Найти тему
Вот это да!

Печальная история благой идеи: антиалкогольная кампания

Далеко не первая, но самая громкая и провальная антиалкогольная кампания в СССР стартовала в мае 1985 года. "В 6 утра поет петух, в 8 Пугачева, магазин закрыт до двух, ключ у Горбачева". "Безалкогольная свадьба - первый шаг к непорочному зачатию". Целый пласт народного фольклора, частушек и анекдотов породил этот неоднозначный шаг советского руководства.

Люди неожиданно проснулись в новой реальности. Тогда еще никто не мог предположить, чем обернется это печально известное постановление ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" и какое будущее оно сулит советским гражданам.

Фото с fishki.net
Фото с fishki.net

Водка подорожала с 3,62 до 5,30, а потом почти до червонца (при средней зарплате в 196 рублей). В пересчете на сегодняшнюю среднюю з/пл в 47 тысяч рублей (на 2020 год), бутылка водки должна была бы стоить сейчас больше 4 тысяч. Люди возмущались, но про себя думали: "Вот гады! Ну, ничего, и не такое переживали!" Но этим дело не ограничилось. Время работы магазинов, торгующих спиртным, ограничили с 14.00 до 19.00. Покупать алкоголь стало неудобно, ведь большинство граждан в это время находились на работе. Но и с этим смирились, привыкли. Дальше - больше. В один прекрасный день 1986 года закрылись 2/3 магазинов, торгующих спиртными напитками. Точки розничной торговли алкоголем стали выносить из обычных магазинов в отдельно стоящие помещения. Из продажи стали исчезать все более-менее приличные напитки.

Фото с Gazeta.ru
Фото с Gazeta.ru

Чтобы купить спиртное, надо было отстоять огромную часовую очередь в давке и скандалах. Особенно сложно приходилось тем, у кого намечалось какое-то мероприятие - свадьба, юбилей, похороны... Под топор пошли селекционные виноградники, был остановлен импорт алкоголя из-за рубежа, производство водки ежегодно сокращалось на 10%, а к 1988 планировалось полностью прекратить производство вина на территории СССР. Люди не сдавались и стали активно находить замену исчезнувшим напиткам в самогоноварении и суррогатах. В ход пошли одеколоны, тормозная жидкость, лаки, политура.

Фото с realnoevremya.ru
Фото с realnoevremya.ru

Началась активная общественная пропаганда. На телевидении, радио, в театральных постановках были запрещены алкогольные сцены. Были созданы многочисленные общества трезвенников, куда в принудительном порядке заставляли вступать всех членов партии. Пойманному за распитием спиртного в общественном месте грозили серьезные неприятности на работе, в том числе увольнение и исключение из партии.

Фото с Dergachev-va.livejournal.com
Фото с Dergachev-va.livejournal.com

Зачем это было нужно?

Конечно, простым людям было невдомек, что алкоголизм в стране достиг катастрофических масштабов. К 1984 потребление алкоголя достигло 10 л на человека в год (до революции было лишь 5 л). На каждого взрослого мужчину приходилось около 90-100 бутылок алкоголя в год (имеется в виду не только водка, но и пиво, вино, самогон). Члены ЦК КПСС (в том числе, Андропов, Лигачев) именно в массовом алкоголизме видели причину застоя в экономике и упадка морали.

Фото с Fotointeres.ru
Фото с Fotointeres.ru

В СССР распитие спиртных напитков стало, по сути, основной формой досуга. Хорошие фильмы в кинотеатрах показывали редко. Даже в областных центрах мог быть только 1 канал телевидения. Рекреационных центров в стране было очень мало. сельской местности водку начинали регулярно пить уже с 7-8 класса.

Фото с Vk.com
Фото с Vk.com

Положительные последствия "сухого закона"

· Было запрещено продавать алкоголь лицам моложе 21 года.

· Потребление спиртного к 1988 снизилось до 4,8 л на человека в год, т.е. более чем в 2 раза.

· Увеличилась рождаемость: в среднем на 400 тысяч человек ежегодно, по сравнению с 20 годами, предшествующими введению "сухого закона".

· С продолжительность жизни значительно выросла, особенно у мужчин - на 2,6 года до небывалого уровня в 63 года.

· Снизилась преступность (по некоторым видам преступлений - до 70%). Число убийств упало с 12,2 тысяч в 1985 до 9,2 в 1987.

· Количество новорожденных с ослабленным здоровьем уменьшилось на 8%.

· Повысилась производительность труда.

· Уменьшилось количество прогулов.

· Реже стали случаться производственные травмы. Смертность мужчин от них упала на 36%.

· Смертность трудоспособного населения упала на 20%

· Снизилось число "пьяных" ДТП (с 47 тысяч в 1984 до 39 тысяч в 1986).

· Уменьшилось количество самоубийств.

· В сберкассы было положено на 45 млрд. рублей больше.

Фото с Drive2.ru
Фото с Drive2.ru

Чем обернулась горбачевская антиалкогольная кампания:

· Нехватка алкоголя наложилась на дефицит других товаров, породила ажиотажный спрос на сахар (рост на 18%), что сказалось на усилении общего негативного фона в советском обществе, росте недовольства.

· Выросло число отравлений некачественным алкоголем, многие из них имели смертельный исход.

Фото с 78.fair.ru
Фото с 78.fair.ru

· Резко выросло самогоноварение, активизировалась алкогольная контрабанда, усилилась организованная преступность в этой сфере, выросла коррупция. Только за 1988 год теневые дельцы заработали 33 млрд.рублей.

Фото с Wpristav.ru
Фото с Wpristav.ru

· Закрылись многие заводы и предприятия, работавшие в сфере производства пива, вина и других спиртных напитков.

· Вырублены многие гектары виноградников по всей стране. Среднегодовой сбор ягод упал с 850 до 430 тысяч тонн.

· Значительно выросли наркомания и токсикомания, в которых некоторые нашли замену спиртному. Только по данным Минздрава количество официально зарегистрированных наркоманов выросло с 9 до 20 тысяч.

Фото с Wowavostok.livejournal.com
Фото с Wowavostok.livejournal.com

· Огромные денежные потери государства, по некоторым оценкам (председатель Совмина Рыжков) до 62 млрд.рублей. Выпавшие доходы компенсировать не удалось, и к 1986 бюджет страны фактически рухнул.

· Разрушение культуры употребления алкоголя: людей отучили пить качественные спиртные напитки - правильно и в меру, зато приучили к суррогатам.

30 лет спустя Михаил Горбачев признает: "Антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась... Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы. И бороться надо непрерывно, постоянно".

Фото с Zen.yandex.fr
Фото с Zen.yandex.fr

Хотя мировое сообщество высоко оценило эту попытку советского руководства. В одном из докладов ООН говорилось, что антиалкогольная компания в СССР "отсрочила смерти миллионов людей, подвергавшихся опасности лишиться жизни в результате несчастных случаях, алкогольного отравления или самоубийства".

Массовое и активное недовольство антиалкогольной кампанией привело к тому, что уже через 2 года, в 1987, продажи спиртного вновь начали увеличиваться, а пропаганда "сухого закона" прекратилась. Потребление спиртного мгновенно подскочило, и к 1994 году даже превысило исходный уровень. Однако перед страной стояли другие серьезные вызовы, и недовольство граждан вместе со снижением доходов государства вышли на первый план. Возможно, если бы Советский Союз не распался, руководство страны сделало бы правильные выводы и скорректировало принятые меры, но страна стремительно приближалась к краху, поэтому в 1990 все антиалкогольные указы были просто отменены. Так бесславно закончилась очередная попытка государства побороться за здоровье и долголетие своих граждан. Увы...