Говорят, что когда-то таких "особенных" детей на тренировках не было. То ли родители стеснялись приводить, то ли их не интересовали боевые искусства, то ли их количество было так мизерно мало, что просто не замечалось на общем фоне. Но я начинала свой путь в би тридцать лет назад и уже тогда в нашей группе были такие ребята. "Динамо-машиной" их называл тренер. Потому что тогда ещё не было среди тренеров такого понятия как синдром дефицита внимания с гиперактивностью...
Сейчас таких детей много и, естественно, айки-манагеры коммерческих школ с большим удовольствием взялись пахать эту целину, притягивая на татами в секции таких детишек. Их затюканные жизнью родители, уже отчаявшиеся от множества неудач испробованных психологических технологий, быстро попадаются в сети ушлых тренеров. И, взяв в охапку детишек, бегут на тренировки сдавать своих гиперактивных умняшек, чтобы получить на выходе результат - потише и поскромнее. Кто-то разочаровывается сразу, кто-то после многолетних попыток, а кто-то, стиснув зубы, продолжает твердить внушённую айки-манагерами мантру - "айкидо вылечивает от СДВГ"!
Не вылечивает. СДВГ - это не болезнь. Лекарств от неё нет и не будет. СДВГ - это особенность ребёнка. Его изюминка. Его талант. Талантище! Такое, что подчас понимаешь - где-то в небесах ангел-хранитель ребёнка не успел крикнуть золотой антилопе "Довольно!" и она забросала малыша избытком качеств, которые обычно даёт людям по чуть-чуть. И всё бы ничего, но... лучшее - враг хорошего. Беда в том, что талант этот как айсберг - лучшее находится под водой, а худшие его проявления - над ней. Но это одно и то же качество, одно и то же явление. Общество же видит только то, что над водой. А то, что под водой - способности, эмоциональность, рациональность, живой ум - остаются неувиденными и подчас непонятыми.
Там, где у ребёнка с СДВГ складываются хорошие отношения и появляются возможности для раскрытия его таланта - из него вырастает дивный белый лебедь - творческая личность с сильным характером, способным защититься от внешнего убогого и тяжёлого быта, убивающего людей послабже духом. Там, где ребёнка с СДВГ сломают - будут иметь дело с обычным психом. Таким же, который мог получится из любого из нас, если нам ломать через колено волю, характер, душу.
Как человек, практически ежегодно сталкивающийся сейчас с ребятишками с данным диагнозом, я вижу где, в чём и как может помочь им айкидо - улучшить качество их жизни, упростить взаимоотношения с собой и окружающими людьми. И если мы находим общий язык с родителями и самим ребёнком, то результата мы достигаем. Но "вылечить" СДВГ?! Увы. Это уже заложено в человеке. Можно только научить его пользоваться тем, что дала ему природа. В этом айкидо, несомненно, может помочь. Но - при грамотно выстроенной работе. Потому работа тренера с детьми с СДВГ - очень сложна. Она специфична и требует многих знаний.
К сожалению, в большинстве коммерческих школ таковой работы просто не может быть - нет таких знаний и опыта. Есть только мантры "айкидо помогает" - и никаких телодвижений в эту сторону. Вроде как, айкидо должно работать само по себе! Увы. Нужно ещё и силы приложить. )
Например, хотя бы незначительно усилив некоторые стороны айки-тренировки и добавив несколько аспектов, можно улучшить тренировку для ребёнка с СДВГ, сделать её дружественной для его особенности:
1. Личность тренера
Сколько бы плюсов мы не находили в выбранной секции - близость к дому, цена, время тренировок и прочее - а одно только на самом деле имеет настоящую ценность - личность тренера. Для ребёнка с СДВГ важно, чтобы работающий с ним тренер был:
- осведомлён заранее об особенностях детей с СДВГ, а не учился на ходу. Идеально, если уже имел опыт и неоднократный работы с такими детьми
- имел железные нервы - потому что трепать их ему будут на каждой тренировке МНОГОКРАТНО
- умел активно слушать - (дети с СДВГ умеют ТАК активно говорить, что пассивному слушателю башню сорвёт!)
- в конфликтах умел принимать позицию НАД ситуацией
- имел высокую эрудицию и широкий кругозор - в общении с детишками с СДВГ это - оружие массового поражения их воображения )
- заинтересован в вашем ребёнке и улучшении его качества жизни
Если ваш тренер такой - всё остальное уже мелочи! Доверьтесь ему и он разберётся в ситуации сам и вам поможет)
2. Строгий регламент тренировки.
Все блоки тренировки выполняются в одном и том же порядке, из раза в раз, неизменяемо. Благодаря этому у ребёнка вырабатывается внутренний компас дисциплины - пусть ещё и не самоконтроль! но уже серьёзная помощь в этом. Появляется ощущение комфорта от осознания того, что он твёрдо знает - что будет дальше и как это будет происходить. В дальнейшем это помогает ребёнку разобраться и в жизненных проблемах, даёт ему понимание структурности жизни.
3. Японская ритуалика.
Как бы мы не ругались на айкидо за засилье японутости, но для детей с СДВГ приучение к вежливости на расстоянии - это очень важная вещь! Часто у детей с СДВГ возникают сложности с пониманием личных границ. Одни стремятся к тактильным контактам, другие жёстко их избегают. Когда в группе установлены одни и те же правила вежливости и контактов на расстоянии - это дисциплинирует взаимодействие. Для детей с СДВГ этот опыт очень важен - его они переносят в дальнейшем на свою обыденную жизнь, научившись понимать личные границы людей в пространстве и сохраняя свою. Но хорошо, если тренер знает и понимает для чего какие ритуалы соблюдаются и может это внятно донести до детей.
4. Кинестетический показ
Тренер может себе позволить показать технику и дать обычным детям возможность попробовать её самостоятельно. Но к ребёнку с СДВГ заинтересованный тренер подойдёт сам или пришлёт помощника для совместной работы. Хотя бы пара прогонов техники. Только тогда можно убедиться, что знание получено. У детей с СДВГ очень низкая культура физического движения, очень тяжело развито запоминание действий, поэтому требуется обязательная кинестетическая форма обучения - лично через движение и правку его.
5. Обратная связь
Если по большинству детей можно уверенно сказать, когда они получили сообщение от тренера и поняли его, то у детей с СДВГ часто бывает ситуация отвлечения во время получения информации, из-за чего она дробится и усваивается только частично. Но, приученные обществом, дети с СДВГ на вопрос, понятна ли им тема, только подтверждают её получение. В дальнейшем же становится понятно, что информация недополучена. Потому необходимо выдавать информацию порциями и сразу требовать обратной связи - подтверждения о получении. В нашем случае - телесной формой. Показ элемента - его повтор. Потому для детей с СДВГ наиболее успешным обучением является обучение повторением поэлементно, а не целиком приёмами (а они в айкидо оооооч длинные и ооооч сложные)
6. Общая физическая подготовка
Если для части детей, занимающихся на тренировках, достаточно разминки, традиционной для тренировок айкидо, то дети с СДВГ, имеющие низкую культуру движения, нуждаются в индивидуальной программе физической активности. Идеально - плане домашних тренировок, или отдельном силовом блоке, выполняемом перед/на или после основной тренировки. Туда входят как упражнения на гибкость, силовые или скоростные, так и на координацию и выносливость.
7. Общение с сокурсниками
Если есть возможность, то необходимо выделять время для общения детей между собой в группе без контроля тренера. По нашему опыту скажу, что общение их в спортзале до тренировки оказывает отрицательное влияние на ребёнка с СДВГ, поскольку вызывает активность и подчас агрессивность с его стороны и далее долго он не может перейти в конструктивное русло уже на тренировке. Поэтому ДО тренировки мы практикуем общение детей в условиях, когда активное игровое движение (бег, прыжки, хватание друг друга и т.д.) невозможно - на стульях, в коридоре, вокруг стола и т.д. А вот после тренировки оставляем небольшое время - до четверти часа - для реализации возможности свободной активной двигательной игры между участниками курса в условиях спортзала и без активной работы тренера. После тренировки, как правило, это помогает повысить настроение и снизить напряжение у детей с СДВГ. Да и остальным идёт на пользу ;-)
8. Образная речь тренера
Если большинству учеников можно просто показать технику и в два-три слова охарактеризовать её через термины движения, то учащийся с СДВГ в такой ситуации останется в аутсайдерах. Очень часто - почти всегда в первые годы занятий! - дети с СДВГ не воспринимают слова, обозначающие телесную работу, как нечто понятное, знакомое . Потому для них необходимо вводить в повседневную практику по демонстрации и объяснению техники обязательный элемент игры в образы. Техника должна объясняться простыми, понятными именно на возраст учащихся, образами действий или предметов. Важно и детей приучить к игре в ассоциации, предлагая им самим найти сравнения для тех или иных движений. Это расширяет возможности детей с СДВГ в обучении движению. К сожалению, очень часто тренера, копируя мастеров прошлых поколений, в работе с детьми напирают на образы меча, копья и прочего исторического хлама, понимание которого у детей не складывается из-за отсутствия практики. Зато прекрасно дети понимают образы руля, ручки тормоза, крыла самолёта, кастрюли, веника и т.д.
Можно ещё много приводить важных аспектов для работы с детьми с СДВГ, но эти я полагаю наиболее бросающимися в глаза при работе тренера. Остальное же - требует знаний уже иного порядка.
Если ваш ребёнок получил диагноз СДВГ... Вы же знаете ;-) Он всегда был особенным. И вырастет особенным. Но каким - зависит от того, в какие условия попадёт. Дети с СДВГ - шипастые розы - цветы красивые, но очень ранимые. Берегите их! И ваши подоконники будут цвести )