Недавно зашел к другу. Сидим у него в частном доме во дворе. Готовим мангал. Ломаем ветки. Рвем бумагу. Друг передает мне спички. Поджигай, говорит. Беру спички. А на них еще СССР написано. Но работают. Поджигаю. Спрашиваю, друга, мол ты что, музей ограбил? Друг сначала не понимает, я показываю ему СССР. И он рассказывает мне такую историю, как его родители челноками работали.
Первая челночная поездка его родителей состоялась в начале девяностых в Румынию. Туда ехали с товаром. Закупали в промтоварных магазинах терки, мясорубки, веники, купили по совету кого-то из более опытных коллег немного спичек...
Загружали всё это в автобус. И ехали через Украину, потом Молдавию мимо только что закончивших воевать Бендер. Приехали. Встали на рынок. Торговали. В основном всё быстро продавали. Потом на местную валюту покупали женскую обувь, тряпки разные, радиоприемники, изделия из кожи.
Пока стояли на рынке в Румынии, была ситуация. Товар был положен на циновку. Подходят две румынки и на смеси русского и румынского пытаются купить эту циновку. Циновка не предназначалась для продажи. В тоже время, особой ценности не представляла. Но торговый задор матери моего друга заставил ее поднять цену на эту циновку до нереального уровня. Румынки что-то пытались объяснить. Друг друга никто не понял. Румынки ушли.
Через некоторое время эти же румынки вернулись вместе с еще одной женщиной. Она хорошо говорила по русски и объяснила, что когда румыны хоронят людей, они кладут в гроб циновку. А на нее уже покойника... Немного пристыдила торгующих. Не от стыда, конечно, но поняв ситуацию торгующие отдали эту циновку за так. Тут немного засмущались румынки. Через некоторое время они вернулись и отдали за циновку какие-то деньги.
Закупив товар, погрузив его в автобус, группа вернулась. Родители моего друга стали продавать купленное и закупать товар для новой поездки. Спички в Румынии ушли на ура. Раз в тридцать или сорок дороже. Их стали закупать особенно рьяно. Но что-то у Родителей моего друга не срослось и поездка в Румынию была сначала отложена, потом отменена.
Румыния сходила на нет, но оставалась Польша. Туда мать моего друга и поехала в следующий раз. В Польшу уже не везли товар. Туда везли доллары. На эти доллары закупались обувью, тряпками, мебелью. Привезли несколько кухонных гарнитуров.
Как их продавать? Дали объявления в местные бесплатные газеты. Расклеили много объявлений по городу. Безрезультатно. Тогда, немного подумав, решили искать клиентов у мебельных магазинов. Отец моего друга подходил к мебельному. Смотрел на людей, которые интересуются кухнями. И когда они выходили из магазина предлагал им купленные кухни. Показывал фотографии. Заинтересовавшихся приводил домой показывал разобранные кухни. Таким образом, все привезенные кухонные гарнитуры быстро были проданы.
Мой друг тоже пытался участвовать в этом деле. Но... Мелковат, наверное, еще для таких дел был.
После этого, родители моего друга еще несколько раз съездили в Польшу и потом перешли на поездки в Москву. У кого покупали в Москве? У таких же челноков, которые часто ездили в Польшу. Потом, некоторые челноки выросли. Начали покупать товар за безналичную валюту используя для доставки специализированные транспортные компании. Большая часть из этих компаний так же была создана бывшими челноками.
В какой-то момент в челночном бизнесе так или иначе были задействованы более 10 процентов трудоспособного населения России. Некоторые поднялись. Большая же часть так и остались на уровне автобусов курсировавших между каким-то городом и крупным оптовым рынком.
Разные люди попадали в челноки. Рабочие и инженеры с закрывающихся заводов. Учителя и врачи, которым месяцами не платили зарплату, военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел. Большая часть этих людей не хотела заниматься этим бизнесом. Но иного выхода у них не было. Не все выдерживали. Многие тупо спивались, влезали в долги и... Много людей наша страна потеряла в девяностые.
Кто-то до сих пор торгует на вещевых и иных рынках нашей Родины.
Что касается родителей моего друга, они неплохо торговали. Имели неплохое материально положение, по сравнению с другими. Но так
и не поднялись выше уровня ИП работающего за наличный расчет. Староваты, наверное, уже были для таких дел. Да и не ложилась ровно эта торговля в их головах. Не торгашами они родились.
Спасибо, что дочитали до конца. Понравилось? Отметьте лайком, поддержите репостом, подпишитесь. Вопросы и мнения в комментарии.
Благодарю.