние, будто я умираю вместе с ним. Когда мужа не стало, я долго не могла прийти в себя. Минуло уже три с половиной года, а я только-только, мелкими шажками начала отходить от этой ситуации. Никогда не думала, что могу так тяжело воспринять его смерть. И тогда я решила, что живу для того, чтобы сохранить память о Рафе…
70 лет – это все-таки мало
В этом году, 10 августа Рафу исполнилось бы 70 лет. Свои дни рождения он всегда отмечал на природе. Лето. Тепло. Поспели фрукты и ягоды. Раф еще очень любил, чтобы Галина приготовила что-нибудь домашнее…
В день юбилея друзья собрались на кладбище. Захватили с собой нехитрую снедь, разлили по стаканам немудреную выпивку. Они вспоминали Рафаила, смеялись над забавными случаями, которых бывало предостаточно на рок-концертах, вполголоса напевали любимые песни. Но главным мотивом этой встречи стала невысказанная вслух мысль о том, что истинную любовь убить нельзя. Она продолжает жить даже после смерти…