Одним из наиболее распространенных аргументов сторонников царизма на Руси в пользу монархии является утверждение об устойчивом и интенсивном росте численности населения в конце 19-го — начале 20 века (за последние 10 лет перед Первой мировой войной население России увеличилось почти на 15 миллионов человек). Говорят, мол, смотрите, какой был «плохой» царь, что при нем население страны росло, как на дрожжях. В каждой крестьянской семье по десять детей было!
Да, действительно, такое явление имело место быть, и такой прирост населения кажется выгодно отличает период позднего царизма от периода той же гражданской войны.
Но является ли на самом деле такой демографический скачок признаком роста благосостояния людей?
Давайте предположим, что рост благосостояния населения обязательно приводит к всплеску рождаемости и росту его численности. Тогда следует признать тот факт, что большинство сегодняшних беднейших стран мира вовсе не являются беднейшими, а вполне себе благополучные, если судить по приросту их населения за год. Возьмем например 10 стран с самым быстрорастущим населением:
Нда… Видимо отнюдь не благосостояние в этих странах является причиной интенсивного размножения.
Давайте взглянем на современную карту прироста численности населения:
Если по этой карте судить, исходя из предположения, что чем богаче, тем плодовитей, то Африка, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия — самые привлекательные для проживания места на этой планете. Ну а США, Канада, Европа, Австралия, Россия и Япония (выделены холодным цветом на карте) — уже не очень. Бедноватые какие-то.
Как видим, рост численности населения и уровень его жизни — величины не прямо пропорциональные, а зачастую наоборот.
Так в чем же подвох? А в том, что низкий уровень жизни провоцирует высокую смертность, в том числе и детскую. Мать-природа сама в свою очередь начинает регулировать популяцию человеческого вида на данной территории. Детей рождается больше, как бы с запасом, что и приводит к росту населения. К тому же, чем ниже уровень жизни, тем ближе люди к своим природным корням: инстинктам выживания (что делает людей более хитрыми, смекалистыми и приспособленными к трудным условиям) и размножения (в потомстве своем люди видят свое единственное богатство)
И наоборот, чем выше уровень жизни, тем более люди тяготеют к цивилизации, материальным благам, различным видам досуга, активного отдыха и прочего времяпровождения в свое удовольствие. Зачинать детей в больших количествах уже не входит в планы современного цивилизованного человека. Отсюда и низкая рождаемость и стагнация в росте населения в развитых странах.
Следовательно, вряд ли в царской России плодились и размножались от хорошей жизни. Лишним тому подтверждением служит факт нехватки земельных наделов на крестьян в конце XIX – начале XX веков. Ну а про регулярный голод, повторяющийся каждые 5 лет и говорить не приходится. Зато если поднять цифры по средней продолжительности жизни (в 1913 году — 32,9 года против среднеевропейской в 49 лет) и смертности населения от голода, болезней и т. п. («В конце XIX века в России до 5-летнего возраста доживало всего 550 из 1000 родившихся детей, тогда как в большинстве западноевропейских стран — более 700» 19. Прохоров Б.Б. Здоровье россиян за 100 лет // Человек. 2002. №2. С.57.) то становится понятно, почему установилась высокая планка рождаемости, приведшая в свою очередь к росту населения.
Так что, господа хорошие, чтобы оценить уровень жизни населения, надо смотреть именно на уровень жизни населения, а не на его численность.
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!
- Ставь лайк, если было интересно!
- Подписывайся, потому что у меня есть еще интересного тебе рассказать!
- Пиши в комментариях, что думаешь по этому вопросу!