Найти в Дзене

Устюжане-солнцепоклонники

Фото из собственного архива
Фото из собственного архива

С незапамятных времен существовало в далеких вологодских лесах древнее славянское поселение – городище, ставшее основой для будущего небольшого городка Устюжна, расположившегося в устье рек Ижины и Ворожи. Жили в этом городище славяне-язычники, традиционно занимавшиеся железноделательными промыслами, а с XIV века в летописях Устюжна упоминается не иначе, как Устюжна Железнопольская.

И были у устюжских язычников свои боги, главным из которых был Бог Солнца. В древности его звали Даждьбогом, позднее он стал известен под именем Купалы. У Купалы имелись свои капища, в раскопках которых до сих пор находят уголья, головни и сожженный хлеб… И роль у Купалы среди богов была своя - он являлся олицетворением плодородия.

Коньковая подвеска – солнечный амулет  (из раскопок у д. Крестцы, Устюженского района Вологодской области)  фото из открытых источников
Коньковая подвеска – солнечный амулет (из раскопок у д. Крестцы, Устюженского района Вологодской области) фото из открытых источников

В самую короткую ночь в году (с 6 на 7 июля) наши предки разжигали костры. Считалось, что кто выше прыгал через купальский костер, у того хлеб родится высокий и богатый. Купальские костры считались не только знаком солнца, но и символом домашнего очага. В этот период вершились браки. Была у этих костров и чудотворная функция: матери приносили рубашки своих больных детей и кидали их в очищающий огонь, веря, что сжигают саму болезнь.

Конечно же, устюжские девицы в купальскую ночь гадали на суженого, используя для этого силу двух стихий – солнца и воды. Как и у всех язычников атрибутом купальской ночи у устюжан был венок – символ солнечного божества. Венцом купальской ночи были любовные пляски и игрища. Позднее христианская Церковь возмущалась некоторым атрибутам купальских игрищ. Например, церковники считали, что «Жена на игрищах есть любовница сатаны и жена диавола. Ибо пляшущая жена многим мужам жена есть…».

В более древние времена любовные игрища устюжских язычников были характерны для другого языческого праздника – Ярилиного дня (отмечался в конце апреля). Ярила считался богом влюбленных, и язычники считали, что всеобщий весенний расцвет должен пробуждать в людях нежность и страсть. Позднее произошло некое смещение в народной обрядовости, в результате чего «плодородные любовные функции» Ярилы перешли к богу Купале.

На Купалу, как известно, собирали и различные травы, которые предназначались для лечения и заговоров. Собирали чабрец, зверобой, чертополох, ромашку, папоротник. Цветы «иван-да-марья» называли еще Ивановой травой, вероятно, по названию более позднего христианского праздника Рождества Святого Иоанна Предтечи. Этот праздник совпал с праздником Купалы, и, в конечном итоге, получил в народе название дня Ивана Купалы или Иванова дня.

В старину после купальской ночи в избах устюжан-солнцепоклонников в течение года оставались висеть пучки трав, а над окнами и дверями красовались свастичные солнечные знаки, предохраняющие от нечистой силы.

(По материалам книги: Воротынцева Е. А. Старинная Устюжна : из истории города и края с древнейших времен до начала XX века / Е. А. Воротынцева ; Устюж. краевед. музей. – Вологда : Полиграф-Периодика, 2018. – 583 с.)