Найти тему
ФОМ

О самых страшных эпидемиях, автомобильном рынке и выживании кадровых агентств

Оглавление

Обзор Проекта коронаФОМ №37

Какие эпидемии, по мнению россиян, были страшнее коронавируса, как выживают кадровые агентства, когда люди теряют работу, и почему на автомобильном рынке дефицит машин

Каждый 10-й россиянин считает эпидемию коронавируса самой страшной за всю историю

Подавляющее большинство (71%) россиян придерживаются трезвого подхода, считая, что нынешняя эпидемия уступает по степени опасности предыдущим. Однако 11% уверены, что эпидемии, страшнее этой, за всю историю человечества не было. По данным ФОМ, среди последних преобладают люди 60 лет и старше, те, кто не следит за сообщениями о коронавирусе, и те, кто предпочитает получать информацию из традиционных СМИ.

Аналитики компании предполагают, что преувеличение масштаба и опасности эпидемии коронавируса вызвано нехваткой знаний о ней и тем, что на протяжении последних месяцев общий информационный поток практически полностью состоял из сообщений об этой эпидемии.
Любопытно, что большинство тех, кто ответил, что были и более опасные эпидемии, на первое место поставили бубонную чуму – 45%. Испанский грипп (16%), черная оспа и холера (по 14%) оказались гораздо менее «популярными».

«Конечно, чума косила, на улицах люди умирали. А здесь в магазин зайдешь – один кассир сидит, второй, как сидели, так и сидят», – аргументирует свою позицию один из информантов.

Ежедневно смотрят, читают или слушают новости о коронавирусе 45% россиян

Менее всего тема пандемии интересна молодежи – среди них 36% совсем не следят за подобной информацией. Более всего она интересна пенсионерам, среди которых 68% следят за ней каждый день.

Как показывает опрос ФОМ, возрастные различия заключаются не только в отношении интенсивности потребления информации, но и в предпочитаемых источниках новостей. Так, пожилые узнают о ситуации с коронавирусом в первую очередь из телепередач (84% против 53% по всему населению), тогда как среди молодых таких лишь 23%, основным источником сведений для которых являются социальные сети и каналы в мессенджерах (44% против 22% по населению).

Помимо разных предпочтений в выборе источников информации о коронавирусе, наблюдаются и две различные стратегии потребления информации. Одни люди специально ищут новости о коронавирусе (21%), другие не предпринимают для этого никаких усилий (56%). Любопытно, что использование нескольких источников информации и самостоятельный поиск новостей способствуют более критичному отношению к сообщениям о коронавирусе.

«Причиной такого подхода к потреблению информации, судя по всему, зачастую является больший уровень опасений и, возможно, даже алармизм в отношении коронавируса. Если последнее верно, то называть такое поведение более рациональным было бы неправильно, поскольку люди идут на поводу у своих эмоций, а поиск и чтение новостей в этом случае носят скорее терапевтический характер», – отмечают аналитики ФОМ.

Кадровые агентства расширяют сферу деятельности, чтобы не остаться без работы

Пандемия спровоцировала рост числа вакансий в сфере информационных технологий и онлайн-продаж продуктов питания. Это позволило удержаться на плаву рекрутерам, работающим в наиболее пострадавших отраслях – например, в тревел- и гостиничной индустрии. Об этом рассказывает генеральный директор кадрового агентства Business Travel Job Карина Яковлева.

По ее словам, незадолго до введения режима самоизоляции в компанию пришли несколько клиентов из сферы онлайн-продаж продуктов питания, у которых в 5–10 раз выросли объемы продаж, а также IT, и это в какой-то степени спасло бизнес. Компания бралась и за нестандартные для нее заказы.

«Были такие вакансии, в описании которых я не понимала написанного. В таком случае я просила клиента пояснить алгоритм работы будущего сотрудника, чтобы понять, что должен делать человек. Поступало очень много диджитал-вакансий, например для SMM-менеджеров и IT-специалистов», – рассказывает Карина Яковлева.

Она также отмечает, что пандемия наложила ограничения на процесс рекрутинга: собеседования были переведены в онлайн, и это стало занимать больше времени, поскольку понадобились дополнительные беседы с соискателями. Несмотря на то что такой способ подбора персонала, по словам эксперта, не очень удобен, число собеседований по видеосвязи вырастет и кадровым агентствам придется перестраивать рабочие процессы, чтобы уменьшить количество ошибок, которые возможны при собеседовании.

На автомобильном рынке дефицит машин премиум-класса

В начале лета автомобильный рынок в России оживился – люди дождались открытия салонов после карантина, но затем произошел ожидаемый спад. Причина очевидна – сокращение доходов у населения. Однако дилеры столкнулись с нехваткой машин.

Эксперты связывают это с простоями на российских заводах, нарушением цепочек поставок автокомпонентов и приостановкой поставок иномарок. Особенно острый дефицит дилеры наблюдают в премиальном сегменте. Во-первых, покупатели дорогих машин меньше других пострадали от экономических последствий коронавируса. Во-вторых, они проявляли активность и во время самоизоляции – онлайн лучше всего продавались именно автомобили премиум-класса.

Индикатор дня

-2

ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.

Понравился обзор? Ставьте лайк и делитесь с друзьями.
Больше материалов на сайте covid19.fom.ru.