Найти тему

Наполеоновский маршал и художник Сен-Сир

Лоран де Гувион граф, а затем, маркиз де Сен-Сир (фр. Laurent de Gouvion-Saint-Cyr; 13 апреля 1764 — 17 марта 1830) — маршал Империи (с 27 августа 1812), генерал-полковник кирасир (с 6 июля 1804 по 5 декабря 1812). Военный министр Франции (7 июля — 26 сентября 1815, 12 сентября 1817 — 19 ноября 1819). По образованию и первоначальному роду деятельности — художник.

Из семьи состоятельных кожевников, ведущих свою родословную с XVII века. Стараясь дать сыну хорошее образование, отец поместил Лорана в Артиллерийское училище в городе Туль. Однако, как это не раз бывало в других семьях будущих маршалов, Лоран не хотел идти по пути, предназначенному ему родителями. Лоран оказался единственным маршалом Наполеона, который в детстве не мечтал стать солдатом. Лорана больше всего тянуло к гуманитарным наукам: он интересовался греческим языком и латынью, математикой. Однако самой большой его страстью было рисование. В возрасте 18 лет будущий маршал отказаться от армейской карьеры и отдал все силы искусству: свободная жизнь художника была более привлекательная для молодого Лорана, нежели суровая армейская служба. Он оставил родительский дом и отправился в Париж, где серьезно учится рисунку в мастерской художника Брене. Через некоторое время он оставляет Париж и устремляется в Италию для знакомства с работами старых мастеров. Обучался в Римской академии художеств. Сохранились довольно профессиональные рисунки Гувьона, датируемые началом 1780-х годов.

Попутешествовав по Италии, Лоран возвратился во Францию. Не имея никаких средств к существованию, он поступает в небольшую театральную труппу, где переиграл большое количество ролей как классического, так и современного французского репертуара. Правда, зрители чаще награждали его игру не аплодисментами, а свистом. Художник по призванию, он стал актером по необходимости. «Высокий, представительный и по натуре серьезный, - пишет историк Шиканов, - Лоран лучше смотрелся бы в трагедиях».

Портрет молодого Сен-Сира, художник Жорж Руже (1835).
Портрет молодого Сен-Сира, художник Жорж Руже (1835).

Революцию во Франции Лоран воспринял с восторгом. Как пишет историк Делдерфилд, «никто не знает, при каких обстоятельствах он завербовался в армию. Благодаря своим блистательным способностям чертежника и исключительной наблюдательности, он легко сумел выделиться; кроме того, в армейской жизни он находил выход для своих творческих способностей, которые мучили его на протяжении всей его юности». Когда Франции стала угрожать война и вторжение европейских армий, Сен-Сир записался волонтером в 1-й батальон республиканских егерей. К 1793 году Сен-Сир, благодаря своим способностям, становится уже известным в армии военным. Не раз солдаты, услышав грохот пушек там, где должен действовать он, говорили: «Это Сен-Сир играет в шахматы с австрийцами». Уже тогда этого военачальника отличали строгий расчет и методичность в подготовке и проведении операций.
Вскоре пристрастие Сен-
Сира к рисованию способствует тому, что он, в январе 1794 года, направляется в топографический отдел в штабе армии. Как замечает Делдерфилд, «… его талант чертежника пользовался большим успехом у генералов, нуждавшихся в точных картах театра военных действий». С 1801 и 1808 покоряет Испанию и Португалию, где отличился во многих сражениях. В 1812 командует баварской армией в походе на Россию, где и возведен был в маршалы за умелые действия в бою. Маршал с душою художника среди солдат имел прозвание «Человек из льда» (L,homme de glace) и «Сова» (Le Hibou).

Как выразился о Сен-Сире Рональд Делдерфилд, он был «наиболее противоречивой и эксцентричной личностью среди всех маршалов Наполеона. Чертежник, актер, музыкант, архитектор – во всем достиг высшей планки, так и не остановившись на чем-нибудь одном». Большими достоинствами Сен-Сира были проницательность на поле боя, основательный расчет планов, хладнокровие и выдержка. Он имел все качества, чтобы стать большим полководцем, но его необщительный характер, отчужденность и холодность не позволят ему быстро достичь высоких почестей во время Империи. Несмотря на сложный характер Сен-Сира, Наполеон всегда отдавал должное ему и часто вознаграждал его, выказывая свое доверие: «Человек большого таланта, несмотря на трудный характер». Маршал Лорн, навсегда прописался в мировой истории - художник Гувион Сен-Сир, пожалуй, так и останется в конце XVIII века.

«Наполеон Бонапарт». 1800. Уголь и белый мел на бумаге. 19 x 14 см. Автор будущий маршал Лоран де Гувион Сен-Сир (Национальный архив), аутентичная копия Serge Jagat.
«Наполеон Бонапарт». 1800. Уголь и белый мел на бумаге. 19 x 14 см. Автор будущий маршал Лоран де Гувион Сен-Сир (Национальный архив), аутентичная копия Serge Jagat.

Во время военной службы часто делал блокнотные зарисовки бытовых, бивуачных сцен, иногда делал даже шаржи на генералов — противников сначала революционной, а потом бонапартистской Франции. Например известно что он нарисовал несколько шаржей на А. В. Суворова, с военным искусством которого познакомился лично, находясь в составе армии генерала Моро, разбитой при Нови (1799) в Северной Италии. Тогда же в первые встретил генерала Бонапарта и изобразил будущего императора.