США выводят войска из Германии ради того, чтобы усилить сдерживание России, заявили в Пентагоне 9 августа. По словам американского министра обороны Марка Эспера, больше частей будет передислоцировано «дальше на восток, ближе к российским границам». Тем не менее, пока известно о переброске лишь 5,6 тыс. германского контингента США в другие европейские страны, среди которых – совсем не восточные Бельгия и Италия, в то время как 6,4 тыс. отправятся домой. Внутренние противоречия в американском руководстве по отношениям с европейскими союзниками, а также возможное развитие трансатлантических разногласий в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал научный сотрудник Стэнфордского института международных исследований (FSI) Стивен Пайфер.
– США намерены заключить с Россией новое соглашение о нераспространении ядерного оружия, заявил американский президент Дональд Трамп 1 августа. Как вы оцениваете такую инициативу? Могут ли США в этом случае согласиться на продление Договора СНВ?
– Трудно оценить позицию администрации Трампа по контролю над вооружениями, потому что она не описана в деталях. Чиновники администрации явно хотят вовлечь Китай в переговорный процесс, но они не объяснили, как может выглядеть трехстороннее соглашение, когда у США и России более чем в десять раз больше ядерного оружия, чем у Китая. Точно так же администрация хотела бы вести переговоры о сокращении нестратегических ядерных вооружений, где Россия имеет большое численное преимущество, но не предложила ничего, что могло бы побудить Москву заняться этим оружием.
Между тем, Вашингтон не принял предложение России продлить действие нового договора СНВ, срок действия которого истекает в феврале 2021 г. Продление договора на пять лет, как позволяют его положения, отвечало бы интересам обеих стран. Оно позволит сохранить ограничения на стратегические силы обеих сторон и прозрачность, которую каждая получает в отношении сил другой стороны благодаря положениям о проверке. Продление на пять лет также даст Вашингтону и Москве время, чтобы решить, что они могут сделать дальше по контролю над ядерными вооружениями.
– США готовы сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом, сообщил советник президента Трампа по национальной безопасности Роберт О'Брайен. Как вы оцениваете перспективы такого сотрудничества на фоне разногласий между двумя странами в Прибалтике, на Ближнем Востоке и в других регионах мира? Насколько серьезно американцы готовы к такому сотрудничеству?
– Сотрудничество в борьбе с терроризмом отвечает интересам как Соединенных Штатов, так и России, но чиновники по борьбе с терроризмом никогда не могли использовать его на полную. Отчасти проблема заключается в том, что страны имеют разные приоритеты в борьбе с терроризмом.
Когда я принимал участие в этих дискуссиях во время первого президентского срока Джорджа Буша-младшего (2001‑2004 гг.), США основное внимание уделяли «Аль-Каиде» и «Талибану», а российские официальные лица – Чечне. Также было трудно заставить разведывательные службы сторон обмениваться оперативной информацией, которая могла бы быть использована для борьбы с террористическими ячейками и операциями, хотя я отмечаю, что американские официальные лица недавно передали российским властям информацию, которая помогла им сорвать запланированную операцию террористов.
– Ранее координатор Госдепартамента по Арктическому региону Джим Дехарт заявил, что Соединенным Штатам важно продолжать сотрудничество с Россией в Арктике. Каковы перспективы взаимодействия двух стран в освоении Арктики и Северного морского пути?
– Арктика меняется под воздействием климатических изменений. Это открывает новые морские пути и новый доступ к ресурсам, хотя добыча этих ресурсов должна осуществляться чрезвычайно осторожно, чтобы не нанести ущерба хрупкой арктической экологии. Соединенные Штаты и Россия, наряду с другими арктическими странами, такими как Канада, Норвегия и Исландия, заинтересованы в сотрудничестве по арктическим вопросам.
– Президент Трамп объявил о выводе из Германии почти 12 тыс. американских военнослужащих. По словам главы Пентагона Марка Эспера, 6,4 тыс. человек вернутся домой, а почти 5,6 тыс. военнослужащих будут направлены в другие европейские страны НАТО. Уже известно, что часть солдат отправится в Польшу и, возможно, в Прибалтику. Почему Трамп принял такое решение?
– Решение о выводе американских войск из Германии было принято президентом Трампом потому, что он был недоволен канцлером Германии Меркель – возможно, из-за ее решения не присутствовать на предложенном им саммите G7 в Кэмп-Дэвиде.
Потребовались недели после того, как стало известно о решении президента, чтобы высокопоставленные руководители Пентагона представили детали и военное обоснование сокращения. Это предполагает, что они также были застигнуты врасплох.
Причины, которые они приводили для сокращения, не выдерживают тщательной проверки. Кроме того, похоже, что до принятия президентом решения никаких реальных консультаций с союзниками по НАТО, в частности с Германией, не проводилось.
Я согласен со многими другими экспертами, что это неразумное и несвоевременное решение. На его реализацию уйдут годы, и в Конгрессе, в том числе среди республиканцев, есть значительное число людей, настроенных попытаться заблокировать его. Более того, если в январе 2021 г. появится новая администрация, она вполне может пересмотреть решение президента Трампа.
– В последнее время американо-европейские отношения ухудшились. Между членами НАТО существуют разногласия. Некоторые европейские страны – Франция и Германия, например – хотят создать европейскую армию. назревает конфликт между членами НАТО Францией и Турцией в Средиземном море. Что происходит с трансатлантическими связями?
– Трансатлантические связи выгодны как Соединенным Штатам, так и Европе, хотя они никогда не были полностью свободны от разногласий, например, по торговым вопросам. Ценность, которую обе стороны Атлантики придают отношениям, обычно помогает им справиться с этими разногласиями.
Новым фактором с 2017 г. стал Дональд Трамп на посту американского президента.
К сожалению, господин Трамп, похоже, не понимает значения НАТО, Евросоюза или ценности трансатлантических отношений для американской безопасности, экономических и политических интересов. Он прав, настаивая на том, чтобы союзники НАТО делали больше для обороны Европы (хотя есть и более разумные способы сделать это), но Альянс – это не только деньги. Более 1000 солдат НАТО погибли с 2001 г., сражаясь вместе со своими американскими коллегами в Афганистане – и главная причина, по которой они там были, заключалась в том, что они были союзниками. Если в 2021 г. появится новый американский президент, у Вашингтона и Европы все еще будут разногласия, но я ожидаю, что трансатлантические отношения восстановят значительную степень стабильности и нормальности.