Маск, особенно если знать список его планов, напоминает злодея-мегаломана из комиксов или бондовских фильмов — только человеколюбивого и прогрессивного.
Заселить Марс (начав с колонии на 80 тыс. человек), соединить Сан-Франциско и Лос-Анджелес с помощью «вакуумного поезда», сделать сверхзвуковой электросамолёт, снизить цены на полёты в космос благодаря многоразовому использованию космических ракет, построить сеть электрических автозаправок (которые будут обслуживать роботы!) на дороге из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, помочь Boeing решить многочисленные проблемы их неудачного самолёта Dreamliner — вот лишь неполный перечень того, чем в ближайшие годы собирается заняться один из самых ярких и эксцентричных инноваторов XXI века.
Система электронных платежей PayPal, электрокары Tesla и, наконец, коммерческое освоение космоса компанией SpaceX — это всё о нём. Какими путями Илон Маск пришёл к успеху, чего он хочет и чем обязан Арнольду Шварцнеггеру и супергерою Тони Старку?
Из африканской саванны к Тихому океану
Илон Маск родился в 1971 году в ЮАР в семье англоговорящего инженера — эти три фактора обусловили становление Маска как технаря и его эмиграцию из страны.
Эррол Маск занимался планированием больших проектов вроде офисных и жилых зданий, торговых центров и даже военных объектов (если конкретно — базы ВВС) — может быть отчасти поэтому юный Илон не пошёл по гуманитарному пути. После развода родителей он единственный из всех детей предпочёл остаться с отцом, что только укрепило его интерес к точным наукам.
Зарабатывал отец хорошо, поэтому детство Маск провёл в одном из самых больших домов в Претории. У него была возможность путешествовать, что впоследствии сыграло свою роль в его решении переехать — окружающий мир выглядел намного разнообразнее и интереснее ЮАР даже в лучшие времена. Тут важно пояснить, что в то время в стране всё ещё существовал режим апартеида, который вёл войну против чёрных террористов внутри страны и за её пределами. Страну обложили санкциями, а в самой ЮАР доминирующей идеологией оставался африканерский национализм. Конечно, как выходец из семьи белых квалифицированных специалистов Маск жил очень хорошо, но как англоговорящий он не мог вписаться в африканерский дискурс ни при каких обстоятельствах — собственно, в школе ему постоянно приходилось драться с представителями «главной белой национальности»: трения между африканерами и англоговорящими белыми были больной темой в ЮАР, поскольку правящая элита состояла из буров.
В то же время Маск страдал своего рода психическим расстройством — он часто впадал в ступор без всякой видимой причины. В этом состоянии он никого не слышал и ни на что не реагировал. Сам по себе он был достаточно независимым, про таких говорят «один, но не одинок». Друзей у него почти не было, поэтому обеспокоенной матери даже приходилось уговаривать его братьев и сестёр брать Илона в компанию своих друзей.
В возрасте 10 лет отец купил Маску компьютер Commodore VIC-20, на котором тот научился программировать, по собственным словам, за 3 дня. В 1984 году он создал свою первую игру Blastar, исходный код которой опубликовал в южноафриканском отраслевом издании «PC and Office Technology», за что получил $500.
Учился Маск хорошо, но, строго говоря, не входил в число лучших учеников и особенно никого не потряс, хотя некоторые зачатки его идей в это время уже видны: например, он любил приносить в школу собственноручно сделанные модели космических кораблей и запускать их в небо на переменах, любил рассказывать, что солнечная энергия однажды заменит привычное всем топливо. Илон обладал фотографической памятью и показывал отличные результаты в математике, а ещё, что не менее важно, был одним из немногих в стране, кто следил за новыми трендами в программировании и постоянно учился новым вещам.
Когда Маску исполнилось 17 лет, перед ним встал вопрос о том, что делать дальше. Впереди маячил призыв и учёба в одном из топовых вузов страны, где в число обязательных предметов входили совершенно неинтересные — например, африкаанс. В армию Маску идти не хотелось совершенно — не стоит забывать о сильном разделении на африканеров и англоговорящих внутри страны, из-за которого значительная часть южноафриканских белых (почти 40% от общего числа) представляла собой своего рода «пятую колонну» и не считала страну своей. Маск решил, что человеку его склада стоит отправиться в Америку, где в Кремниевой долине в то время происходили удивительные вещи — 1980-е были эпохой взлёта Apple и Microsoft.
Самым простым вариантом для попадания США оказался транзит через Канаду — канадский паспорт Илону удалось получить благодаря матери, имевшей канадское подданство.
Приехав в Канаду, Илон Маск поступил в Университет Куинс в Торонто. Вскоре туда же перебрался и его брат Кимбал Маск, который тоже стал предпринимателем и участвовал в делах брата. Там же они начали заводить полезные знакомства. В частности, братья обхаживали семью Питера Николсона, главы Scotiabank, третьего по величине банка Канады. Обаяв Николсона и его дочь, Маск получил стажировку в банке, где работал напрямую на главу отдела стратегии.
В Канаде Маску, однако, быстро наскучило, и в 1992 году, после двух лет обучения, он перевёлся в элитный американский Пенсильванский университет, где стремился получить две специальности — по экономике и по физике.
Там он оказался в подходящей обстановке, поскольку вокруг было много специалистов по обеим дисциплинам. Маск написал ряд статей, посвящённых солнечной энергии (в частности, по ультраконденсаторам), получивших очень высокие оценки — и уже в них содержался сделанный им анализ экономической эффективности использования солнечных батарей.
Через несколько лет Илон начал делать первые шаги в индустрии и перебрался в Калифорнию — учиться, оттачивать свои навыки программиста, учёного и предпринимателя.