На днях проходила мимо легендарных опустевших Крестов. Почему опустевших? В декабре 2017 года тюрьму покинули последние арестанты - в Колпино для них построили новый современный следственный изолятор «Кресты-2». А почему легендарных? Потому, что история у этих красных кирпичных стен на Арсенальной набережной действительно интересная...
Со времен императрицы Анны Иоанновны здесь был так называемый «Винный городок» с пивоварнями и винными погребами. В конце 1860-х на его месте по проекту архитектора Львова возвели комплекс зданий центральной пересыльной тюрьмы. Однако в 1892 году его перестроили, причем перестраивали сами заключенные. В результате получилось два 5-этажных корпуса крестообразной формы (отсюда и название), в которых было 960 камер, рассчитанных на 1150 человек. По окончании работ архитектор Антоний Томишко будто бы сказал царю Александру III: «Ваше величество, я для Вас тюрьму построил!». Государь возразил: «Не для меня, а для себя!» - и заточил того в тайную камеру, которой изначально не было в проекте и которую якобы до сих пор не нашли.
Тюрьма по тем временам считалась образцовой и первое время использовалась для содержания совершеннолетних лиц мужского пола - подследственных по уголовным делам, а также политических преступников, приговоренных к одиночному заключению. Особенно много их стало после революции 1905 года. В Крестах побывали Антонов-Овсеенко, Дыбенко, Каменев, Луначарский, Троцкий… В 1917-м места большевиков-революционеров в камерах заняли царские министры, генералы, видные полицейские чины, позже – почти все члены Временного правительства.
В советские годы Кресты стали лагерем принудительных работ, потом – следственным изолятором. Заключенных было уже больше, чем мест (на 7-ми квадратных метрах бывших «одиночек» ютились по 15-17 человек, в основном все тех же политических). Но и уголовников хватало: один из них, знаменитый налетчик Ленька Пантелеев, совершил в 1922 году первый в истории побег из Крестов (правда, на воле он потом прогулял недолго). В годы репрессий в камерах на Арсенальной набережной сидели известные люди: поэт Николай Заболоцкий, актер Георгий Жженов, маршал Константин Рокоссовский. Не раз бывала у этих стен Анна Ахматова – среди заключенных Крестов значились ее муж Николай Пунин и сын Лев Гумилев, будущий ученый-историк. В очередях с передачами поэтесса стояла по 17 - 19 часов, здесь же рождалась ее поэма «Реквием». Теперь строки из нее – на мемориальной доске у входа в изолятор, а памятник Ахматовой – напротив, на другом берегу Невы (есть и еще один, в здании тюрьмы).
Перед блокадой часть заключенных успели эвакуировать. Многие сотрудники ушли на фронт, но изолятор по-прежнему функционировал. В это тяжелое время его постоянно бомбили, от истощения погибали и охранники, и арестанты (в 1942-м году в заключении умер Даниил Хармс). После войны тюрьме требовался капитальный ремонт, но средств не было. Поэтому там решили организовать производство – картонажную фабрику. Затея оказалась удачной – предприятие приносило прибыль, а занятость заключенных была максимальной.
В «лихие 90-е» Кресты снова оказались переполненными, но на этот раз – уголовными преступниками, среди которых были и криминальные авторитеты. Количество подследственных доходило до 12000 человек (при изначальном расчете на 1150, помните?).
Сейчас около бывшего СИЗО малолюдно и чуть жутковато. Хотя по данным Википедии это место не совсем опустело - тут функционирует исправительно - трудовая колония, где содержится около 200 заключенных, которые занимаются ремонтом и другим хозяйственным обслуживанием. Что дальше станет с Крестами, пока не ясно. Были предложения переделать их под отель, но поскольку здания комплекса – памятник архитектуры, там запрещены внутренние перепланировки. Возможно, когда-нибудь бывшая тюрьма откроет двери и станет музеем. Там точно есть, на что посмотреть. ;)
Р.S. Больше постов о Петербурге и окрестностях - в группе ВК.
P.P.S. Больше красивых фото Петербурга - в Телеграм-канале.
Подписывайтесь! ;)