Это история о человеке, чей добровольный самоотверженный подвиг раз и навсегда изменил представление о возможностях человеческого организма, позволив впоследствии спасти огромное количество жизней. Его имя – Ален Бомбар.
Ален Бомбар работал врачом в булонском госпитале, когда однажды в его смену туда доставили тела 43 людей, ставших жертвами кораблекрушения. К сожалению, спасти никого не удалось. Эта трагедия глубоко впечатлила Алена, после чего он стал собирать и изучать сведения о кораблекрушениях в разных точках планеты. Оказалось, что в подобных катастрофах в год погибает порядка 200 тысяч человек, при этом из них около 50 тысяч предварительно успевают пересесть на спасательные лодки. Тем не менее, какое-то время спустя и они умирают в муках. Если точнее, 90% смертей происходит на протяжении первых трёх суток после происшествия. В своих трудах Бомбар в сердцах писал: «Жертвы ужасных кораблекрушений, нашедшие преждевременную кончину, теперь я знаю – вас убил не океан, не голод и не жажда! Затерянные в волнах, вы погибли от страха».
Пять "приступов болезни" под названием «кораблекрушение» (по Алену Бомбару):
1. Утопление. Гибель спустя несколько минут
2. Холод и зной. Гибель в среднем через несколько часов
3. Страх и паника. Также несколько часов
4. Жажда. Несколько дней
5. Голод. Гибель спустя несколько недель.
И вот, в 1952 году Ален Бомбар решает пересечь Атлантику на небольшой надувной лодке. Не взяв с собой воду и провиант. С единственной целью – на своём опыте доказать, что обычный человек без специальной подготовки способен выжить и спастись после кораблекрушения.
Справедливости ради отметим, что перед этим Ален несколько месяцев провёл в Монако, в лабораториях Океанографического музея. Там он занимался изучением химического состава морской воды, видов планктона, морских рыб и прочих вопросов. В результате он выяснил, что, к примеру, морская рыба более чем на 50% состоит из пресной воды, при этом содержит в себе меньше соли, нежели говядина. Соответственно, утолять жажду вполне реально выдавленной из этой рыбы «юшкой».
Страшные, но сравнительно безобидные ситуации во время авиаполётов
Изначально сие дерзкое мероприятие не планировалось как одиночное плавание. Француз долго подыскивал напарника, даже объявления в газеты подавал. Однако в ответ приходили только письма от потенциальных самоубийц (мол, «хочу плыть с вами, поскольку уже трижды пробовал покончить собой, да всё неудачно»); слегка или на всю голову сумасшедших («возьмите меня с собой, я буду отличным попутчиком, а в случае чего разрешу себя съесть»); или не слишком «одарённых» шутников («предлагаю испытать выдвигаемую Вами теорию на моей тёще»). Само собой разумеется, отправляться в путь с подобными персонажами было бы крайне неосмотрительно.
В итоге Ален таки нашёл, казалось бы, подходящего спутника – безработного панамского яхтсмена Джека Пальмера. Однако после пробного двухнедельного заплыва из Монако до Мальорки, за время которого смельчакам удалось раздобыть в качестве пищи лишь двух жалких морских окуней и пару-тройку ложек планктона, напарник «дал заднюю» и в ответственный момент банально не явился к отплытию. Что ж, поскольку всё уже было готово, Бомбар рванул через Атлантический океан в гордом одиночестве, несмотря на уговоры сочувствующих.
Как альпинисты спасали блокадный Ленинград
Своей утлой посудинке смельчак дал название «Еретик». Ею была резиновая плоскодонка с деревянной кормой и тонким деревянным настилом на дне, длиною всего 465, и шириной 190 сантиметров. В движение «Еретик» приводился посредством четырёхугольного паруса размером 1,5 х 2 метра и парой вёсел.
Для чистоты эксперимента Бомбар не взял с собой ни рыболовецких снастей, ни прочих средств для добычи пропитания – всё это планировалось соорудить самостоятельно из подручных материалов, как и полагается культурной жертве кораблекрушения. Гарпун, к примеру, был изготовлен из весла с привязанным к концу ножом, а когда с его помощью удалось добыть первую рыбину, из её костей сообразились худо-бедные крючки.
Чуть ли ни в первую ночь отважный мореход попал в шторм. Сопротивляться волнам на резиновой лодке получалось плоховато – всё что мог предпринимать Ален, это вычерпывать воду. Правда, черпака под рукой не обнаружилось, а посему орудовать пришлось собственной шляпой, что оказалось делом утомительным и крайне неблагодарным. Обессилев, Бомбар потерял сознание и пришёл в себя уже в воде – благо хоть неподалёку полностью наполнившейся водой лодки, от которой на поверхности виднелись только резиновые поплавки. Несколько часов поработав той же шляпой, путник вернул судёнышку плавучесть.
Затем лопнул парус. Запасный вместе с нехитрым такелажем через полчаса под чистую сдуло очередным шквалом ветра. Пришлось с горем пополам зашить старый, который и прослужил до конца пути.
Единственное в истории сражение дирижабля и подлодки
Утверждают, что человеческий организм способен протянуть без пресной воды не более 10 дней. Алену Бомбару удалось заглотить живительную влагу только на 23-й день, когда лодка попала в проливной дождь. Спросите, как же он выживал? Когда не удавалось поймать и выжать рыбу, приходилось довольствоваться морской водой – конечно, в сугубо небольших количествах. «К сожалению, больше 5 дней кряду пить морскую воду нельзя, – позже уточнял Ален. – Это я вам сообщаю как врач. В противном случае придёт конец почкам. Необходим минимум трёхдневный перерыв, после чего такой цикл можно повторить».
В очередные три дня Бомбар как раз и добывал жидкость из пойманной рыбы. Для этого мясо нужно было разрезать на мелкие кусочки, после чего отжимать из него влагу посредством рубашки. Получаемая из жира и сока жижа была хоть и такой себе на вкус, зато пресной. Удачей считалось поймать крупного морского обитателя – на его теле достаточно было делать надрезы, через которые сразу же пить сок. Во избежание цинги мореход каждый день поедал богатый витамином С планктон. «Достаточно было опустить за борт верёвку с привязанным к ней носком, и за день у меня набиралось две добрых столовых ложки планктона, – писал позже Бомбар. – По сравнению с сырой рыбой это вполне недурственное лакомство, отдалённо напоминающее креветок или лангустов».
Чудные армии: Голые Кельты и Гей-Фиванцы
Бомбар пустился в путь, отказавшись от удобной непромокаемой одежды – в обычных штанах, рубахе, свитере и куртке. По его мнению, это была более чем достойная экипировка для потерпевшего крушение, которому в критический момент особо недосуг заботиться о подборе гардероба. Поэтому уже на второй день, промокнув до нитки, Ален на личном опыте выяснил, что даже мокрая одежда кое-как сохраняет тепло тела. Следствием этого открытия стал очередной тезис: «Потерпевшим крушение не следует снимать одежду, даже промокшую».
Спустя 65 дней с момента отплытия Ален Бомбар добрался до Барбадоса. Не сказать, что плавание пошло на пользу его здоровью: он скинул 25 килограммов, уровень его эритроцитов и гемоглобина практически соседствовал со смертельным, зрение оказалось серьёзно расстроенным, ногти отсутствовали, а вся кожа была покрыта прыщами и сыпью. Но всё же, хотя организм страдал от обезвоживания и крайнего истощения, его обладатель достиг берега. Что характерно, всё это время в лодке имелся неприкосновенный запас провианта, к которому Ален ни разу не притронулся – этот факт был официально засвидетельствован по завершении эксперимента!
Как вы понимаете, об этом путешествии можно рассказывать бесконечно долго, однако лучше самого Алена Бомбара это итак не удастся никому. Собственно говоря, это он и сделал, написав в итоге книгу-пособие «За бортом по своей воле» – рекомендую! Важность и полезностью этого труда краше любых слов подтверждается более чем десятью тысячами писем автору, отправители которых выражали благодарность за свои спасённые жизни примерно такими словами: «Если бы не ваш пример и полученные знания, мы бы наверняка погибли в тёмных волнах океанской пучины»!