Найти тему
Kirill Petrov

Путешествие с Амаруком на Белое море.

Путешествие с Амаруком на Белое море.

Автор выражает благодарность:
Сергею Рагимову, за приобретенное у него снаряжение;
Константину Васину, за понимание;
Кате Петровой, за катализ процесса;
Моему заблуждению, что с острова Чернецкий виден остров Соловецкий, за удивительнейшую ночь в моей жизни;
и особенно, Белому Морю, за любовь и поддержку.

Отпуск на каяке летом 2008 года я не планировал.

Собирался в конце июля – начале августа сходить в горы на бэккантри, но уже в конце мая стало ясно, что, по независящим от меня причинам, эта поездка срывается.

И вот, уже не помню, какого июня, приходит моя дочка Катя с практики, которую проходила после 3-го курса биофака, и говорит:

«Часть моей группы собирается после практики на Белое море».

«Ну, а ты?» - задаю я естественный вопрос.

«Я бы тоже хотела, но с ними боюсь, потому, что они разгильдяи». - отвечает Катя.

А надо сказать, что последний раз я с семьёй (Катя в возрасте 1 года) был на Белом море в походе на байдарке в 1989 году. Ходили из Ругозерской губы в Чупинскую. Провели замечательный месяц, слегка омраченный ежедневными полуторачасовыми занятиями сольфеджио на гитаре с моим старшим сыном.

Красная губа. 1989 год.
Красная губа. 1989 год.

До этого первый раз я работал на ББС (Беломорской биологической станции) лаборантом в 1975 году, потом, в 80-е годы, проходил студенческую практику, занимался научной работой (там же и на Картеше) и даже пару сезонов был на ББС старшиной водолазной станции, согласно официальному приказу.

«Ну хорошо», - говорю я, « а со мной пойдешь?»

«С тобой, наверное, пойду», - отвечает Катя, «но я пока не знаю точно, как все сложится.»

И с этого момента в моей голове поселилась мысль о том, что я пойду на Белое море.

Через какое-то время я понял, что мне надо туда.

И даже совершенно независимо от того, пойдет Катя со мной или нет.

И даже лучше, если не пойдет.

Если это будет мое собственное свидание с этим местом после долгой разлуки.

Я начал подбирать себе морской каяк. Хотел купить двухместный. Сначала заехал в Агентство Венгрова, и посмотрел, что там есть в наличии. После переезда в процессе ремонта, интересующие меня каяки были свалены вместе в труднодоступную кучу, которую мне любезно помогли посмотреть. В основном там были представлены каяки, у которых кроме стандартного посадочного места было ещё одно расширенное. Как в таком случае решались проблемы с юбками и заглушками на этот «нестандарт» - одному Богу известно.

В самом низу этой кучи кверху днищем лежал длинный красный каяк.

«А это что?» - спросил я.

«Это Амарук, но он одноместный» - ответили мне.

«Такой длины?» - удивился я.

«Да, вот такой» - лаконично завершился разговор.

Вернувшись домой, я полез на сайт Necky, и обнаружил там двухместный Амарук, с нормальными посадочными местами и внешне меня вполне устраивающий.

После этого была длинная эпопея с уточнением, не ошиблись ли в количестве мест Амарука, имеющегося в Агентстве Венгрова, покупка его, необходимых заглушек, …

Перевоз его (Амарука) на дачу, испытания в пруду на предмет вставания (из перевернутого положения), подгонка сидения, повторные испытания, список всего, что я хочу взять с собой и т.д. и т.п.

По ходу событий я много раз сталкивался с восклицаниями по поводу того, что я иду один (через некоторое время Катя сняла свою кандидатуру), и попытками составить мне компанию или отговорить от реализации этого проекта. Один единственный человек сразу и с пониманием отнесся к моему проекту. Это Константин Васин.

«Ну, конечно, это категорически противоречит всем правилам техники безопасности» - сказал Костя, - « но иногда такие вещи надо делать».

И вот, 18.07.2008 года, в 7 утра, я выдвинулся с дачи на Дефендере, на котором гордо возвышался Амарук. Система крепления его была достаточно проста: к багажнику Дефа были прикручены 2 рулона из двух ковриков каждый, и сверху багажными ремнями на ровном киле к ним был притянут Амарук. Практика перевозки его кверху килем показала, что при этом у него проминается верхняя дека. Вроде, ничего страшного (потом встает на место), но, не понаслышке зная питерскую и мурманскую трассы, экспериментировать не хотелось, и у меня было чувство, что Амаруку перевернутое положение не нравится.

Общий план похода
Общий план похода

Самое для меня необычное, что на момент выезда у меня не был спланирован маршрут путешествия. Еды я взял с собой на две недели. В Дефе легко можно лечь спать в любой момент, ничего не перекладывая, поскольку его компоновка позволяет мне с комфортом вытянуться в заднем салоне на полу, в спальнике на паре ковриков. От комаров на двери, с открытыми стеклами, накидываются 2 сетки. Запас автономного пробега на машине составляет больше 1000 км. Есть газовая горелка, сеть 220 в машине. Идиллия.

Первоначально я хотел доехать до поселка Чкаловский, который находится в Чупинской губе и памятен мне ещё с последнего похода в 1989 году, и оставить там машину. Потом пойти на остров Сидоров, о котором у меня сохранились совершенно волшебные воспоминания, а там посмотреть, куда ещё потянет. Была полная уверенность, что в любом месте, если я не вернусь морем в пункт старта, можно договориться о том, чтобы оставить каяк на пару дней и съездить за Дефом.

Дорога была на удивления лёгкой. В район Сегежи, проехав 1200 км за 15 часов с заправками и остановками, я добрался к 22.00. По дороге в 14:45 были произведены полевые испытания хрючева, рекомендованного знакомым товароведом Мариной:

К упаковке доширака (метко названного бомжпакетом) после размокания в кипятке добавляется 200 граммовый пакетик Гурмании (кто, что любит; мне попалась карбонара с грудинкой и сливками). Испытания прошли успешно. Вполне съедобно и сытно.

В 22.15 я съехал на труднопроезжую дорогу, отходящую от мурманской трассы, метров через пятьсот добрался до болота, сходил на фотосессию и с кайфом отбился в 23.00.

Кстати, этот район стали использовать велосипедисты, несмотря на очень неустойчивое качество дороги. (Под неустойчивым качеством я понимаю смесь из участков дороги вполне приличного качества, с плохим и даже кошмарным, вплоть до того, что люди не на Дефендерах едут по обочинам). Я даже видел одного монстра на лежачем велосипеде. Человек едет в положении глубоко полулежа на спине, на 2-х колесном велосипеде, ногами вперед. Высота конструкции около метра. Мне, лично, было бы ОЧЕНЬ страшно.

День второй.

Утро около Сегежи.
Утро около Сегежи.

Утром встал в 8:30. Актимель, чай. Умылся, почистил глазки и стёклышки. Посмотрев карту, мне вдруг неудержимо захотелось заехать на ББС, благо до Пояконды от Чупы примерно такое же расстояние, как и до Чкаловского, только по трассе, а не по проселку.

На Полярном круге столкнулся на трассе не с дорогой, а просто с волчьими ямами. Невозможно проехать, избежав попадания в дырки, глубиной больше 15см и размером от 0,5 м до метра. Чудом избежал попадания туда на скорости, поскольку перед этим качество дороги было приличное, и, вообще, подвеска Дефа позволяет практически по любому «направлению» ехать 110-120.

Грунтовка в Пояконду (5 км) вызвала ощущение попадания в машину времени. Всё, как 20 лет назад.

Доехал к 12:30.

Знакомый причал тоже практически не изменился. Встретил каких-то то ли охотников, то ли рыболовов, у которых поинтересовался приливом и отливом. Получил, как вскоре выяснилось, неправильный ответ.

Стал решать задачу упаковки барахла. Оказалось, что, впечатленный размерами Амарука, я взял с собой слишком много. Апофеозом лишнего был раскладной стульчик, который я купил перед выездом, находясь под мистическим влиянием автомобильных поездок с каякерами под предводительством Доктора.

Как водится, самые малоиспользуемые вещи пакуются в первую очередь. Поэтому, когда я приступил к упаковке самого необходимого, места оказалось маловато, а глубокие, надежные места были заняты 2-мя запасными веслами (мало ли чего!), стульчиком, штативом, рюкзаком, топором … Перепаковывать и оставлять было просто лень. Взял практически всё, что задумал, оставив в машине самую ерунду, вроде запасных тапок. Пришлось только привязать дополнительный шкертик с петельками вокруг переднего очка и сделать, при помощи резиновых жгутов с крючками, дополнительное крепление для гермы с сухими вещами прямо на заглушке. Решил, что со временем все утрясется. Забегая вперед, должен сказать, что крайне удобным решением было размещение под резиновыми шнурами передо мной пластикового прозрачного ящика с крышкой из Икеи, в котором у меня лежали: термос, бокс для подводной съёмки, компас, запасные карты и бутылка питьевой воды. (Бокс – совершенно необходимая вещь для съемок на морской воде, поскольку иначе современная фотоэлектроника очень быстро выходит из строя. Отдельное «спасибо» за эту рекомендацию Лёне Мачу)

Бухта в Пояконде
Бухта в Пояконде

Во время волнующего процесса погрузки к причалу подошла моторка, в которой сидели директор ББС - Александр Борисович Цетлин, с которым мы знакомы уже лет 30, и Вадим Олегович Мокиевский, которого я в далекие времена имел честь обучать азам подводного плавания, сейчас модно называемого дайвингом.

«Что ты тут делаешь?» - спросил, явно потрясенный, директор. …

Я всех успокоил сообщением, что не собираюсь отсвечивать на биостанции и мешать научному и учебному процессам, а приехал просто автономно погулять. Был приглашен в гости, на ужин, чай, баню – в общем, все 24 удовольствия, о которых я даже подумать не мог.

Начало маршрута. Первый ходовой день. 32 км.
Начало маршрута. Первый ходовой день. 32 км.

Большая вода была в 19.10. Вышел я в 17:02. Штиль. Прилив стихал.

Не могу не отметить, что, пройдя метров 800, я вспомнил, что не могу осознать, где находится телефон, и, вопреки разнообразным приметам вернулся, перекопал пару мешков, нашел его и снова спокойно двинулся в путь.

Губа Ругозёрская
Губа Ругозёрская

Если грести с некоторым упорством, то на ровной воде вполне можно поддерживать скорость »7-7,5 км/час даже у тяжело нагруженного каяка.

-7

По ходу процесса я осознал, что хочу попасть на Соловецкие острова, где когда-то работала наша университетская секция подводного спорта. Вполне достойная цель. По приблизительным прикидкам примерно 300 км.

В 19:10 я высаживался около креста ББС, пройдя по GPSу 14,93 км. Первым человеком, встреченным мной на пляже, была Ленка Краснова, моя однокурсница. Ощущение машины времени не проходило. Наоборот, было дополнено встречей с Николаем Николаевичем Марфениным, проводившим меня к Цетлину.

Ветряк на ББС. Исторический символ биостанции.
Ветряк на ББС. Исторический символ биостанции.

Наиболее сильно изменившимися для меня были: достроенный аквариальный корпус, новое водолазное оборудование и перестроенная баня, из которой всё так же надо было бегать купаться на пирс.

Литораль на ББС
Литораль на ББС
На горизонте справа - острова Еремеевские, а между ними Еремеевский порог.
На горизонте справа - острова Еремеевские, а между ними Еремеевский порог.

Справа оконечность острова Великий.
Справа оконечность острова Великий.

Пролив Великая Салма.
Пролив Великая Салма.

После такой дорогой мне встречи в 00:00 я стартовал с ББС, обнародовав Вадику Мокиевскому свой курс на Соловки.

Штиль, зыбь, постепенно начинается слабый ветер в лицо. На Еремеевском пороге скорость до 12 км/час. Иду быстро. До острова Кастьян дошел к 2:30, пройдя за два с половиной часа 17,11 км.

Остров Кастьян.
Остров Кастьян.

Вылезая, понял, что сильно болит поясница с левой стороны. Когда шёл – не чувствовалось.

Интересно, что с внешней стороны острова, когда я к нему подходил, облик вполне соответствовал моим воспоминаниям, а внутренняя часть бухточки, в которой мы обычно базировались при выполнении водолазных работ, как будто деформировалась в широкоугольном объективе: другие углы склонов, размеры, расположение деревьев…

Опираясь на весло, со скрипом стал вытаскивать лодку на камни. В отличие от каркасных байдарок полиэтиленовый каяк обладает совершенно бесценным достоинством для одиночки – его можно таскать по камням, даже с барахлом. Камни и морские жёлуди ему нипочём.

Из каких-то странных сооружений в глубине бухточки выскочил взволнованный тинейджер, который очень любезно пытался отправить меня на какую-нибудь другую стоянку. Насколько я понял, он и его семейная компания принадлежали к разновидности осёдлых туристов, которые добираются до какого-либо отдаленного места, разбивают там капитальный лагерь и стоят до конца отпуска, ловя рыбу, собирая грибы и ягоды и наслаждаясь природой. С третьего раза он, наконец, понял, что вечно я там стоять не собираюсь. Переночую и уйду, и, вообще, им не конкурент. Слегка успокоенный, абориген ушел спать, а я расположился на плоской части, на вершине гранитного бугра.

Четыре коврика - очень приятная роскошь. Отбился в 3.30.

День третий.

Второй ходовой день. 32 км.
Второй ходовой день. 32 км.

Что-то меня подняло в 5:59. Выглянув из-под тента палатки – увидел замечательный рассвет. Наивно решил, что уже выспался (природа же), и отправился на фотосессию.

Остров Кастьян. Высокий остров на горизонте в центре - Кокоиха.
Остров Кастьян. Высокий остров на горизонте в центре - Кокоиха.
-16
-17
Одна из многочисленных луж с пресной водой.
Одна из многочисленных луж с пресной водой.
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26

Искупался, прыгнув в море с родных скал, помылся пресной водой, наконец, побрился и ощутил себя дома. Даже сделал небольшую зарядку, чтобы размять протестующую спину.

Выпил одну из бутылок актимеля (косвенная реклама), оставшуюся от дорожных запасов.

Провел полевые испытания газовой горелки, сварив себе 800 граммов манной каши.

Чудо-устройство. Никакого костра не надо. Даже моё консервативное сердце было потрясено этим творением инженерного гения.

Солнце, ветер. Правда, не очень сильный.

Вышел в 10.00. Лихо остался в плавках, юбке и спасжилете.

Против ветра скорость прилично упала. Спина протестует. Бёдра подвергаются непрерывной депиляции, поскольку ляжки прилипают к армированному скотчу, которым я фиксировал вкладки для подгонки сиденья под свой зад. Гусарство на пользу не пошло.

Минут через 50 остановился на маленьком островке за Кокоихой. Царство тимьяна и шмелей. Откуда их столько? Чайки орут непрерывно.

Сгоряча одел и штаны и куртку. Подумал. Куртку снял. Понял, что умру от перегрева.

Двинулся дальше. Спина болит. Иду на руках.

На Кузокоцком ветер постепенно стихал и на самом мысу перешёл в полный штиль. Непонятно, с чего я решил в прошлый поход, что Кузокоцкий – сплошные гранитные лбы.

То есть, они, конечно же, есть, но существенно меньше, чем на 50% береговой линии. Остальное пространство занимают крупнокаменистые пляжи, правда, довольно крутые. В прибой, конечно, высаживаться не нарядно, но спастись вполне возможно.

По дороге к Кузокоцкому сильно захотелось спать. Утром свои возможности восстановления на природе я явно переоценил. Я даже решил, обогнув мыс, остановиться, поспать и к ночи идти дальше. Штиль заставил меня отказаться от этого намерения. Совершенно неправдоподобно гладкая вода. Как-то разгулялся.

Пошел через Красную губу на Кемь-луды. Вторая половина перехода просто ужас. Спать хотелось до глюков. После умывания забортной водой на какое-то время миражи отступали, но потом снова накатывали.

Перед Кемь-лудами видел совершенно седого тюленя. Он оценивающе посмотрел на меня метров с 20, но решил не испытывать судьбу и плавно свалил.

Гаги.
Гаги.
-28
-29
Кемь Луды.
Кемь Луды.
На горизонте мыс Кузокоцкий.
На горизонте мыс Кузокоцкий.

На Кемь-лудах я вылез, размялся, хлебнул чайку, сходил пофотографировать и полежал на спине. Полегчало. Но до Сидорова шёл уже просто на характере. Не стал рассматривать места прошлых стоянок, дошёл до места, где можно было легко высадиться, прикрытого островочками от открытого моря, и поставил честный лагерь. С тентом, хорошо всё укрепив, на полянке вороничника.

Остров Сидоров.
Остров Сидоров.

-33

Развёл первый (и последний) костёр. Сварил 250г макарон с банкой тушёнки. Всё сожрал. Упал спать.

Умотался совершенно. Прошёл за 7 часов 7 минут 31,64 км со средней скоростью 4,46 км/час. Зачем оно всё?

День четвёртый.

Третий ходовой день. 34 км.
Третий ходовой день. 34 км.

День начался ночью. Проснулся я от полного ощущения того, что небо с грохотом раскалывается над головой, а в это время какой-то псих снимает в палатке с фотовспышкой. В перерывах был слышен плеск дождя, свист ветра и глухие удары прибоя. «Офигеть»- подумал я, и снова провалился в сон. Просыпался ещё несколько раз, но, памятуя предыдущий день, снова отправлял себя в сон. Под дождь получалось замечательно. Встал в 7:30. Дождь стих, ветер нет.

Поел манной кашки. Пошел пофоткал. Шквалистый ветер сменился туманом. Вернулся, и тут навалились пораженческие мысли. В какой-то момент пришло чувство, что подобная погода легко запрёт меня на острове на недельку, если не больше, и плакало моё путешествие. «Зачем Вадику натрепался?»

Остров Сидоров.
Остров Сидоров.
-36

Потом видимость прочистилась. Депрессуха прошла. Я спокойно посмотрел на волны, увидел, что барашков не много и решил пройти, сколько дадут. Ближайшей целью была Луда-Черемшиха, откуда должна была быть видна оконечность Пежострова и Двинские луды.

Перетаскивание Амарука по литорали от стоянки к воде.
Перетаскивание Амарука по литорали от стоянки к воде.

В процессе загрузки и перетаскивания Амарука метров 200 по литорали появился какой-то местный житель, сообщивший, что связи здесь нет, и по дороге на восток не предвидится, ветер с востока, и идти в сторону Кеми «не айс».

Укрытый от ветра берег острова Сидоров.
Укрытый от ветра берег острова Сидоров.

Вышел в 12.20. Волны высокие, но не крутые. Практически без барашков. Барашки пришли позже, и высота волн увеличилась до метров 4-х, а то и 5-ти. К этому времени я, правда, попривык и пошёл напрямую, благо это было практически против волны.

Мореходность Амарука просто потрясающая. Первое время процесс залезания его на водяную гору сложной структуры, с дополнительными, довольно крутыми гребнями, по склону, на котором он укладывается раза 4, воспринимается просто с замиранием сердца. Потом понимаешь, что если ты внимателен и не допускаешь небрежностей, каяк честно идёт практически по любой волне. Сильно помогает GPS, поскольку в открытом море, уже в паре километров от берега передвижение со скоростью 2-4 км/час совершенно неощутимо, и посещают мысли, не болтаешься ли ты в море на одном месте?

Вообще, забегая вперед, на мой взгляд, хождение на каяке по открытому морю – вопрос физической и моральной подготовки. Сколько времени участник движения готов болтаться в море, прилагая равномерные и постоянные усилия (не на пределе возможностей), обеспечивающие его продвижение вперёд?

В моём случае, довольно сильно загруженный каяк-двойку я мог толкать вперед со скоростью более 2-х км/час даже при встречной волне и ветре порядка 15 м/сек. Значит, при риске возникновения подобного волнения переходы более 20 – 25км мне делать не стоит. А 10-12 часов работы в подобном режиме - вполне по силам.

Свежие впечатления возникли при прохождении между островами Луды-Черемшихи. В этом месте при проходе в проливе мне пришлось идти по волне, крутизна которой увеличилась, видимо из-за уменьшившейся глубины. Остойчивости у Амарука поубавилось. Пришлось нарастить темп гребли и быть готовым в любой момент делать опору на весло. Быстро, но гораздо менее комфортно.
Следующая цель – Двинские луды около Пежострова. Там я вылез под прикрытием островов, отдохнул и размялся. Полно морошки, к сожалению, пока красной. Похрустеть уже можно, а собирать и лакомиться – пока нет. Говорят, что лето очень дождливое и холодное.

Морошка на Двинских Лудах.
Морошка на Двинских Лудах.
-40
Амарук на Двинских Лудах в ветровой тени.
Амарук на Двинских Лудах в ветровой тени.
-42
-43

Курс на мыс Шарапов. Волны и ветер Амарук встречает левой скулой. Я освоился и обрел уверенность, привык к небольшой скорости и настроенности на длительную работу. Встретил каких-то отморозков на МРБ, идущих по ветру в сторону Чупы. Показывали большие пальцы.

Пройдя Шарапов, повернул практически точно против ветра и волны, и, несмотря на достаточно сильное волнение, окончательно решил идти до Сонострова.

Столкнулся с тем, что на море удивительный обман в определении расстояний. Далекое кажется дальше, близкое – ближе. Берег, до которого 6 – 8 км может восприниматься, как отстоящий километров на 15 – 20. С другой стороны, расстояние в 3 – 4 км ощущается как близкое. А идти его против ветра вполне можно час, а то и два. Достаточно часто приходится удерживать себя от соблазна ускорить движение и напрячься. Эффект будет небольшой, а силы иссякнут значительно быстрее.

В намерении идти до Сонострова меня поддерживала рекомендация Цетлина обратиться там к Сергею Ломоцкому, заместителю директора мидиевых плантаций. По мнению Александра Борисовича там меня вполне могли накормить и оставить на ночлег.

Когда я шел уже под защитой Сонострова, с берега меня окликнула семейная пара единомышленников, желающих узнать, когда я проходил мыс Шарапов, и какая там волна. Услышав, что метра 4, поскучнели и выразили надежду, что мы встретимся на маршруте. Про себя я подумал о малой реальности подобного варианта, если только они сейчас не снимутся и не пойдут ночью по стихшему ветру.

Берег Сонострова.
Берег Сонострова.

Минут через 30 я подходил к базе мидиевых плантаций на материковом берегу.

На пирсе стояло 3 молодых человека, которые на вопрос о Сергее Ломоцком переадресовали меня к человеку, сидящему в катере. Переданный привет от Цетлина ему явно был приятен, но никаких тёплых чувств ко мне не пробудил. Приглашений не последовало. На вопрос, можно ли от них отправить смс, адресовал меня к молодым людям и немедленно отбыл.

Выяснилось, что связь у них спутниковая, смс стоит 40 руб, и телефон со мной не совместим. Тем вечером я абсолютно не мог набирать сообщение на телефоне с английской клавиатурой, но русским набором. Сообщение домой о том, что я жив, пришлось диктовать. Помогло не сильно. Ребята были уже навеселе, хотя сохраняли адекватность восприятия, несмотря на просьбы на словах объяснить им, как грести байдарочным веслом. Набор сообщения из 8 слов занял минут 15. Расспрашивать про ночлег расхотелось практически сразу после начала общения на телефонную тему. Потратив на заход минут 40, двинулся дальше в сторону острова, нашел стоянку (в 22:15), довольно сильно обихоженную (даже стол был), поставил лагерь, искупался. Облился пресной водой из лужи. Усталость заметно ушла. Забабахал ещё одну дозу макарон с тушёнкой (250г+банка), всё съел и завалился спать в 0:30. За 8 часов 15 минут ходового времени прошёл 33,93 км, со средней скоростью 4км/час.

Стоянка на Сонострове.
Стоянка на Сонострове.

День пятый.

Четвёртый ходовой день. 34,5 км.
Четвёртый ходовой день. 34,5 км.

Встал в 6.30. Неоднократно просыпался до этого, но, памятуя переход после ночи на Кастьяне, искушению встать не поддавался. Очень интересно было во время этих пробуждений чувствовать остаточную усталость. Довольно быстро проваливался обратно в сон. К 9.00 я поел и собрал основные вещи.

Вышел в 10.30. Солнце. Ветер. Ветер, по сравнению со вчерашним днем, сменил направление на 90 градусов, по крайней мере, на стоянке, и дул с юго-запада. Появилась надежда, что сегодня ветер будет дуть от берега, который меня прикроет. Хрена! Как только вышел на открытую воду – сильный ветер в лицо. Хуже, чем вчера. Стабильные метров 12-15 в сек. Минут через 40 после выхода, пройдя 2 км, встал на материковом берегу и снял куртку. Остался в спасжилете. Ощущаю себя цыплёнком на гриле: иду точно против волны, высотой метра полтора – два; барашков много, ветер и брызги в лицо; приходится быть очень внимательным и морду никуда не отвернёшь; солнце медленно шествует по небу с левой на правую сторону, чинно выдерживая свои 15 градусов в час, и, отражаясь от воды, старательно жарит прямо в рожу. Фантастика. Идётся нормально, только медленно. И чай не попьёшь.

"Стабильность – признак мастерства" :-).
За следующие 6 часов, к 17.20 я «прохерачил», другого слова даже подбирать не буду, до губы Сухой. Совершенно безумный ветер. На траверсе губы он стал дуть из неё под 90% к своему прежнему направлению, иногда, порывами, возвращаясь обратно. Иногда порывы становятся ощутимо горячими. С чего бы это? Волны сошли с ума. На основные валы наложились строго им перпендикулярные. Видимо, глубины губы хватает для заметного разгона волны. Я решил встать на дальнем скруглении берега губы, чтобы укрыться от ветра. Дошёл. Встал. Неудачно. Ветер свистит точно с берега, как из аэродинамической трубы. Смирился. С горя решил сделать перекус из оставшегося бомжпакета и Гурмании. К чаю выделил себе даже неучтенную шоколадку (Баунти, скрытая реклама). Полежал на солнышке за бревнами плавника. Слегка оклемался. Жизнь наладилась, и ветер перестал сильно доставать.

Вышел в 19.20 с намерением добить ещё, как минимум, десятку. К 22.30 дошёл до Пурнаволока (ветер чуть стих, и шлось полегче) и сразу за ним встал, вытащившись на камни. На Пурнаволоке развалины каких-то сооружений, от жилых до, пожалуй, даже индустриальных. Стоянка на открытом месте. Рядом ручей. Тента не поставить, хотя собирается дождь. Закрепился при помощи камней, как только мог. Ужинать не стал, не сильно хотелось. Ограничился чаем с шоколадкой. Вообще, литра чая, вскипячённого утром, хватает больше, чем на сутки. На маршруте много пить не хочется. Хватает 2-3-х маленьких глотков горячего. Старательно фотографировал закат. Лёг в 1:00, пройдя 34,47 км. за 9,6 часа. Средняя скорость 3,6 км/час.

Пурнаволок.
Пурнаволок.
-48
-49
-50
-51
-52

День шестой.

Пятый ходовой день. 52 км.
Пятый ходовой день. 52 км.

Встал в 7:30. На море тихо. У меня расслабон. Умылся, побрился, искупался и вымылся. Даже немного постирал. Пошел фотографировать.

Пурнаволок. Утро.
Пурнаволок. Утро.
-55
-56
-57

Погода стала подгонять. Дескать, нечего рассиживаться. То тучка наползёт, то ветерок слегка подует, а один раз даже дождик слегка спрыснул для совсем непонятливых. Традиционная манная каша.

Вышел в 11. Несильный ветер, но волны, практически, нет. Твёрдое намерение перебраться в Онежскую губу. Из Гридиной губы, которую я проходил по морю напрямки, дуло, как из трубы (из губы, как из трубы :-)).

Гридина губа.
Гридина губа.

-59
-60
-61

Тем не менее, за 5 часов я прошёл 28 км до острова Зелёные Луды около острова Никонов.

Остров Зелёные Луды был выбран не просто так. Дело в том, что с литоралями в Онежской губе гораздо круче, чем в Кандалакшской. Мало того, что их протяжённость легко достигает 2 км, а если поискать, можно найти и до четырёх. Они ещё часто завалены крупными валунами. Т.е. с одной стороны, если пристать часика на 2, можно потом пытаться протащить каяк на расстояние около километра, с другой, если останавливаешься во время прилива, будешь всё время бегать и перетаскивать то каяк, то вещи. Приходится искать места высадки, где протяжённость литорали, хотя бы по карте, минимальная. Зелёные Луды как раз попадают под эту категорию, находясь на границе двухкилометровой литорали острова Никонов. На мой взгляд – единственное приличное место для высадки. Сметелил очередную порцию макарон с тушёнкой и отдохнул. Как обычно заняло 2 часа. С 16 до 18:05.

Обед на Зелёных Лудах.
Обед на Зелёных Лудах.

-63
Зелёные Луды
Зелёные Луды
Зелёные Луды.
Зелёные Луды.

Остров Никонов - полный кошмар. Сплошные меляки. Несмотря на то, что я подгадал проходить его практически в полный прилив – имел проблемы. Картографу, ответственному за этот район, я с удовольствием отрезал бы его важные части тела и сделал бы из них ему бубенчики на колпак. Если речь не идёт о простой береговой линии, а представляет собой мало-мальски сложный район, вроде острова Никонов или Олений, с большим количеством островков и мелей, то даже количество островов, не говоря уже об их очертаниях, будет приблизительным. Нарисованная сквозная протока совершенно не обязательно окажется таковой. Как следствие, пройдя по одной из подобных проток, изображённых на карте, километра 2, я уперся в тупик и оказался перед необходимостью перетаскивать гружёный Амарук через примерно 30м смеси валунов и вязкой болотной чичи. Был просто до чертиков ему благодарен за то, что он с честью выдержал это испытание.

Во всех местах, где есть какой-то простор для ветра, уже прилично сифонит с запада или юго-запада. Стоять на Оленьем с мористой стороны, на мой взгляд, негде. Хотя детально я береговую линию не изучал. Есть какие-то места для стоянки на Бережных Лехлудах, где построена какая-то изба и стояли люди, и, возможно, на островах Супротивных.

Дойдя до оконечности Оленьего (мыс Соломенный) и трезво всё взвесив, решил идти на острова Робьяки, километрах в семи в открытом море. Во-первых, по структуре береговой линии у меня была уверенность , что я там нормально встану, во-вторых, это заметно продвигало меня в сторону Соловков, в-третьих, я просто люблю маленькие островки в открытом море, ощущая их как место силы.

Пошёл. Сначала стремался, поскольку дул сильный ветер с запада юго-запада. Вспоминал истории про рыбаков, унесённых ветром в открытое море. Снова уговаривал себя логическими историями про голодных чукчей. Потом сказал себе: «Слушай, при такой волне и ветре у тебя скорость 3 км/час. Готов идти 2 часа? А 4? Ну и пошли».

Ветер в правую скулу картину портил, но волну до метра Амарук спокойно идет даже лагом без всяких дополнительных усилий. Только зевать не надо, чтобы под гребень не попасть. Дошел к 23.00 и остановился на большем из островов, с внутренней вогнутой стороны. Прошёл 51,91 км за 9,9 часа. Средняя скорость до обеда 5,56 км/час, после – 4,93км/час.

Остров Робьяк.
Остров Робьяк.
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74
-75
-76
-77
-78

Сам остров представляет из себя кривулю, шириной метров 200 и длиной не более полутора километров. Деревьев практически нет. Маленькая группка покореженных елей и несколько ив под защитой камней. Тундра. Страна ветра. Первое, что приходит на ум – рассказик Шекли «Ветер начинается». Нашел чуть ли не единственное место, более – менее защищённое от пронизывающего свиста, и поставил там палатку. Какой там тент?!

Устал, всё делал медленно и аккуратно. Барометр, вроде, падает. Попил чая с шоколадкой и лёг спать в 1.00.

День седьмой.

Шестой ходовой день. 31 км.
Шестой ходовой день. 31 км.

Просыпался в 3:40. Дует. Заставил себя проспать до 5:30. Пошёл на фотосессию. Очень интересное освещение. Солнце, облака, ветер. Когда стоишь на какой-нибудь, даже минимальной возвышенности, возникает ощущение полёта. Сила просто прёт. В 6:45 загнал себя в спальник. Встал в 7:45.

Остров Робьяк.
Остров Робьяк.

-81
-82
-83
-84
-85
-86

Прикинул маршрут. Напланировал, как показала практика, с явным запасом.

Когда я вышел (в 11:35), ветер дул с берега, причём довольно сильный, который на этом расстоянии успевал разогнать волну сантиметров на 50 – 70, а иногда и поболе.

Сначала я попробовал идти лагом к волне в направлении острова Сыроватка, расчитывая пройти до него примерно15 км. Хрена! ТАКОЙ ветер на ТАКОЙ волне сильно сносит нос у каяка. Для компенсации этого сноса руль стоит практически перпендикулярно, и, как следствие, сильно тормозит. А то ещё приходится и веслом подрабатывать. Неконструктивно. Очень трудно удерживать направление. Проупиравшись так около часа я «пердячим паром» попер на мыс Каменный, встав к волне и ветру градусов под 70. Опять вспоминал про рыбаков, унесенных ветром. Продвижение в море совершенно не чувствуется. Только GPS успокаивает. 9 км шёл 3 часа. Под берегом тоже не сахар, правда, волны такой нет, и это уже заметно меняет ситуацию. Замучили литорали. Большие. Вспоминается Монт-Сен-Мишель…скачущая лошадь, которую нагоняет прилив…Здесь, конечно, не 14 км, а 4, но по валунам с фукусами особо не поскачешь. Будет кисло :-). С берега дует с маниакальным упорством и силой.

На вожделенном Сыроватке был в 16:45, пройдя »18 км за 5 часов 15 мин. Устал страшно. На Сыроватке встал на обед. Опять же, одно из немногих мест, где можно избежать длиннющих литоралей. Здесь очень миленько. :-)
Здоровенные чёрные плиты. Только место открытое. Я уже научился относиться к свисту ветра философски («Ты же этого хотел…»). Стеклоткань спасает. Укрытая ей кастрюля закипает моментально даже на сильном ветре. По новой технологии передвижения снова забабахал миску макарон с тушенкой (1л). Вечером снова собираюсь не есть. Прогрессивный способ. Полноценный отдых днем (1,5 – 2 часа) и вечером время не тратить.

Мыс Сыроватка.
Мыс Сыроватка.
-88
-89
-90
-91
-92
-93
-94
-95

После обеда пошло ходом. Вышел в 18:10. Чуть-чуть изменилось направление ветра (он стал дуть мне справа в спину, градусов на 5 отклоняясь от перпендикуляра к моему движению), самую малость он стал послабее, с волн пропали барашки и скорость выросла почти в два раза. До Хенноя (остров Хенной) долетел за 2 часа 15 мин. Ещё примерно 12 км.

-96

Встал примерно в 10м от уреза воды, на плоской гранитной плите. Роскошная кровать. Литораль, похоже, метров 200, но, если верить карте, она здесь самая маленькая в окрестностях. Час заняла постановка лагеря и косметический ремонт рожи. Загар – что-то чудовищное. Я сегодня шёл в шапке (вчера, вроде, тоже). Остался след от неё: сильно загорелая полоска кожи, граничащая с волосами. Позавчерашний загар. Ниже – просто коричневая жёсткая маска с морщинками, поскольку я целый день иду против медленно поворачивающего солнца и щурюсь на него, блики на воде, брызги и ветер. Вокруг глаз – белые кольца соли от высохших брызг. Обильно намазываюсь «Спасателем» и «Бороплюсом».

Беломорский загар.
Беломорский загар.
-98

Пройдено за день 30,83 км. До обеда 18,37км со средней скоростью 3,5 км/час, после – 12,47км со средней скоростью 5,54км/час. Дальше идти - смысла нет. Передо мной губа Поньгома, до другого края которой примерно 30 км по открытой воде. Врезается в берег она километров на 15 – 20. Если шариться внутри (идти вдоль береговой линии) – не меньше 50 – 60 км. Ветер часам к 22 стих. Я лёг. Попробую завтра встать пораньше.

Остров Хенной. Вечер.
Остров Хенной. Вечер.

День восьмой и девятый.

Ходовая ночь. 33,3 км.
Ходовая ночь. 33,3 км.

Проснулся в 24:00. Уснул. Потом в 1:46. Штиль. «Это твой шанс» - подумал я. Возиться с завтраком – никакого смысла. Собрался и вышел в 3:35.

Остров Хенной. Ночь.
Остров Хенной. Ночь.

Очень долго волочил лодку по литорали – метров 200. Амарук безропотно всё вынес. Тихо. Слабый ветерок в морду. Выбрал направление по GPS со слабым загибом в губу, чтобы точно не промахнуться. Потом, по мере появления новых ориентиров на горизонте, поворачивал левее.

После Двинской Луды на какой-то безымянной корге видел отдыхающих на камнях тюленей. При моём приближении они сначала разглядывали меня, приподнявшись и напоминая больших птиц, потом начинали прыгать по камням, волнообразно изгибаясь, и в последний раз оглядывали меня, уже вынырнув через некоторое время из воды. Смешно. Чувствую себя человеком, вторгшимся в чужую спальню.

Губа Поньгома ранним утром.
Губа Поньгома ранним утром.

Основную часть пути прошёл лагом к волне. Последние километров 5 – по ветру и волне. Планировал встать на острове Чернецком (Кузукульском), в заливе, обращённом к открытому морю и прикрытому островочками, где, судя по карте, литораль минимальна. Долго искал там стоянку, поскольку основная часть береговой линии завалена валунами или представляет собой болото, абсолютно непригодное для стоянки. Нашел в дальней стороне залива с третьей попытки. Опять плоская гранитная плита в 5 м от уреза воды при максимальном приливе. Поглубже на берегу явно стояли неоднократно.

Прошел 33,31 км за 5,4 часа со средней скоростью 6,17 км/час. Скорее снять костюм, манная каша, спать. Есть связь.

Остров Чернецкий.
Остров Чернецкий.
-104
-105
-106
-107

Проснулся в 13:00. Высунул нос из палатки и понял, что вдали видна Секирная гора Большого Соловецкого острова. Получалось совсем циклопическое творение. Посмотрев на карту, понял, что действительно, между мной и Соловками лежит примерно 50 км открытого водного пространства. «Не пойти ли напрямую ночью, если ветер стихнет?» - появилась мысль.

Вторая ходовая ночь. 64,1 км.
Вторая ходовая ночь. 64,1 км.

Начал изо всех сил "себя отдыхать". :-)
Снова спал, звонил родным и близким, фотографировал, умылся, искупался, опять спал, ел… Каждый час мазал пересохшую морду лица. Впечатление дикое, поскольку лоб превратился просто в копыто. Не кожа, а твёрдая корка. В 18 часов стал очень медленно собираться. В 20:15 понял, что пора, я дозрел, и вышел.

Погода хорошая. Тихо. Слабый южный ветер в лицо. Не мешает. Если будет дуть вчерашний северо-западный - просто восторг. Стал определяться с курсом и понял, что то, что я принял утром за Секирную гору – не она. Соловки совсем не там. Там, где находятся Соловки по карте, компасу и направлению на GPS – чистый горизонт. Понятное дело. Секирка – не Эльбрус. Просто в обдолбанном утреннем состоянии понять я этого не мог. Стало страшно. Мало ли что там на карте нарисовано! :-) Кстати на карте, загнанной в Магеллан (моя модель GPS) Соловков не было вовсе, и можно было только предположить направление, исходя из очертаний береговой линии. Но отказаться от идеи, прочно засевшей в моём мозгу, я уже не мог. Скорость у меня в этот момент была около 7,5 км/час. Погода хорошая. Никаких признаков ухудшения нет. Километров через 20 Соловки точно проявятся. На худой конец, если поплохеет, рвану к островам на юг. Через 3 часа будет определённость. Взял курс, средний между показаниями компаса и GPS, и пошел в горизонт.

Ночь между островами Чернецкий и Большой Соловецкий.
Ночь между островами Чернецкий и Большой Соловецкий.

Удивительные ощущения открытого моря. Полная растворённость. Чувствуется зыбь, на ней маленькая волна, которая совсем не мешает, и слабый ветер. Дует то с юга, то с северо-запада. Медленно опускается ночь.

Километров через 15 на горизонте мелькнула полоска земли. Сильно полегчало. Появилась цель и уверенность. Направление я скорректировал. Через 20 км после старта курс неторопливо пересекла белуха. «Хороший знак» - подумал я.

Ночью (примерно с 0:00 до 3:30) океан спит. Слабый ветерок, лёгкая волна, кружащаяся вода, призрачно-жемчужный свет и далёкие острова на юге, как ёжики в тумане. Безумное ощущение колоссального живого существа, которое не спит даже, а дремлет. Хочется идти быстрее и успеть до пробуждения. Упираюсь. Скорость – 8 км/час. В какой-то момент в тумане Соловки пропадают, потом появляются снова. Потом я путаю южную оконечность Соловецкого острова с северной. Света не хватает. Хочется попасть сразу к Кремлю, чтобы избежать куска пути вдоль острова, но непонятно – где он. Красивейший рассвет. В 3:30, после 50 км пути и заложенного на север виража, вышел на мыс Белужий.

Соловки уже рядом.
Соловки уже рядом.

Это я потом понял, что это мыс Белужий. А сначала по очертаниям гор мне казалось, что это должен быть район Кремля. Включили ветер. Северо-западный.

К этому времени я довольно сильно устал, поскольку основательно упирался, стремясь как можно быстрее пересечь открытое пространство. Соображал уже не очень здорово. Сначала пошёл на юг. Через некоторое время уперся в островок, который на карте отмечен не был. «Спасибо» картографам. Испугался, что проскочил, и нахожусь у южной части Соловецкого острова. Пошел обратно на север. Постепенно светало, я собрал мысли в кучку и решил, что первоначальное решение идти на юг было правильным. Просто Соловецкий остров настолько велик, что, находясь с ним рядом, чисто зрительно трудно определить, находишься ли ты у западного берега, или у северо-западного.

Метания заняли около часа. Когда я повернул снова к югу и пошел по волне – расслабился совершенно, да и усталость сильно давала себя знать. Мне было понятно, что теперь-то я точно дойду, куда хочу. Даже если силы кончатся совсем – выброшусь на берег и отлежусь, хотя литораль у Соловков большая и соблазн встать за ней невелик. Видел пару изб. На Белужьем мысу находится здоровенная вышка, с которой туристам показывают белух, которые там кормятся. Я их тоже увидел. Сначала поодаль, и мне показалось, что их было несколько. А две, похоже, взрослая и детёныш, некоторое время плыли метрах в 50 впереди меня. Через какое-то время впереди, метрах в трёхстах показалось что-то похожее на лодку, причём это что-то двигалось к югу примерно с моей скоростью. Попытался догнать. Даже покричал пару раз. Бесполезно. Через час подобного преследования мне стало казаться, что впереди меня двигается по воде модель Кремля. Для весельной лодки эта штука двигалась слишком быстро, для моторки – медленно и тихо, в одном из мест пересекла такой меляк, который даже я был вынужден обогнуть. «Меня ведут», - подумал я – «Ну и хорошо». Это впечатление усугубилось тогда, когда напротив захода в Соловецкую бухту (довольно сложному в отлив даже для каяка) эта штуковина прошла немного дальше захода и остановилась. Я к тому времени устал настолько, что никакого желания пытаться подойти и посмотреть, что это – не было. Зашел в бухту и вытащился на литораль метрах в 100 от Тамарина причала. Время – 7:10. Пройдено 64,07 км за 10,9 часа. С начала моего путешествия – 312,2 км.

Самое сильное желание было переодеться, что я и сделал немедленно. Потом – лечь. Это тоже было легко выполнимо, благо коврики были под резинками у меня за спиной. Максимально вытянув Амарук и привязав его (к слову: удобно, когда у каяка на море швартовый конец длиной метров 50; часто это не лишнее), я вырубился на ковриках метрах в двух от верхней точки прилива. Состояние полного блаженства.

Через некоторое время я приобрел способность что-либо делать.

Стойкое впечатление, что на Тамарином причале главный человек – Михалыч, который принимает и отправляет суда, живет там безотлучно и доступен в любое время дня и ночи. С ним договорились о том, что у него в портовом гараже можно оставлять каяк и вещи. Не самое удобное место, поскольку каяк надо тащить метров 150, но, зато, совершенно надежное. Каяк я затащил сразу, как немного отлежался, а потом вырубился на несколько часов. Ко второй половине дня отлежался настолько, что даже поехал на экскурсию на Заяцкий остров. Кстати, похоже, если верить экскурсоводам, что на моей карте Большой и Малый Заяцкий перепутаны местами.

Я прекрасно понимаю, что на экскурсантов, прибывших на Соловки на самолёте или на корабле, подобные острова производят очень сильное впечатление. На меня, после недели путешествия по подобным островам, только совершенно безлюдным и без обезображивающих развалин и строений – нет. Сила, струящаяся из подобных мест, здесь как бы пригашена. Видимо, люди здесь основательно покуражились. Желание идти на Анзер и Муксалму как-то угасло. Посетить разные соловецкие «достопримы» мне хотелось, поскольку было любопытно, а выламываться из здешних порядков и делать это самому на каяке, нарываясь на конфликт, не тянуло.

День десятый

Выход на острова Топы (16,6 + 22,4 км)  и, позже, продолжение маршрута до островов Тапаруха (38,9 км).
Выход на острова Топы (16,6 + 22,4 км) и, позже, продолжение маршрута до островов Тапаруха (38,9 км).

На следующий день я сделал попытку сходить на рыбалку. Была идея добраться до Кузовов, и испробовать, наконец, разнообразные снасти, взятые с собой.

Забрал вещи и каяк у Михалыча, загрузился и в 12.00 вышел в море, не особо обратив внимание на его вопрос: «Что, в такую погоду?». Как я позже узнал, суда в этот и следующий день из порта не выходили. Ветер на берегу был не очень сильный, а что погода пасмурная, мне в каякерском обмундировании – по барабану. В море даже веселее.

Выйдя из бухты, я почувствовал, что ветер усилился. Волна увеличилась до 50 – 70 см. Дальше – больше. Волна уже метра 1,5 – 2.

По дороге к Кузовам, километрах в 15 по прямой от Кремля, находятся маленькие острова Топы. Сюда-то я и нацелился. Последние километров 5, видимо сталкиваясь с сильными подводными течениями, волны и ветер образуют относительно беспорядочную толчею волн высотой метра три. Приходится держать ухо востро и быть очень внимательным. (Похожая картина регулярно бывает в Великой Салме в Ругозёрской губе, рядом с ББС). Настроился на Топы, как на конечную цель, поскольку на Кузова в такую погоду мне уже расхотелось, и уперся. Через 3 часа после старта, в 15.00 высаживался на Топах. Надо сказать, с большим облегчением. Волнение такое, что даже волновая тень за островком, на который я вылез – метров 20. На остальном пространстве гуляют те самые крупные волны с барашками. В сумме прошел 16,61 км за 3 часа.

Подумал, что, если к ночи стихнет – можно устроить рыбалку, а потом подумать над продолжением. Поставил лагерь и лёг спать. Не стихло. Несмотря на то, что на моём островке люди поставили маяк (ныне заброшенный), со всеми его прибамбасами, мусор не сильно распространился за его пределы. Рядом валялись останки аккумуляторных батарей, уже прилично заросшие вороничником. Видимо, остров не относится к категории сильно посещаемых мест. Место для фотографирования просто замечательное. Красота невообразимая. За естественные композиции цветов на граните ландшафтный дизайнер просто душу бы продал. Единственный минус – пасмурно.

-112
-113
-114
-115
-116
-117
-118
-119
-120

Решил переночевать, подождать следующего вечера и, если не стихнет, вернуться на Соловецкий остров, погулять там, возможно затащившись во внутреннюю сеть озёр.

День одиннадцатый.

Утром не стихло. Я отсыпался, бродил с фотоаппаратом, сварил себе гречки с тушёнкой и чувствовал себя замечательно.

-121
-122
-123
-124
-125
-126

-127
-128
-129
-130
-131
-132
-133
-134
-135
-136
-137

К вечеру, вроде стало немного стихать. Около 20 часов стало понятно, что ловить больше особо нечего, и лучше всё-таки выйти, пока сумерки не усилились. Вышел в 21:30. Волна немного поменьше, идёт с севера, и структура более регулярная. Чтобы не поворачиваться лагом к волне я сначала сильно забрал на ветер. Когда удалось выбраться через несколько километров из водной толчеи, стал менять курс на восточный и юго-восточный. По волне и ветру быстро спустился на юг настолько, что потом в районе бухты пришлось снова идти на северо-восток.

Дошёл к 1:30. Михалыч, привычный к ночным побудкам, не роптал. Пройдено 22,41км со средней скоростью 5,6 км/час.

День двенадцатый.

Встал около 9.00. Бугор. Каяк отлёживался в гараже, а я ходил по Кремлю, на Секирную гору, в Ботанический сад и купался в озере. Затаскивать туда каяк было тяжело и неконструктивно. Да и просто – лень. Вечером шашлык в портовом кафе у сына Михалыча и местная баня. На завтра обещали хорошую погоду и ветер 3-6 м/сек. Лёг в час.

День тринадцатый.

Встал в 9. Поел в местном кафе. Неторопливо собрался. Распрощался с Михалычем и вышел в 12:41, взяв курс на острова Тапаруха. При этом Топы должны были остаться у меня слева по борту на расстоянии примерно двух километров. Когда до них осталось »3-4 км, меня сильно понесло на юг. Я особо не волновался, поскольку погода была хорошая, волна даже на этом месте не превышала метра и спокойно воспринималась бортом Амарука. Придерживался только прежнего ориентира на конечную цель. Но при прохождении траверса Топов они остались у меня уже по борту справа метрах в восьмистах. Продолжало нести дальше. Потрясающие впечатления от сочетания течений и сбоя волн. Хотя берегов и ориентиров нет, поток воды ощущается, причем, как живой. Не Текдельпень, конечно, но захватывающе. И масштаб явления значительно больше. Просто никто в рамки не загоняет. К острову Олешин я подходил уже с северного берега, и острова Тапаруха виднелись слева от него. Встретил катер с названием «Грумант», бросивший якорь метрах в 100 от берега, сложенного крупными валунами. Я поинтересовался у шкипера, нет ли места для высадки поприличнее, получил ответ, что все остальное ещё хуже (туристов, привезенных на остров они высаживали на шлюпке с мотором) и в 18:18 выгрузился на камнях на обед, пройдя 28,78 км за 5,6 часа. Средняя скорость 5,14 км/час. Да я, собственно, никуда и не торопился. Со встреченного по дороге катера предлагали даже налить. (Это ещё до Топов). Ребята даже сказали, что мне сильно завидуют).

Уход с Соловков воспринимается, как освобождение от чего-то. Место для меня мрачноватое. Видимо, количество перебитого там народа, начиная с момента строительства монастыря, в сочетании с монашески-уродливым отношением к женщине дает себя знать. Сочетание солнца, воды и ветра несёт жизнь и свободу.

Когда я нашел плоский камень под горелку, живописно раскидал вокруг него обеденное и каякерское барахло и полез на гранитный откос за водой, мимо меня прошла замечательная компания: дяденька с колоритной седоватой бородой, лет шестидесяти и две тётеньки с таксами, совершенно кошёлочного типажа (я о тётеньках). Оказалось – Географическое Общество. Из Питера. Стоят на Немецком Кузове. Сели в современный аналог Зодиака и с рёвом отчалили. Кузова с острова Олешин в лучах закатного солнца – совершенно феерическое зрелище: крутые бугры из красного гранита, испещренные сетью трещин. Размером в несколько километров. Я думаю, что это именно они представлялись мне ёжиками в тумане во время ночного перехода. Размер из-за расстояния и освещения скрадывался, и у меня было полное впечатление, что я никуда не двигаюсь, поскольку острова всё время на одном и том же месте.

Поев, пошёл фотографировать. (Как раз, экскурсантов увезли.) Встретил совершенно непуганых куропаток. Подпустили метра на 4. Можно было снимать широкоугольником и получить неплохие кадры. Вернулся. Вода убыла. Амарук на камнях, метрах в 10 от воды, но на 1,5 метра выше. Крупные валуны, покрытые фукусами. У меня возникло сильное ощущение, что есть все шансы сильно навернуться. Стал очень медлителен и осторожен. Через минут 20 стараний Амарук был на воде.

Остров Олешин
Остров Олешин
Остров Олешин. Сейды.
Остров Олешин. Сейды.
-140
-141
-142
Остров Олешин. На горизонте острова Кузова.
Остров Олешин. На горизонте острова Кузова.

-144
-145
-146

В очередной раз я восхитился прочностью «Галаспортовского» весла. Совершенно не ожидал от «хрупкого» изделия из стеклопластика способности выдерживать подобные нагрузки. Помимо того, что оно использовалось по своему прямому назначению, я систематически «юзал» его, как третью ногу, поскольку ноги на камнях, покрытых фукусами, часто проскальзывают, особенно если волочишь гружёный каяк.

Вышел в 21:40.

Острова Кузова.
Острова Кузова.

Постоянно ощущаю сильные течения. Разгар отлива. Видел ещё одного тюленя. Вообще, в эту поездку мне показалось, что количество тюленей в Белом море сильно поуменьшилось. Красивейшее закатное освещение.

-148
-149

Попивая чаёк, приближаюсь к островам Тапаруха. Уже пройдя десятку от Олешина и находясь внутри архипелага, понимаю, что нет никаких гарантий, что удастся хорошо встать рядом с Рабочеостровском. По карте соседние острова изобилуют большими литоралями. А придти ночью в населённый пункт мне не улыбается.

В 23:15, как подарок, справа замечаю хорошенький песчаный пляжик на литорали, слегка отграниченный камнями от глубины. «Хоть по камням не тащиться»- приходит в голову мне, и я высаживаюсь на разведку.

Стоянка на островах Тапаруха.
Стоянка на островах Тапаруха.

Площадка, на которой можно лечь, только-только на одного – двух человек. Выравниваю её ковриками (у меня их много J), подперев плавником борт палатки, и встаю на крепкую тройку. Воды нет, тент не поставить, но всё хорошо растянуто на плавнике и камнях. На высоком гранитном откосе есть связь. Отправляю смс и ложусь спать в 0:30. Пройдено 38,86 км за 7,2 часа. Средняя скорость на первом участке 5,14км/час, на втором – 6,3 км/час.

День четырнадцатый.

Двенадцатый переход. Острова Тапаруха - Рабочеостровск. 18,7 км.
Двенадцатый переход. Острова Тапаруха - Рабочеостровск. 18,7 км.

Встал (проснулся) в 6.20. Тупил, писал дневник. Чай тёплый ещё со вчерашнего утра (отличный «Салевовский» термос; скрытая реклама). Штиль. Появилось чувство, что выходить надо немедленно. Вышел в 8:30 без завтрака. Отлив. Первые два часа шел по штилю. Течения, правда, мешали. Один раз попал на такую мель, что метров на 10 пришлось даже вылезти из каяка. Литорали опять добивают. К Рабочеостровску заходил со стороны Кеми.

Кемская губа. Утро.
Кемская губа. Утро.
Кемская губа.
Кемская губа.

Через два часа после старта включили ветер. Постепенно крепчающий.

-154

Но мне уже не страшно. Осталась сущая ерунда. Дошёл до порта к 11:45. Была рекомендация от Михалыча обратиться к монахам на монастырском подворье в 100 метрах от причала. Сходу не увидел. Метрах в трёхстах правее причала на берегу увидел домик, напоминавший частный, но с маленькими куполами наверху. Высадился. Полная разруха, никого нет. Потом мне сказали, что это место съемок «Острова». Говорят, там даже гроб остался.

Вздохнув, потащился к причалу. Неподалёку нашёл место для высадки. Литораль без валунов. Отсутствие жратвы за последние 17 часов и физическая работа дают себя знать.

Замедляюсь. Иду к портовому шлагбауму. В сторожке обнаруживаю молодого приятного парня по имени Игорь, который даёт совет обратиться к администратору портовой гостиницы. С администратором за две минуты удается договориться о том, что я оставлю каяк на гостиничной стоянке, как автомобиль, за 150 рублей в сутки. Даже квитанцию оформят.

Иду обратно. Осталось самое тяжелое – перетащить Амарук и барахло. Всё складывается, как по маслу. Договариваюсь с Игорем о том, что, в качестве промежуточного пункта, я могу сложить мои мешки около него. По ходу дела, разговаривая о том, о сём, он проговаривается, что раньше работал в такси, и как будет счастлив тот, кто повезёт меня в Пояконду. Дальний рейс – хорошие деньги. Я понимаю, что нет никакой необходимости хранить вещи в каяке на стоянке, а можно спокойно всё взять с собой. Поэтому разгружаю Амарук полностью, и, чтобы не тащить его по асфальту, поочередно заношу то нос, то корму, приближая его к отведенному мне месту.

К 15.00 всё сложилось. Каяк на стоянке, я срубал в портовом кафе беляш, сосиску в тесте и чай (всё пристойного качества). Вещи были погружены в машину бывших коллег Игоря (поехали 2 водителя). В начале четвёртого мы заехали за второй запаской и выдвинулись в сторону Пояконды.

К 20.00 доехали, по дороге поев около Лоухи. Поскольку я сразу сделал заявку на некурящего водителя, ребята очень деликатно выходили курить из машины. К 21.00 я перепаковался, передал на ББС, что у меня всё нормально и выехал в Рабочеостровск.

По дороге, у поворота на Кемь, заправился и перекусил. Дорога на Рабочеостровск сильно петляет, но вполне однозначна. Воссоединение с Амаруком произошло в 2:00. К этому времени он был в свете фар водружён на багажник Дефендера.

Возникла идея остановиться в гостинице Причал, на стоянке которой Амарук провел 12 часов. Помыться. Утром поесть в ресторане. Соблазнительно.
Кончилось ничем. Действительно, был свободный номер с брони. Но кровати обычного ДЕБИЛЬНОГО РОССИЙСКОГО СТАНДАРТА. Для вьетнамских гастарбайтеров. Длиной 190 см. Со спинками. Я не знаю, откуда берёт начало этот стандарт. Наверное, со времён товарища Прокруста. Я предпочёл переночевать в Дефе и покинул гостеприимный Рабочеостровск. Встал в лесу, выехав на мурманскую трассу в сторону Медвежьегорска.

День пятнадцатый.

Встал в 7.05. Выехал в 7:45. Завтрак около поворота на Сегежу. Очень прилично кормят. Примерно 0,5 часа. В 9:30 двинулся дальше. В 12.00 стало рубить. Выпил Burn. Как и при предыдущем эксперименте с этим напитком, через 10 мин стало совсем невыносимо. В 12:20 заехал в лесочек около местного кладбища и лёг. Лучшее средство от засыпания за рулём. Проспал полтора часа и двинулся дальше.

Поскольку от опытного Цетлина я получил руководящие указания по дороге с востока Онежского озера, в Медвежьегорске свернул на Пудож. Сначала расстроился, около Медвежки полно знаков «40», и особо не обгонишь. Потом пошло. Машины пропали, знаки тоже, пустая дорога приличного качества. Очень красивая. Часто песок, сосны. Просто курорт. По дороге два участка грейдеров около Вытегры. В сумме, я думаю километров 6-7, вполне приличного качества. Около крупных пунктов ограничения скорости и скопления машин. В Вологодчине любят лежачих полицейских. Водитель, будь внимателен! После Вытегры дорога на Липин Бор. Заезжать не надо. По дороге можно завернуть в Ферапонтово. Я заехал, около монастыря развернулся и выехал. Что-то после Соловков меня не тянет на культовые сооружения.

Поворот на Кириллов. Здесь была смешная история. Уже проехав Кириллово-Белозерский монастырь, я, руководствуясь кроме Сашиного описания ещё и "Атласом дорог России" (на мой взгляд, плохого качества), свернул на Топорню, через которую был изображён выезд на основную Череповецкую трассу. Въехав в Топорню, я вспомнил носорога, которого гонял Чебурашка. Асфальт хирел, хирел и привёл меня на просёлок и в тупик. «Блин!» - с остервенением подумал я. Поймал местную тётеньку и, чтобы не пугать её страшным пунктом «Череповец» поинтересовался Ивановым Бором – ближайшим по атласу населённым пунктом на другой стороне водной преграды. «А…, это Вам сюда», - сказала тётенька и показала на малоприметный просёлок, отходящий под 90 градусов от того хилого асфальта, по которому я приехал в тупик, 100 метрами ранее. Поехав туда и сделав на 30метрах два крутых виража, я оказался перед раритетной понтонной переправой со шлагбаумом. Осыпающаяся вывеска столетней давности извещала проезжающих, что переправа работает с 6:00 до 22:30. На мое счастье, время моего проезда соответствовало рабочему. Проехав несколько километров по проселку, мимо амбаров, лесов и полей, я выехал на искомую трассу. При выезде на неё местный автовладелец «Запорожца» рассказал мне, что в Кириллове уже построен новый мост, через который все ездят, но потерял я всего 500м (по расстоянию). Но сколько впечатлений я приобрел!!!

Череповец. При въезде в этот населённый пункт я заправился. При попытке отъехать Деф был заблокирован сигнализацией. Слава Богу, телефон работал. После 15 минут усилий и телефонных переговоров с мастером удалось её отключить. Это меня потрясло настолько, что я забыл включить ближний свет и был взят гаишниками через 300 м. Приняв от меня 100 руб. на посту, и уже воспринимая, как своего, молодой парень, лет 27-30, спросил меня, откуда я еду, заинтересованно поглядывая на каяк. «С Белого моря»- ответил я. «А это ГДЕ?» - спросил гаишник. …. Немая пауза. Через некоторое время я оправился от потрясения и выдавил: «Что, совсем плохо с географией? – С географией - полный дубняк!» - лихо улыбаясь ответствовал он. На том и расстались.

Останавливался в селе Гаютино. По рекомендации Цетлина обедал в Доме рыбака. Судак очень приличного качества, хотя для меня эта рыба суховата.

До Рыбинска не доехал. Остановился, по своему обыкновению, в лесу, не доезжая Соловьевского в 24:00. Проехал от Пояконды, с заездом в Рабочеостровск, 1343 км. Двигаться дальше было бы уже непродуктивно.

Проснулся в 3:30, потом в 4:30. Выехал в 4:45. Под бравурные звуки немецких маршей через 15 мин приехал в лапы гаишникам. Подозрительно прислушиваясь к музыкальному сопровождению, они тщательно проверили все документы. Отпустили с миром. Вопросы не задавали.

В Рыбинске искал поворот на Углич. Указателей никаких. Россия… Взял местного языка, добиравшегося по счастливой случайности в тот район. Я даже сначала не понял, насколько счастливой была эта случайность. Понял позже, когда через приличное количество километров в сторону Углича получил рекомендацию повернуть на 90 градусов влево на Т-образном перекрёстке. Моя главная дорога при этом шла прямо. Оказалось, это тот самый поворот на Новое Село, который был мне нужен. А прямой путь через 35 километров (вот радость!) приводил в тупик. Дорога там была разрушена, перекопана бульдозерами, и ещё не восстановлена. Опять же, никаких указателей.

Углич, Дмитров, дача. 9:15. 1729 км. Новый вариант мне понравился гораздо больше, чем Питерская и Мурманская трассы.

Мы дома.
Мы дома.

В заключение: если речь идёт о парном передвижении, или вы собираетесь путешествовать с большим количеством багажа – покупайте Амарук, не пожалеете. Замечательный каяк. Я его очень полюбил. Необходимость возить его на машине – совсем небольшая плата за то удовольствие, которое он доставляет.

У меня же возникло стойкое желание обзавестись одиночным каяком для морских походов. Более скоростным и более приспособленным для удержания желаемого крена и вставания в случае переворота. А свои вещевые запросы я как-нибудь умерю.

Уф.