«Кафкианские» антиутопии, в абсурде и безнадёжности которых утопаешь, с болью узнавая черты современности, обычно категорически не кинематографичны, но фильм «В ожидании варваров» 2019 года (режиссёр Сиро Герра) удивительно объёмно и точно перенёс одноимённый роман нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее на экран, хотя финал и отличается радикально от книжного. Сравнивая происходящее на экране со свежим нашествием оголтелого чёрного расизма, невольно удивляешься, насколько точно автор передал условность деления общества на цивилизацию и варваров, и как легко перейти эту грань.
Главный герой — Магистрат, управляющий крохотным городом на границе Империи, отвоевавшей у кочевников кусок пустыни, слабо пригодной для жизни. Империя предчувствует вторжение со стороны варваров и присылает полицейских собрать точные сведения.
Как заправляться выгоднее всего? Лайфхак с BP Club: экономия почти 5 рублей на каждый литр
1) Марк Райлэнс
Магистрат (Марк Райлэнс) не видит причин ожидать масштабного нападения, ведь мирное соседство вполне умело налажено, а мелкие конфликты ограничены необходимой самозащитой. В любой ситуации он в первую очередь видит людей, а не своих и врагов.
2) Джонни Депп
Полковник (Джонни Депп) смотрит на вещи совершенно иначе, предпочитая добывать желаемые показания под давлением и демонстрируя такую жестокость, что даже «варвары» шокированы. Пугает своей искренней убеждённостью в следовании интересам Империи и отказом считать варваров за людей.
3) Роберт Паттинсон
Помощник полковника (Роберт Паттинсон) вроде бы вполне разделяет идеи и методы полковника, но в глубине души стыдится того, что делает, и от этого выходит ещё злее.
4) Точный образ цивилизационной машины
Сталкиваясь с очевидной дикостью со стороны имперских военных, Магистрат пытается, как может, сгладить несправедливость, хотя один чиновник, даже самый идеальный и человечный, бессилен перед равнодушной системой принятия решений.
Горожане гибко подстраиваются, всегда готовые бояться и ненавидеть варваров, а солдаты просто выполняют приказы.
Конец любых цивилизаций тоже очевиден — это артефакты на непонятном языке, которые кто-то найдёт в песке спустя несколько веков. Или не найдет.
5) Яркий образ варваров
Кочевники вообще не собираются ни на кого нападать, зачем?
Но эта конкретная Империя проявляет удивительную настойчивость в попытке заставить себя возненавидеть.
Магистрат привязывается к жертве допроса, ослепшей девушке со сломанными ногами, пытаясь исправить непоправимое хотя бы для одного человека. Отношение девушки к «доброму» представителю цивилизации вполне красноречиво...
История романа, очень грустная и актуальная, стала не только фильмом, но и оперой, и театральной постановкой.
Ещё интересный артхаус про несправедливость человеческого социума, которая становится ещё глубже при попытках что-то исправить: «Платформа».
Новая история про зомби-апокалипсис на Рублёвке: "Богатые тоже зомби".