Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Бабочкин, Баренцево море, гавань в Полярном и сталинская архитектура

Оглавление

Предпоследний фильм нашей военно-морской программы – «Повесть о «Неистовом» 1947 года. Режиссер и исполнитель главной роли – главный Чапаев мирового кино Борис Бабочкин (правда, здесь его совсем не узнать).

Борис Бабочкин в роли командира эсминца. Командные нотки в голосе, мудрые решения и вечная кожанка
Борис Бабочкин в роли командира эсминца. Командные нотки в голосе, мудрые решения и вечная кожанка

«К кому женщина? Отставить! Ко мне женщина»

Борис Бабочкин играет сурового и смелого человека по фамилии Никитин, командира миноносца «Неистовый». В роли военного корабля с говорящим названием снялся лидер эсминцев «Баку», который во время войны мог как сопровождать транспортные суда, так и непосредственно участвовать в морских боях.

Никитин уверенно ведет корабль, не снимает кожанку, радуется шторму и любуется на северные пейзажи невероятной красоты. Что неудивительно: в нескольких градусах южнее находятся места, где Ингмар Бергман будет снимать ландшафты, которые войдут в историю мирового кино (например, в фильме «Покаяние»).

Ну, а женщина – это лейтенант Кузьмина в исполнении прекрасной Галины Фроловой, которая встречает важный для нее корабль у морских ворот города.

«Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел»

Так писал о городе Полярный Сергей Витте за пару лет до того, как Полярный (тогда еще порт Александровск близ Мурманска) получил официальный статус города. Однако же подлинную славу этот закрытый военный город обрел благодаря писателю Вениамину Каверину, который считал Полярный своим вторым городом и служил здесь военкором Северного флота. Здесь разворачиваются события «Двух капитанов».

Мы вошли в бухту, и такой же, как это утро, белый, розовый, снежный городок открылся передо мной.
Он был виден весь, как будто нарочно поставленный на серый высокий склон с красивыми просветами гранита. Белые домики с крылечками, от которых в разные стороны разбегались ступени, были расположены линиями, одна над другой, а вдоль бухты стояли большие каменные дома, построенные полукругом. Потом я узнал, что они так и назывались — циркульными, точно гигантский циркуль провел этот полукруг над Екатерининской бухтой.

«Неистовый» прибывает в Екатерининскую гавань
«Неистовый» прибывает в Екатерининскую гавань
Поднявшись на высокую лестницу, которая вела под арку, перекинутую между этими домами, я увидел бухту от берега до берега, и непонятное волнение, которое все утро то пробуждалось, то утихало в душе, вновь овладело мною с какой-то пронзительной силой. Бухта была темно-зеленая, непроницаемая, лишь поблескивающая от света неба. Что-то очень далекое, южное, напоминающее высокогорные кавказские озера, было в этой замкнутости берегов, — но на той стороне убегали сопки, покрытые снегом, и на их ослепительном фоне лишь кое-где был виден тонкий черный рисунок каких-то невысоких деревьев.
Я не верю в предчувствия, но это слово невольно пришло мне в голову, когда, пораженный красотой Полярного и Екатерининской бухты, я стоял у циркульного дома. Точно это была моя родина, которую до сих пор я лишь видел во сне и напрасно искал долгие годы, — таким явился передо мной этот город. И в радостном возбуждении я стал думать, что здесь непременно должно произойти что-то очень хорошее для меня и даже, может быть, самое лучшее в жизни.

Аккуратные белые домики в гавани
Аккуратные белые домики в гавани
<...> Не знаю отчего, но с облегчением, точно это было хорошо, что еще половина восьмого, я вышел и снова стал смотреть на бухту из-под арки циркульного дома.
Все изменилось, пока я был в штабе: бухта стала теперь серая, строгая между серых, строгих берегов, и в глубине перспективы медленно двигался к Полярному какой-то разлапый пароходик. Мне захотелось взглянуть, как он будет подходить, и я перешел на другую лестницу, которая поворачивала под углом, переходя в просторную площадку.
В. Каверин «Два капитана», часть 10, глава вторая

Нарядная арка циркульного дома в Полярном
Нарядная арка циркульного дома в Полярном

Северный Дом на набережной

Циркульный дом, который описывает Каверин и у парадной арки которого женщины ждут прибытия кораблей в Екатерининскую гавань, – это своего рода ворота, соединяющие море и сушу, и центр архитектурной композиции Полярного.

Здание построено в 1937 году, без особых украшательств, но с роскошными колоннами, которые можно наблюдать в фильме. Здесь размещались просторные квартиры для семей начальствующего состава – отсюда расхожее сравнение с московским памятником конструктивизма, Домом на набережной, описанным Юрием Трифоновым.

За время «новой России» циркульный дом пришел в страшный упадок. Местный краеведческий музей даже взывал о помощи ко всем, у кого сохранились фотографии здания с разных ракурсов, необходимые для реставрации и адекватного ремонта.

Несколько слов о съемочной группе фильма

Напоследок хочется сказать о тех людях, кто обычно остается в стороне. Во-первых, это замечательный художник-постановщик Михаил Юферов, в чьей фильмографии можно обнаружить немало военно-морских фильмов – от «Моряков» Владимира Брауна и «Танкера «Дербент» Александра Файнциммера до шпионских «Чрезвычайного происшествия» с Вячеславом Тихоновым и «Их знали только в лицо» (спойлер: следующий фильм нашей слегка затянувшейся ретроспективы).

  • Другие фильмы ретроспективы ко Дню ВМФ: Мы из КронштадтаКрейсер «Варяг»Голубые дорогиЗа тех, кто в мореТень у пирсаИх знали только в лицо
Румынский плакат к фильму «Повесть о «Неистовом»
Румынский плакат к фильму «Повесть о «Неистовом»

Во-вторых, это сразу два талантливых оператора Иоланда Чен и Александр Шеленков. Через несколько лет они будут работать с Михаилом Роммом на его знаменитой дилогии «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы».

«Повесть о «Неистовом» – это документация того, как выглядел закрытый военный город Полярный в конце 40-х и успешная попытка по-новому зафиксировать северный пейзаж и морской бой на пленке. Приятного просмотра!