Найти тему
Метафора ТВ

Новосибирская ГЭС: где её могли построить и что тогда оказалось бы под водой?

Можете представить новосибирскую ГЭС в районе нынешнего Бугринского моста? А около Матвеевки? И где тогда плескалось бы Обское море? И какие привычные нам дома и объекты скрылись бы под водой? В своё время инженеры рассматривали около десяти вариантов расположения гидроэлектростанции. И кто знает, как сложились бы судьбы Новосибирска и Бердска, возникни плотина не там, где она находится сейчас.

Новосибирское водохранилище, возникшее после строительства ГЭС. Фото автора
Новосибирское водохранилище, возникшее после строительства ГЭС. Фото автора

Новосибирцы давно уже привыкли ездить по пятисотметровому автомобильному мосту через Новосибирскую ГЭС и плотину. Ещё бы, ведь он существует ровно 60 лет — его сдали 13 августа 1960 года. И, конечно, сложно представить себе совершенно другими и дамбу, и плотину, и очертания берегов Новосибирского водохранилища, где слева длинная набережная микрорайона ОбьГЭС, а справа тянутся песчаные пляжи Академгородка.

Море в этом месте раскинулось особенно широко и сложно даже представить, как перекрывали движение такой сильной и полноводной Оби.

Это была колоссальная работа. Перекрывать реку весной или летом было бы совсем не правильно, инженеры дождались низкой воды и конца навигации — всё началось в ночь на 25 октября 1954. Реку перегородили понтонным мостом, по которому подъезжали самосвалы гружёные каменными глыбами. Груз летел из кузовов прямо в воду. К утру верхушки глыб показались над водой, а еще через несколько часов каменная насыпь достигла уровня моста.

Так перекрывали реку. Фото Сибирской библиотеки краеведения
Так перекрывали реку. Фото Сибирской библиотеки краеведения

Реке оставили лишь узкую протоку шириной всего 46,5 метров. Её собирались засыпать с обоих берегов навстречу друг другу, но планы эти сорвались.

Всего через два дня разбушевалась непогода: ураганный ветер с дождем и снегом разогнал волну и Обь, будто взбесившись, почти в одночасье погнула и смыла понтонный мост. Вода стала затапливать всё, что люди уже успели построить, вызвала короткое замыкание и погрузила во тьму внушительную часть левобережья. А на самой стройке объявили аварийное положение.

Строители новосибирской ГЭС. Фото d-popovskiy.livejournal.com
Строители новосибирской ГЭС. Фото d-popovskiy.livejournal.com

Обеспокоенные строители новосибирской ГЭС задумались о том, что начали работать слишком рано и стоит подождать ещё более низкой воды. В итоге, решили не останавливаться, но перекрывать Обь продолжили только с одного правого берега. Работа шла тяжело и долго, метр за метром. Теперь в реку сбрасывали не только глыбы, но и всевозможные железобетонные конструкции и клетки с камнями.

К полудню 4 ноября перекрытие завершилось, Обь потекла через гребёнку водосливной плотины и самый сложный этап возведения Новосибирской ГЭС был наконец пройден — он занял 11 дней. Отступать стало некуда.

Новосибирская ГЭС. Лето 1959 года. фото d-popovskiy.livejournal.com
Новосибирская ГЭС. Лето 1959 года. фото d-popovskiy.livejournal.com

Но действительно ли инженеры выбрали лучшее место для строительства гидроэлектростанции?

На самом деле, у них было много вариантов. Источники говорят, что рассматривали не меньше десяти мест, которые могли бы подойти для плотины. Думать о ней вообще начали почти сразу после основания Ново-Николаевска. Уже а 1910 году стали задумываться о том, чтобы подсветить улицы молодого, но уже крупного города электрическими фонарями. А в 1912 начала работать маленькая электростанция. Тогда же возникла идея получать электроэнергию за счёт силы водной стихии.

Новосибирская ГЭС. Лето 1959 года. Фото d-popovskiy.livejournal.com
Новосибирская ГЭС. Лето 1959 года. Фото d-popovskiy.livejournal.com

Об этих идеях пришлось забыть почти на тридцать лет — их отсрочили революция, гражданская война и две мировые. Лишь в 1945 году, сразу после победы изысканиями Оби занялись всерьёз. Тогда выбрали четыре створы: это участки реки в районе деревень Бугры, Малое Кривощёково, Матвеевка и Нижние Чемы.

На современной карте Новосибирска эти места выглядят весьма странно. Матвеевка находилась там же, где сейчас одноимённый район Новосибирска. Плотина перегородила бы достаточно узкое место реки, прямо перед поворотом. Сейчас на левом берегу дачные общества и коттеджные посёлки, окружающие Краснообск. Возникни плотина там, не факт, что именно в своём нынешнем месте расположился бы ВАСХНИЛ.

Современный вид с воды на Комсомольский и Бугринский мосты. Фото авторы
Современный вид с воды на Комсомольский и Бугринский мосты. Фото авторы

Малое Кривощёково было там, где сейчас проходит железнодорожный Комсомольский мост. Если бы инженеры выбрали именно этот участок нынешние поля ВАСХНИЛА, Советское шоссе и микрорайон ОбьГЭС точно скрылись бы под водой.

Почти идеальным называли для гидроэлектростанции участок реки возле села Бугры. Это на несколько сотен метров севернее нынешнего Бугринского моста. Именно там Обь особенно сильна и это позволило бы ГЭС работать на совершенно фантастических мощностях. Однако, минусов оказалось больше: строить плотину так близко к центру города — так себе идея. К тому же, в зону затопления попало бы слишком много жилья и тот самый Комсомольский мост.

Обское море. Фото автора
Обское море. Фото автора

Инженеры остановили выбор на створе у Нижних Чемов. В результате, новосибирское водохранилище приняло привычные нам формы, а под водой оказался старый Бердск. О том, как происходили расселение и затопление и можно ли было спасти Бердск мы тоже вскоре напишем. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.