Итак, листы стекла нужного цвета готовы и доставлены в мастерскую. Как они превращаются в витраж?
Сначала мастера создавали эскиз всего окна, а затем делали чертежи в натуральную величину - опять-таки всего окна или отдельных панелей, с указанием формы деталей и цвета стекла для них. Как правило, для чертежа использовалась доска, и витраж затем собирался на этой же доске.
Затем брали лист стекла нужного цвета и белой известкой рисовали на нем очертания нужных деталей. Для вырезания использовались два инструмента: сначала железный резак, который нагревали и прижимали к поверхности стекла, чтобы расколоть его на куски, а затем специальный инструмент, с помощью которого края стекла обкалывали до нужной формы.
Затем могли нанести дополнительный рисунок (например, черты лица или складки одежды). Для этого использовался специальный пигмент, получаемый смешиванием оксида железа и толченой меди с измельченным стеклом. Чтобы пигмент лучше наносился на стекло, могли добавить вина, мочи илли уксуса. Цвет мог варьироваться от коричневого до черного.
Готовые фрагменты с рисунком помещали в специальную печь - в ней измельченное стекло, добавленное в пигмент, плавилось и приплавлялось к поверхности стекла, создавая очень прочный и четкий рисунок.
Как из этих фрагментов собирали готовый витраж - в следующей серии!
______________________________________________
Почитать еще:
Притча о милосердном самарянине на сайте Les vitraux de la cathédrale de Chartres (если кликнуть по ссылке Les médaillons в меню справа, откроется страница с пронумерованной схемой витража, по клику на цифру открывается страница с этим фрагментом в хорошем разрешении)
В прошлой серии:
Цветное стекло: средневековые высокие технологии
Мой телеграм-канал, где будут появляться ссылки на новые посты серии