Взгляд двадцатипятилетнего россиянина, неравнодушного к событиям в Беларуси
9 августа 2020 года состоялись выборы Президента Беларуси, по результатам которых действующий глава государства Александр Лукашенко по предварительной оценке ЦИК Беларуси, произведенной уже 10 августа 2020 года, одержал победу с поддержкой населения в 80,23% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. ЦИК Беларуси заявил, что основной оппозиционный кандидат Светлана Тихановская, которую белорусское общество беспрецедентно поддержало летом 2020 года, набрала всего 9,9% голосов.
Белорусская нация не смогла стерпеть озвученные результаты, открыто заявив о массовых фальсификациях на выборах. Сочтя эти данные открытым «плевком в лицо», активная часть населения Минска, Барановичей, Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилёва, Молодечно, Орши и Пинска вышла на улицы. Жители республики потребовали немедленной смены действующей власти в Беларуси и отставки Александра Лукашенко.
Наблюдая, к сожалению, со стороны за всем происходящим (еще 2 августа автор планировал поехать в Минск для участия 9 августа в независимом наблюдении за голосованием от объединенного штаба Светланы Тихановской, но 4 августа был госпитализирован с подозрением на COVID-2019), автор не сумел остаться в стороне и просто учесть информацию, напротив, он решил активным образом влиться в оценку событий в Беларуси и поддержать массовый протест граждан независимого белорусского государства.
«Живе Беларусь!»
Такова действительность, что на постсоветском пространстве многими забывается то, что и Беларусь, и Украина, и Молдова, и Россия – это полноценные европейские страны, которые ничем не хуже Польши, Литвы, Латвии и Эстонии по своему идеальному определению. И речь сейчас не идет об уровне политической и социально-экономической цивилизации общества. Вышло так, что по географическому положению первые три государства из названных – самые реальные претенденты на членство в Европейском Союзе. Благодаря сменяемости власти, Украина к 2017 году обрела статус ассоциированного члена Евросоюза, в то время как Беларусь с 1994 года не изменяла свой политический курс. Эта неизменность не явилась данью верности традициям – она выступила самым настоящим застоем в развитии молодого белорусского государства, который умело преподносился бессменным лидером Александром Лукашенко в качестве «единственно верного курса страны, находящейся в окружении врагов».
Двадцатишестилетнее президентство Лукашенко успело подвести итоги распада Советского Союза, рождения новой России в условиях «дикого» передела собственности, проводить XX век в историю, сохранить национальный стратегический сегмент экономики Беларуси, понаблюдать за жизнью России… Нельзя сказать, что деятельность Лукашенко вовсе была противна созиданию и развитию страны. Но и нельзя сказать, что президентство Лукашенко за столь внушительный срок вывело республику на пьедестал экономических лидеров Восточной Европы. И даже если не предъявлять действующему президенту претензий на счет экономики, все равно можно умозаключить, что все эти 26 лет Беларусь обладала всеми реальными шансами стать обителью современного цивилизованного и политически образованного общества, домом для свободных европейских людей, имеющих представление о реализации и защите своих естественных прав, но не стала таковой. Как выявила практика многих лет, у Лукашенко такой цели и не было, его главным ориентиром было другое – построение ручного авторитарного государства с жестким аппаратом принуждения и подавления любого инакомыслия. Теперь этот факт оказался очевидным.
В настоящее время летоисчисление достигло первой четверти XXI века – века перемен и технологий, в котором едва ли не главным ресурсом признано время. Сложно будет поспорить с тем, что 20 лет в XXI веке – это чересчур значительный срок. За период своего двадцатишестилетнего президентства Александр Лукашенко стал «батькой» (по мнению белорусов и россиян) и «последним диктатором Восточной Европы» (по оценке французов, поляков и немцев). Вряд ли можно гордиться в XXI веке такими прозвищами, как минимум, они дурны в произношении.
За 26 лет белорусская нация взрастила целое поколение информационно активных людей, юность и молодость которых - не помеха в освоении не только одной страны, но и европейского пространства. К таким относится и автор, единственное отличие которого – это рождение в Сибири и жизнь в российской действительности. Поколение, рожденное в 1990-х и 2000-х годах, органически не выносит диктат, ограничение свободы и подавление личного мнения, так уж распорядилась социальная природа XXI века. Не понимать этого может только ограниченный в разуме человек. А тут шестидесятипятилетний Лукашенко, сомнительно способный выстроить с таким электоратом диалог... В этом ему даже не помог его третий сын – пятнадцатилетний Николай. Но разве можно помочь человеку, который по своим методам жизни «застрял» в XX веке?!
Активной части современного белорусского общества, состоящей не только из молодого поколения, но и населения средних лет, предприимчиво построившего собственную жизнь и узнавшего её цену с точки зрения свободы, качества и удобства, не интересно политическое противостояние Запада и Востока, НАТО и государств постсоветского пространства. Это общество в XXI веке мыслит совершенно иными категориями – свободой передвижения по Европе, возможностью жить, учиться, работать и развиваться в тех странах, которые предпочтительны. Оно не боится перемен, напротив, оно органически заточено под перемены, потому как рождено в эпоху колоссальных перемен. Точка зрения, по которой юность и молодость считалась показателем недальновидности и неразумности, канула в лету на рубеже XX-XXI веков, точно захоронившись к 2010 году. При таких условиях это общество – самый настоящий хозяин своей судьбы, который уж точно не потерпит навязывания чужого мнения.
Так, 9 августа 2020 года белорусы, впервые консолидировав свои усилия, избрали новый курс развития страны – курс свободного и цивилизованного развития Беларуси, отвечающий потребностям третьего десятилетия XXI века, и связали этот курс со Светланой Тихановской – вовсе не политиком, но откровенной и искренней молодой женщиной, ставшей символом необходимого обновления Беларуси.
Но, как и в любой сказке, добро не может проходить через всю сюжетную линию произведения. «Злой гений» Лукашенко при всех, казалось бы, самых очевидных обстоятельствах выбора нового курса страны, решился на войну с собственным народом, в которой жесткое принуждение должно, по его логике, «заставить полюбить» персону бессменного президента – «основателя современного государства». Как мировая общественность успела заметить, разум Лукашенко не позволил ему принять то, что страна за 26 лет его президентства серьезно изменилась, жизнь стала протекать по новым методам и, возможно, канонам существования. Результат – бессмысленный приказ о подавлении мирных протестантов на улицах Минска и других крупных городов Беларуси.
Изменившееся белорусское общество вряд ли отблагодарит бессменного президента за консервацию страны в духе «малого Советского Союза» и правильно поступит, потому как простить намеренное упущение времени невозможно.
Что дальше?
Сегодня перед народом Беларуси, участвующем в политическом противостоянии режиму Лукашенко, стоит судьбоносный выбор – отстаивание народовластия или покорение режиму диктатора. Первое означает защиту легитимности, свободно выраженной на выборах 9 августа 2020 года в пользу откровенно демократического курса Светланы Тихановской, второе – подчинение действующему закону, формально предоставившему Александру Лукашенко и подконтрольным ему институтам власти подводить и влиять на подведение итогов проведенных выборов, а также формально закрепившему за силовым аппаратом принуждения полномочия по наведению порядка в стране.
Рассуждая сугубо формально, нельзя считать происходящие в Минске демонстрации, фактически блокирующие хотя бы упорядоченное дорожное движение, правильными с точки зрения закона. Однако реализация священных конституционных прав и свобод гораздо важнее и выше исполнения административных предписаний. И эта коллизия не вызывает затруднения в выборе, огорчение вызывает другое – как защитить легитимность мирным путем в условиях действия законов, принятых при режиме Лукашенко?
Статья 79 Избирательного кодекса Беларуси определяет процедуру установления ЦИКом Беларуси и опубликования итогов выборов главы государства. Данная процедура предполагает оформление в течение 10 суток с момента окончания голосования (то есть до 20 час. 00 мин. 19 августа 2020 года) единого протокола ЦИК Беларуси о результатах выборов, который составляется на основании сведений протоколов региональных избирательных комиссий. В силу нормы закона Президент Беларуси считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Беларуси, принявших участие в голосовании. При этом положения закона предоставляют ЦИК Беларуси возможность признать выборы недействительными в случае выявления нарушений избирательного законодательства, повлиявших на итоги голосования.
Приведенная статья не запрещает ЦИКу Беларуси подвести итоги и оформить протокол не дожидаясь истечения 10-дневного срока, озвучивать предварительные итоги голосования, что и сделала Лидия Ермошина 10 августа 2020 года. И как бы кощунственно ни звучало сейчас, подведение итогов прошедших выборов и признание Александра Лукашенко избранным Президентом Беларуси может быть совершено в формальном соответствии закону, но лишь формальном. И единственным способом оспаривания результатов останется только обжалование постановления ЦИК Беларуси о результатах выборов в Верховный Суд республики.
Провозглашая в статьях 3-9 выборы главы государства свободными и проводимыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, Избирательный кодекс Беларуси отчетливо не закрепляет ни декларацию о защите голоса избирателя, ни в целом институт защиты принадлежности кандидатам отданных за них голосов. Таким образом, этот кодекс как развернутый закон непосредственно не обеспечивает правовую охрану легитимности власти в Беларуси. Тем временем вышестоящая по отношению к нему Конституция Беларуси в статье 3 устанавливает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в стране является народ, который через свободные выборы формирует органы государства. Названная статья определяет, что любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами или иным путем являются противозаконными. Совершенно очевидно тогда, что присвоение или удержание власти – тяжкое преступление.
Как демонстрирует статья 8 Конституции, Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им своего законодательства. Достаточно привести то, что в статье 21 устанавливает Всеобщая декларация прав человека 1948 года: «воля народа должна быть основой власти в государстве; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Таким образом, охраняемая статьей 21 Всеобщей декларации прав человека и статьей 3 Конституции Беларуси легитимность власти выступает определяющей основой жизни белорусского государства. Этого уже достаточно для того, чтобы признать, что защита легитимности власти существенно значимее соблюдения второстепенных законоположений. Надлежит признать и то, что в условиях современного белорусского законодательства защитить подаренную народом легитимность Светланы Тихановской без формального нарушения закона (в идеальном его понимании) невозможно. В этой связи мирные манифестации населения Минска и других городов Беларуси, хоть и нарушающие установленный в стране общественный порядок, но защищающие отданную Светлане Тихановской властную легитимность оправданы. Поэтому утверждения Александра Лукашенко о «необходимости соблюдения закона», сделанные им 10 августа 2020 года в комментарии журналистам, теряют любой смысл, поскольку его «ставка» на так называемый «правопорядок» (то есть формальную легальность) не возвратит ему легитимность президентской власти.
Узурпация власти – гораздо более опасное преступление, чем нарушение правопорядка. Общественная опасность узурпации власти характеризуется международным уголовным правом как деяние, по своей тяжести уступающее международным преступлениям, но превосходящее наказываемые национальными уголовными законами нарушения прав и свобод граждан.
Конституция Беларуси, провозглашая то, что белорусский народ может осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно (статья 3), и устанавливая то, что обеспечение прав и свобод граждан Беларуси является высшей целью государства (статья 21), при этом не определяя, при каком измерении мирно собравшееся население будет признаваться «народом», в буквальном смысле позволяет народу Беларуси в любом его коллективном выражении (естественно, если эта общность граждан значительна с точки зрения учета мнения большинства) осуществить свою непосредственную власть, в том числе заявить об утрате действующим президентом Лукашенко легитимности власти, подаренной ему народом по итогам президентских выборов 1994 года.
Отвечая на поставленный в названии статьи вопрос, автор перспективой видит одно – защиту легитимности президентской власти Светланы Тихановской, которая вполне ожидаемо сейчас переросла в защиту прямого избирательного права белорусов, принявших участие в голосовании. Поражение протестного движения в Беларуси и покорение результатов выборов 2020 года режиму Лукашенко станет действительным уничтожением прямого избирательного права белорусского народа – единственного источника власти в этой прекрасной стране.
Как видится автору, сейчас ЦИК Беларуси во главе с Лидией Ермошиной (откровенно преданным Александру Лукашенко одиноким и очевидно несчастным от власти человеком) находится на распутье – поступить по замыслу действующего президента и объявить цифры, необходимые Лукашенко, либо осуществить реальный подсчет голосов и провозгласить действительные результаты президентских выборов 2020 года. Иначе бы ЦИК не тянул с объявлением окончательных результатов выборов. Ермошина как личность в настоящее время, без преувеличения, стоит перед сложнейшим выбором – поступиться интересами Лукашенко, но объявить реальную победу Тихановской или остаться с Лукашенко, но предать очередным образом выраженную действительную волю белорусского народа, которую более 20 лет никто во власти Беларуси должным образом и не учитывал.
«Каждому свое» (нем. Jedem das Seine) – именно так «жизнеутверждающе» гласила надпись над воротами Бухенвальда. Действительно, каждый сам выбирает, что делать в подобной ситуации, и каждый сам избирает тот путь, на который он способен. Но автор почему-то как обыкновенный добросовестный человек верит в торжество личной совести, которая вряд ли сможет сосуществовать с общественной совестью, если будет ей противна. 11 августа 2020 года в сети Интернет Вероника Цепкало, соратница Светланы Тихановской, обратилась к сотрудникам силовых структур, принимающих участие в подавлении протестов в Беларуси: «ОМОН, силовики, остановитесь! Кого вы защищаете? Нелегитимного Лукашенко, который отдает вам устные приказы?! Ваша жизнь и свобода того стоит?! Как вы будете спать по ночам?! Как вы будете смотреть в глаза вашим детям и внукам?! Как вы будете дальше с этим жить?! Неужели Лукашенко всего этого действительно стоит?!»
Очевидно, что это обращение можно адресовать всем функционерам политического небосклона Беларуси, в том числе и Лидии Ермошиной. Она не просто верный солдат режима Лукашенко, она – одинокая женщина, признания которой говорят о больных разочарованиях в жизни, она – мать, не так давно потерявшая своего сына, она – человек, желающий уйти в отставку и почему-то дождаться естественного ухода из жизни… Так свидетельствуют ее интервью. Человек способен на все, в том числе на идеалы жизни, даже после длительной «консервации» его человеческих чувств. Это отличает людей от животных. У Ермошиной еще есть шанс оправдать все свои преступления перед белорусским народом, но сейчас, сегодня и здесь – заявить о действительной воле народа, а не диктаторской воле Лукашенко. В противном случае председатель ЦИК Беларуси станет соисполнителем очередного крупного преступления Лукашенко – насильственного удержания власти в свободолюбивой Беларуси XXI века.
Россияне с тобой, Беларусь!