Найти тему

Небольшое произведение, которое может перевернуть устоявшиеся представления о жизни

Недавно перечитала повесть Альбера Камю "Падение" и была удивлена, как сильно отличается то, что я запомнила от того, что я прочла. Произведение на меня в свое время произвело сильное впечатление, меня тогда больше всего поразила вскрытая в повести "широта" человека, двойственность его натуры.

Так, главный герой Жан-Батист (в переводе с французского - Иоанн Креститель) в ходе своей исповеди случайно встреченному в Нью-Мехико соотечественнику признается, что долгое время полагал себя счастливейшим из смертных, парящим в недосягаемых высях. Он мнил себя обладателем многих достоинств, одним из которых было благородство. Но после одного серьезного эмоционального потрясения главный герой осознает, что никакой он не небожитель, а самый обычный лицемер. Все самые лучшие поступки его были продиктованы обычным желанием удовлетворить тщеславие, покрасоваться, возвыситься лишний раз за счет ближнего. Помощь слепому, помощь нищему, его работа по защите вдов и сирот в суде - все это фарс. Он не чувствует того, что говорит и что, по идее, должно скрываться за такими словами как "любовь" и "доброта", руководило им лишь себялюбие.

И в общем-то это похоже все, что я тогда взяла от повести. Потому что мне совершенно не отложились другие ее идеи, которые я с удивлением обнаружила при повторном прочтении.

-2

По признанию Жан-Батиста, после того, как он осознал, что не является достойнейшим из смертных и, оказывается, не все его любят, он не смог продолжать своей деятельности. Его преследовал страх разоблачения, что все поймут его истинные мотивы и осудят. Вот этот страх осуждения, страх признания себя виновным очень сильно его волнует, он полагает, что самое сложное для человека - признание своей вины.

"Каждый требует, чтобы его признали невиновным во что бы то ни стало, даже если для этого надо обвинить весь род людской и небо."

Именно в этом кроется причина его исповеди, он обличает свои пороки перед другим человеком (а возможно, не столько свои, сколько, по его мнению, общие и типичные для всех) не с целью покаяния, а с целью получить моральное преимущество, которое позволит ему от покаяния перейти к осуждению. Интересный прием, который на самом деле не так уж редко встречается.

И главная идея книги - это идея свободы. Как Великий инквизитор Достоевского, Жан-Батист заявляет, что человеку не нужна свобода, свобода означает вину и ответственность за свои действия, человеку нужно рабство, которое избавит его от трудностей выбора и мук совести. Жан-Батист (Иоанн Креститель) - судья на покаянии, который идет первым, предвосхищает приход того, кто всех поработит, дарует людям столь желанную несвободу, избавит людей от ненавистного и страшного чувства вины.

Как видно, идеи книги перекликаются с идеями Достоевского, только Камю не верил в Бога, поэтому писатель может лишь демонстрировать абсурдность мира и предлагать бесстрашно смотреть ей в глаза.

Читала я книгу в рамках интересного марафона, организованного Олей на канале "Книжный клуб авантюристов". Этот марафон предполагал непрерывное чтение несколько часов подряд. Сама Оля читала 24 часа, прерываясь на еду. Она планирует повторить свой опыт, поэтому если любопытно, присоединяйтесь)

И, возвращаясь к теме поста, любите философские повести?

См. еще #мякиш_обзоры #мякиш_камю #мякиш_французская литература

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал.❤️