Найти тему

Гербарий с детьми

Оглавление

Гербарий – интересное занятие, которое можно реализовать и в городе, и – тем более – в деревне. Кроме того, составление гербария можно сделать интересным для детей от 4 до 18 лет и старше.. ))

Простые правила

Давайте сначала вспомним несколько общих правил составления гербария. Казалось бы, они очень простые, но не все их помнят.

Растения для гербария собирают в сухую погоду, иначе при сушке они потеряют природную окраску. Если растения оказались влажными, перед закладкой в пресс их подсушивают с помощью любой бумаги, которая хорошо впитывает влагу.

Если собираетесь заготавливать гербарий вместе с корнями, то инструменты для выкапывания растений должны быть простыми, прочными и удобными для ношения (садовые совки, нож, стамески).

С корнем засушили только подорожник, так как ребенок его выдрал случайно. Поговорили про корни, зачем они, какие бывают.. А так с корнями, конечно, жалко растение заготавливать для гербария..
С корнем засушили только подорожник, так как ребенок его выдрал случайно. Поговорили про корни, зачем они, какие бывают.. А так с корнями, конечно, жалко растение заготавливать для гербария..

Растения, собранные во время одного такого «набега», можно обозначить ботаническим термином гербарный сбор.

При оформлении гербария необходимо сформировать альбом или тетрадь, где, помимо самого листика, цветочка, стебелька, будет записано (серьезно или с юмором):

- где (парк около дома или координаты сбора: 3°04′00″ широты, 37°21′33″ долготы),

- когда (самое чудесное лето, когда Вовке было 5 лет или 12:00 12.08.2020 года);

Мы подписали просто "Лето-2019"
Мы подписали просто "Лето-2019"

- кем собраны растения (мамой и Славой или Ивановым Вячеславом Андреевичем);

- что собрано (это самый главный пункт).

Без этих данных гербарий с точки зрения ботаники теряет научную ценность, а с точки зрения семейной и воспитательной – теряются вехи развития.

Почему название растения в нашем случае – самый важный пункт? Для ребенка 4-8 лет освоить названия основных растений – хороший навык, который поможет ему получить знания об окружающем мире и живой природе . Кроме того, можно использовать крупные и четкие буквы при написании названий для тренировки чтения, если это актуально для ребенка. Если это еще не актуально, то возможно, будет актуально через полгода – зимой – когда вы вспомните и откроете альбом с гербарием. Он напомнит о лете и позволит не забыть растения.

Итак, окончательную, чистовую этикетку составляют при оформлении гербария после уточнения названия растения, можно вместе с ребенком открыть книгу или интернет-статью с краткой характеристикой растения и его названием. Не следует брать в гербарий много экземпляров одного и того же растения – одного листа вполне достаточно – при этом нужно объяснить ребенку, что лишние листья (цветы, стебли) рвать не нужно.

для своего гербария подобрали и тетрадь в тему ))
для своего гербария подобрали и тетрадь в тему ))

Высушенные для гербария растения должны сохранить характерный для них внешний вид и цвет, а также некоторую эластичность – взрослый должен показать, как это сделать. Закладка – самый ответственный момент при изготовлении гербария. Прежде всего, надо расправить свежее растение на листе так, чтобы ее части, по возможности, не налегали друг на друга, и сохранялось естественное положение частей растения. Между листьями, налегает друг на друга, или побегами полезно проложить кусочки гигроскопичного бумаги. По науке собранные растения сушат в специальных гербарных прессах. Но мы сушили в толстой книге, как в нашем детстве.

Обрыв Гончарова и высушенный листик ))
Обрыв Гончарова и высушенный листик ))

Для малышей чудо засохшего листика, сохраненного «для науки» – будет настоящим чудом.

«Окологербарные» идеи

Ваши дети уже не малыши? Гербарий всё равно можно сделать интересным, познавательным и веселым занятием. Например, можно соорудить подушку-думку с ароматными лекарственными растениями. Дети собирают и сушат ароматные растения (мяту, лаванду, липу, ромашку), а затем изготавливают подушечки, в которые вкладывают душистые цветы и листья. Аромат этих трав способствует здоровому и крепкому дневному сну детей.

Организовать это можно следующим образом. На информационном этапе, во время наблюдений в окружающей среде, есть интересные игровые занятия и развлечения, дети знакомятся с внешним видом лекарственных растений, узнают об их значении в жизни людей. Познакомившись с правилами сбора лекарственных растений, дети срезали их, заполняя корзину растениями, вязали в пучки для сушки, с родителями собирали информацию о применении и использовании растений в народной медицине, подбирая легенды, стихи, поговорки, пословицы и загадки про каждую лекарственное растение. Из собранных трав дети изготавливают гербарий, подушки-думки, благодаря которым в дальнейшей работе закрепляются знания о внешних признаках растений, их название, строение.

Подушка - отличная идея для ребят старшего возраста
Подушка - отличная идея для ребят старшего возраста

Что это дает? У детей повысится уровень знаний о растениях, их значении в жизни человека и способах их применения. Опыт говорит о том, что при реализации такого «проекта» у ребят развилась любознательность, наблюдательность, навыки исследовательско-поисковой деятельности; обогатились представления о связи человека с природой, о здоровом образе жизни; обогатился словарный запас по данной теме.

Идеи не новые и очень простые, но, возможно, окажутся вам полезны. Спасибо, что дочитали!