Найти тему
ЭврикаХаб

Как научиться решать сложные задачи по математике без особых усилий?

Оглавление

#хакнем_математика 👈 рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по математике как для школьников, так и для взрослых 🥳

Источник фото: delfi.lt
Источник фото: delfi.lt

Решение задач — неотъемлемый элемент обучения математике, физике, химии и многим другим школьным (и не только) учебным предметам. Поэтому умение решать задачи — становится одним из приоритетных навыков, необходимых для успешной учёбы.

Сразу возникает вопрос: «Как же научиться решать задачи — ведь известно, что не существует сколь-нибудь общих методов решения задач ввиду их невообразимого разнообразия?». Известный методист Д. Пойя так ответил на этот вопрос: «Как Вы думаете, что надо, прежде всего, сделать, чтобы научиться плавать? ... Для этого, прежде всего, необходимо войти в воду! А что надо сделать, чтобы научиться решать задачи? …Надо начать их решать!»!

Чем больше задач Вы решите, тем скорее сможете найти подход к задаче нового типа, раньше не встречавшейся Вам. Начинать, разумеется, надо с простейших задач, ведь сложная задача — это подчас комбинация из нескольких простейших. При этом важно научиться обобщать уже решённые задачи, ведь подчас новая задача является не просто комбинацией уже знакомых, но и часто при этом усложнение достигается за счёт увеличения компонентов, участвующих в том или ином действии.

Простым примером подобных обобщений служат известные Вам свойства арифметических действий — например, перестановочное и сочетательное свойство сложения и умножения — их можно распространить на любое число слагаемых и сомножителей!

Ниже мы познакомимся с примерами подобных обобщений, на первый взгляд, довольно-таки, сложных выражениях с дробями, значения которых при ближайшем рассмотрении находятся достаточно просто, и даже устно!

Учимся обобщать!

Следующие задания взяты из пособия для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики »Сборник задач по по алгебре. 8-9 классы» [М.Л.Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И.Звавич. — 2-е изд. — М.: 1995].

-2

-3

Очевидный повод для первого обобщения!

Разность аликвотных дробей*) — это обыкновенная дробь числитель которой равен разности знаменателей вычитаемой и уменьшаемой дробей, а знаменатель — произведению знаменателей этих дробей.

*) Аликвотная дробь — это обыкновенная дробь числитель которой равен 1 (единице).

-4

Конечно, каждый следующий пример можно решить четырьмя последовательными сложениями, например:

-5

Уже здесь можно получить обобщающую формулу для вычисления значений подобных сумм. Но не будем торопиться — это возможно значительно короче, зря, что ли мы решали примеры а) — д)?!

Заметим, что результаты примеров: а) — д) отличаются от дробей в условии примера ж) только значением числителя, который равен разности сомножителей в знаменателя каждой дроби, а это легко исправить:

-6

(умножили на 1 = 3/3)

-7

Обобщим полученное решение.

-8

Тогда каждый из примеров е) — з) в общем виде можно записать следующим образом:

-9

или даже так:

-10

В тестовых заданиях этой формулой можно пользоваться без ссылок:

-11

В работах, в которых требуется полный ответ (обоснованное решение) можно пользоваться решением примера ж).

Формулу

-12

можно доказать в 9-ом классе, используя метод математической индукции, определение и формулу общего члена арифметической прогрессии. Желаю удачи!

(В статье приведены задания из «Сборника задач по алгебре для 8-9 классов», - М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич, М. 1996 год).

Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_математика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

-13

Цикл статей "Учимся решать нестандартные задачи"

1 статья [Текущая]
2 статья