Тогда я еще не знал, какой это тяжелый труд...
Как я попал на краболов и с чем столкнулся, заработки в море.
Как часто Вы едите мясо краба? И нет, я не о крабовых палочках в салате, а о самом настоящем крабе. Для большинства людей это слишком дорого, оно и понятно, ведь если посмотреть среднюю цену на натуральное мясо, то глаза невольно на лоб лезут.
А теперь представьте, что есть люди, которые смотреть на этих крабов не могут, а всё по тому, что видят и трогают они его каждый день. Речь пойдёт о краболовах.
На Дальнем Востоке моряк - это очень популярная профессия. О разнообразии профессий на судне я расскажу как-нибудь потом.
На краболов я попал после уже нескольких лет работы в море на других типах судов, ловили минтай, сельдь, скумбрию, сайру, иваси и другую рыбу, морозили и перевозили, я набирал опвт и всё было не плохо, но тут дело дошло до краболовного флота, ведь на них можно больше заработать, но я не знал, каким трудом достаются эти деньги...
Молодой и полный сил я собирался в очередной рейс, начал искать компанию, ориентир был на краболовный флот, ранее с этим не сталкивался, но слышал, что деньги платят не плохие. Немного поискав, и даже отсеяв пару предложений из других компаний, я все таки нашел не плохую компанию (которой владеют достаточно известные люди) и решил "забросить удочку", как говорится. Позвонил, трубку не взяли, но перезвонили.
Попросили приехать и оставить анкету и побеседовать.
Тут же я полетел в кадры, радости моей не было предела, ведь многие так долго не могут попасть в эту компанию, а меня просто так берут?! Про оформление и собеседование писать не буду, эта тема достойна отдельного внимания. Главное то, что по итогу меня взяли, но только через большой (5 месяцев) ремонт судна в Южной Корее, о чём я так же расскажу как-нибудь.
Переоборудовав судно из тунцелова в краболов мы, наконец-то, двинулись в рейс. Особого волнения добавляло то, что судно не обкатаное и экипаж, по большей части, тоже не обкатан на таких типах судов и виде промысла.
Характеристики судна не очень впечатляют:
- Длина: 53 метра
- Ширина: 9 метров
- Экипаж: 30 человек
Это очень небольшое судно. Даже в не сильную волну качало прилично, а в шторм - УУУ, просто страх.
Строили японцы, а у них политика такая: максимум для работы, минимум для людей. Вот и получается, что все миниатюрное (под низкорослых японцев), каюты - капсулы, не иначе, проходы узкие, всё максимально компактно, но надёжно и логично! Благо, я не высокий и мне было вполне комфортно.
Но праздная неделя перехода из Кореи в Охотское море закончилась и наступило время работы. Вот тут всё и началось! Сначала выставляются ловушки, которыми было забито всё свободное место на судне. Перевозятся они в стогах.
В общей сложности на судне около 3000 ловушек. Они делятся на 19 порядков по 150 ловушек + запас.
Перед постановкой нужно в каждую ловушку прикрепить наживу. Наживой была селёдка, которую измельчали в специальной дробилке и засовывали в баночку с дырочками, чтобы краб мог почувствовать аромат рыбы и прийти в ловушку.
Мы набивали три тысячи баночек часов за 6 где-то.
Далее порядки по очереди закидывают в воду (постановка 19 порядков занимает где-то сутки) и ждут еще примерно сутки. Мы работали на разных видах краба, но больше всего на Стригуне Опилио.
Он не больших размеров, в сравнении с Камчатским или Синим крабом. Весит мало и стоит дешевле, а это значит только одно: НУЖНО БОЛЬШЕ РАБОТАТЬ. Иначе удачи не видать, как говорится!
Деваться некуда, работаем!
Этап первый: палубная команда (Матросы с мастером по добыче во главе) достает порядок из воды. Его, в свою очередь, находит штурман, который в данный момент несёт вахту на мостике. Всё делается при помощи различных лебёдок. Краб из ловушки сыпится на сортировочный стол. Мелкого, самок, дефектного и различный прилов сразу улетает за борт, а вот самцы промыслового размера летят на конвейер прямо в бункер в цеху.
В бункере выглядит это вот так. Залетела треска, её тоже выкинут за борт.
Этап второй: из бункера работники цеха отделяют конечности от панциря.
В цеху, помимо матросов, работают специалисты судна. Это и механики, третий помощник капитана, радист, моторист, слесарь ТО и т.д., на крабе все работают в цеху параллельно со своими прямыми обязанностями.
Отделение происходит на краборазделочной машине, но на судне эту адскую машину называют просто "Гондурас". Не знаю почему, но именно это название знают все.
Состоит он из "топорика", а по факту заточенной пластины, и щеток. Краб берется за лапы и ударяется об топорик, в результате панцирь остается на пластине, а конечности в руках, остается только зачистить края о вращающиеся щетки.
Этап третий: далее уже конечности попадают на сортировку и укладку, а все лишнее, через дробилку, идёт за борт.
Чайки и глупыши любят тусоваться возле борта, там много корма, всегда можно наблюдать настоящие схватки между птицами.
Укладчики укладывают крабовые лапы в клетки, после чего большими партиями краб варится и охлаждается в больших котлах.
Этап четвертый: варенный и охлажденный краб укладывается в коробки, каждая коробка имеет одинаковый вес. За этим следит старший технолог.
Этап пятый: В таком виде (прямо в коробке) ящики отправляются в морозильную камеру, где краб замораживается до, примерно, -25 градусов в центре ящика за 2.5 - 3 часа. В шкафу, за один раз, замораживается тонна краба.
Этап шестой: После заморозки краб глазируют (поливают тонким слоем воды), надевают пакет и крышку, все это обвязывается лентой и спускается в трюм.
В трюме постоянно поддерживается температура -30 - -40 градусов.
Этап спедьмой: Когда в трюме набирается определенное количество продукции, приходит судно-транспортный рефрижератор и забирает краб для дальнейшей транспортировки на берег и далее для доставки покупателю.
После перегруза процесс забивки трюма продукцией продолжается.
Если рыбалка идет удачно, краба много, погода хорошая, то работа продолжается ежедневно и всё это в сумасшедшем графике 16/8. 16 часов работы, 8 отдыха, но за эти 8 часов нужно успеть помыться, поесть, поспать, проснуться, позавтракать и снова выйти на смену.
Морально это очень тяжело, физически тоже, так как всю смену проводишь на ногах, плюс всегда делаешь что-либо. Укладываешь краба, носишь клетки, забиваешь морозильный шкаф ящиками, выбиваешь мороженный краб из шкафа и так далее.
Но, не смотря на трудности, люди привыкают и работают, не жалуются.
Есть те, кто не справляется и это не редкость, но такие сразу увольняются и едут на берег.
А кто остался, тот работает, а как иначе... От пойманного краба зависит зарплата.
Рейс длится 4 месяца. Система оплаты паевая. Пай зависит от должности.
За средний, обычный по вылову рейс, рядовой матрос получает, примерно, 200-250 тысяч рублей в месяц. За 4 месяца не сложно посчитать заработную плату.
Специалисты получают от 300-350 тысяч и выше в месяц. Зарплата выше так как, помимо обработки краба, у них еще есть различные заведования, механизмы, документация и большая ответственность.
Если рыбалка была более удачной, то и заработки, соответственно, выше.
Пойду ли я еще раз на краболов? Конечно да!
На работа эта, как вы уже поняли, не для слабых духом людей. Ведь 4 месяца вы оторваны от семьи и, практически, от связи с внешним миром, а краб ловят и в плохую погоду, и в снег, и в дождь, и когда волна на море, но это все можно перетерпеть, ведь каждый понимает, что он часть механизма, важен труд и навыки каждого, от капитана до матроса, ведь только так можно прийти к общему рыбацкому успеху!