Всем привет!
Рано или поздно увлеченный велосипедист примет решение сменить классические педали (они же "топталки") на контактные педали. Это дает массу преимуществ, начиная от четкой фиксации стопы на педали и заканчивая более эффективным круговым педалированием, которое поможет спасти Ваши коленные суставы
Контактных педалей множество, но в основном можно выделить контактные педали SPD для МТБ, SPD-SL для шоссейного велосипеда.
Нельзя сказать, что применяются SPD только для МТБ, а SPD-SL только для шоссера, просто так рекомендует производитель, но в этой рекомендации есть исключения, которые вытекают из достоинств и недостатков. Также, сразу оговорюсь - что есть еще производители, которые функционалом напоминают и SPD, и SPD-SL, но креплением отличается.
Подробнее пройдем сперва по SPD (Shimano Pedaling Dynamics).
Посадочный стандарт SPD представляет из себя крепёж на два близко расположенных друг к другу винта, прикручиваемых поперёк подошвы. В обуви обычно расположены два ряда по два отверстия, что позволяет крепить шип ближе к носку или дальше от него, а так же сама металлическая планка в подошве обуви может смещаться вперёд или назад, пока шип не затянут, для более точного выставления шипа.
Стальной шип на велоботинках обычно не выходит по высоте за протектор подошвы, поэтому во всех случаях не езды, вы можете прогуливаться, заходить в магазин, оставить велосипед и пойти по делам. Это является основным преимуществом, так как это не доставляет дискомфорта в движении и не в коей мере не причиняет урона шипам (они же стальные!!). Еще одно из преимуществ SPD корпус самой педали двусторонний, поэтому очень удобно встегиваться. Минусы - это больший вес, недостаточная жесткость.
Теперь о SPD-SL
Шип пластиковый или композитный, шириной во всю подошву. Шоссейная контактная обувь не имеет протектора на очень жёсткой подошве, из-за чего ходить пешком в такой обуви практически не возможно. Это главный недостаток этого шипа. Также, при ходьбе, шип может повредиться от соприкосновения с асфальтом и камнями, после чего дальнейшая поездка будет уже менее комфортна, и придется докупать шипы. НО, то что вы получите взамен с лихвой покроет этот недостаток: у Вас будет идеальный контроль с велосипедом, жесткость велоботинка, что очень сильно влияет на комфортное педалировавание.
Резюмирую все вышесказанное: SPD подходят больше на МТБ велосипеды, но можно, и удобно, применять на шоссейном велосипеде. В случае интенсивных поездок или тренировок на шоссейном велосипеде - использование только SPD-SL, которые дают большую эффективность, и, соответственно, развиваемую мощность.
Я делал обзор - сравнение педалей SPD 520 и MAVIC ZXELLIUM ELITE (аналог, SPD-SL), ниже ссылка, проходите, там более наглядна видна разница между этими системами