Пару интересных фактов о Tesla
Компания Tesla - это американская компания, которая производит машины, работающие на электричестве, названа она в честь известного физика - Никола Тесла. Вот так все просто, казалось бы. Но у этой компании очень сложная и интересная история.
История о том как не следовать тренду, а менять правила игры и создавать тренд самому. Этой компании всего 17 лет. Сравнивая ее с такими гигантами как Ford - 117 лет или Chevrolet - 108 лет, или Porsche - 89 лет, становиться ясно что компания совершила революция в автомобильной отрасли, среди таких гигантов.
Как так получилось? Об этом я и расскажу дальше, постараюсь коротко и оставив все самое важное. Так что не переключайтесь.
Основания Tesla и период до Илона Маска
Компания Tesla берет свое начало в апреле 2003 года, когда покупается доменное имя - teslamotors.com, а после, 1 июля 2003 года появляется на свет сама компания. Но создал ее не Илон Маск, а такие ребята как - Марк Тарпеннинг и Мартин Єберхард.
Они были вдохновлены результатами автомобиля tzero компании AC Propulsion. Этот автомобиль ехал очень плавно и быстро разгонялся, что, до этого, не удавалось никому среди электрокаров, автомобиль работал на свинцово-кислотной батареи.
Поэтому было решение инвестировать пол миллиона долларов на разработку этого автомобиля с заменой батареи на литий-ионную. Но, до выпуска не дошло и они приняли решения основать свою компанию - Tesla.
Появление Илона Маска в истории Tesla
По их подсчету, чтобы разработать первый прототип электрокара Roadster(название первого электрокара), им потребуется 7 миллионов долларов. Так как у них не было ни опыта ни денег, они принялись искать инвестора.
И они его находят, им становиться, всеми известный, Илон Маск. В то время Маск как раз искал компанию в сфере электрокаров, в которую можно будет инвестировать, и как вы могли понять, нашел ее, вложив 6.5 миллионов долларов, а так же став президентом компании Tesla.
Чуть позже Маск привлек еще одного человека - Джей Би Штробель. Он занимался разработкой литий-ионных батарей. Настрой у него был скептический, но все же в мае 2004 года был принят на работу и принялся разрабатывать электрокар вместе с основателями Tesla.
Разработка первого прототипа заняла два года, а именно в мае 2006 года, команда(их на тот момент уже было около ста человек) показала первую версию Roadster. Показав ее инвесторам, они привлекли новою волну финансирования, собрав 40 миллионов долларов, из которых 12 миллионов выделил Илон Маск.
Чуть позже в июле того же года они представили красную версию этого автомобиля на выставке, которою посетили множество людей в том числе - Арнольд Шварценеггр и бывший руководитель Disney - Майкл Айснер. Огласив план и цену первого электрокара Roadster в 90 тысяч долларов, автомобиль согласились купить 30 человек.
Также было обещано выпустить более дешевую версию за 50 тысяч долларов с четырьмя местами и дверями. Примерно в это же время The New York Times выпустили заметку о Tesla, где рассказывался план Tesla на будущее. Но было одно но, в статья не было упоминаний Илона Маска, что его сильно разозлило.
Первые победы Tesla и последующие проблемы
Множество предзаказов Roadster началось с выставки экзотических автомобилей, чьи организаторы просили Tesla привести свои образцы, даже отменив сборы для них в сумме 100 тысяч долларов.
Множество участников выписали чеки на покупку этого первого автомобиля Tesla.Также стали покупать места на очередь друзья сотрудников Tesla, знаменитости и т.д.
Кстати, на то время Tesla не продавала электрокары, а продавало места в клуб за 100 тысяч долларов, что предполагало бесплатный электрокар.
Под управлением Эберхарда, компания всегда принимала быстрые решение, изредка анализируя ситуацию, если что-то шло не так то сразу искалось другое решение. Но Илон Маск хотел, чтобы машины были более комфортными, поэтому менялись сиденья, двери, кузов и открытие машины при помощи сенсора, а не ручки.
Эти мелочи значительно замедлили производство. Начало поставок планировалось на 2007 год но была проблема с коробкой передач и в 2008 году они начали делать ее заново. Также навалились проблемы из-за рубежа в виде производства батарей.
Собирать батареи планировали в Таиланде, в планах было получить современный завод, но не судьба, на деле это было крыша с балками, даже без стен. Также пришлось обучать тайских рабочих обращаться с электроникой.
Вообщем скорость производство батарей упала в разы. Но не только в батареях было дело - также были сложности с поставками кузовных панелей из-за таможни.
Тут у Маска и Еберхарда начал зарождаться конфликт, из-за того что Эберхард плохо управлял компанией. Илон Маск нанял британца Уоткинса для оптимизации расходов и чуть позже он пришел в Маску с докладом и плохими новостями.
Себестоимость машины получалась в районе 200 тысяч долларов, в лучшем случае 170 тысяч долларов, а продавать они планировали за 85 тысяч долларов. Поэтому Маск принимает решение понизить Эберхарда с поста руководителя компанией.
Компания Tesla под контролем Илона Маска
Настал тот момент когда Маск взял все под свой контроль. Он лично летал на своем самолете за деталями и инструментами. Также хотел существенно сократить расходы и пришел к своим сотрудниками с заявлением, что они теперь работают по субботам и воскресеньям.
На возражения по типу что они хотят проводить время с семьей дал такой ответ:
"У этих сотрудников будет более чем достаточно времени на семью, когда мы обанкротимся"
Также каждый день проводился переучет цен материалов и деталей. Цену нужно было максимально снизить и знать ее до копейки. Люди стали терять работы из-за сложностей с поставленными задачами.
Также произошел один забавный случай, когда сотрудник вместо того чтобы посетить запланированное мероприятие, поехал на рождение своего ребенка и получил такой ответ от Маска
"Это не повод. Я весьма разочарован. Тебе необходимо расставить приоритеты. Мы здесь меняем мир, меняем историю, и ты либо с нами, либо нет."
Шел 2008 год и появилась главная проблема, которую было довольно сложно решить - у компании заканчивались деньги. Так как абсолютно все говорили что у компании проблемы, новых инвесторов не прибавилось и тогда Илон Маск вложил в компанию большую часть своего капитала.
И это дало плоды. Это волевое решение было решающим в жизни компании и я думаю если бы не оно и вера Илона Маска в эту идеи мы бы с вами не увидели Tesla на дорогах по всему миру. 2009 год - компания выпускает 500+ авто.
Правда разработка обошлась в 140 миллионов долларов. Всего было выпущено 2000+ электрокаров Roadster за 4 года. Также последующий инцидент с передачей Top Gear, где было заявлено что Roadster проезжает всего 55 километров на одном заряде вместо 300, как было заявлено. Все закончилось судебным разбирательством не в пользу Tesla.
Tesla Model S
В том же 2009 году было принято решение выпустить новую машину Tesla Model S. Благодаря налаженному производству удалось существенно снизить цену до 60 тысяч долларов. Так как компания начала показывать результат, Маск договаривается о новом финансировании со стороны правительства США на 465 миллионов долларов.
Ну это было не финансирование, а кредит, который Илон должен был погасить к 2018 году. Благодаря этому состоялся выпуск Tesla Model S в 2012 году. За два года было продано 55 тысяч автомобилей - Tesla Model S. Кредит был выплачен еще в 2013 году, благодаря первой публичной продажи акцией в 2010 году.
Работа в убыток и появления новых машин
В 2012 году компания презентует новый автомобиль, который выпускает на рынок в том же году - Tesla Model X.
2014 год - компания запускает бюджетный образец, цена которого 35 тысяч долларов - Tesla Model 3. Кстати изначальное название планировалось Tesla Model E. Но из-за того что такое название есть у Ford, назвали 3. Зачем? Зайдите на сайт и посмотрите, сайт у них просто SEXY 😉. А мы идем дальше, также в этом году появляется новая версия машины Model S - Tesla D.
2017 год - компания переименовывается в Tesla. До этого было - Tesla Motors. И презентовала Tesla Semi-Truck, выпуск изначально планировали на 2019 год но было перенесено на 2020 год .
2019 год - компания до сих пор работает в убыток. Но! Есть существенные сдвиги. Компания показала рекордную выручку в размере 24 миллиардов долларов, а убыток составил всего 775 миллионов долларов.
Ну и последние новости Tesla. 2019 год - на мероприятии компания представляет свое детище - Tesla Cybertruck. Стоимость - 39 900 тысяч долларов - самая дешевая версия.
Итог
Вот и все, друзья 🙂 Вот такая вот история этой SEXY компании. Надеюсь вам было интересно читать. Постарался максимально емко, но такую интересную историю сложно описать в двух словах.
Она поистине вдохновляет и мотивирует. Вообщем читайте, делитесь. А я буду радовать вас дальше. До скорых встреч. И если вам удобней читать мой блог в телеге, можете подписаться - тут!