Найти в Дзене
Crazy Historian

Краткая история татуировки

«Нельзя назвать ни одной большой страны, от полярных областей на севере до Новозеландии на юге, где бы туземцы не татуировались». Это наблюдение Чарльза Дарвина основано на этнологических исследованиях, сделанных уже в 19 веке. Татуировки делали в лечебных целях и из религиозных соображений, тату приближало своего обладателя к богам или низвергало на дно общества. В эпоху неолита с помощью татуировки лечили остеоартроз, в Древнем Египте так прославляли богов, чаще всего татуировка просто обозначала статус внутри племени. Чаще всего татуировка – след отношений человека с самим собой и группой, к которой он принадлежит.  Долгое время в Европе татуировка была инструментом контроля над телом и сигнализировала об опасном человеке. Однако, начиная с 15 века европейцы стали заново открывать искусство татуировки. В первую очередь, знаки на теле украсили моряков и авантюристов, которые привозили их из дальних странствий. Уже в конце 17 века путешественники стали привозить из дальних странствий
Оглавление

«Нельзя назвать ни одной большой страны, от полярных областей на севере до Новозеландии на юге, где бы туземцы не татуировались». Это наблюдение Чарльза Дарвина основано на этнологических исследованиях, сделанных уже в 19 веке.

Скульптура из Бенина. Из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото автора.
Скульптура из Бенина. Из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото автора.

Татуировки делали в лечебных целях и из религиозных соображений, тату приближало своего обладателя к богам или низвергало на дно общества. В эпоху неолита с помощью татуировки лечили остеоартроз, в Древнем Египте так прославляли богов, чаще всего татуировка просто обозначала статус внутри племени. Чаще всего татуировка – след отношений человека с самим собой и группой, к которой он принадлежит. 

Долгое время в Европе татуировка была инструментом контроля над телом и сигнализировала об опасном человеке. Однако, начиная с 15 века европейцы стали заново открывать искусство татуировки. В первую очередь, знаки на теле украсили моряков и авантюристов, которые привозили их из дальних странствий.

Модель татуировки в ацтекском стиле. Фото автора.
Модель татуировки в ацтекском стиле. Фото автора.

Уже в конце 17 века путешественники стали привозить из дальних странствий татуированных дикарей. На волне интереса к живым заморским диковинкам стали появляться мужчины и женщины с большим количеством татуировок, нередко неизвестного происхождения, которые рассказывали о своих тату невероятные истории. Распространенной легендой был сюжет о насильственном получении татуировок в плену у туземцев. Эти персонажи выступали в цирках и на ярмарочных представлениях, удовлетворяя интерес публики к необычному. 

«Чарли Вагнер (1875-1953) делает татуировку жене», из серии «Оммаж великим фигурам мира татуировки», 2001 год. Фото автора.
«Чарли Вагнер (1875-1953) делает татуировку жене», из серии «Оммаж великим фигурам мира татуировки», 2001 год. Фото автора.

Вместе с ярмарками странствовали и сами татуировщики, которые рекламировали свою работу при помощи различных ширм и моделей тату-штампов. 

В 19 веке тату распространилось более широко. Быстрее всего эту практику воспринял тюремный мир и представители сценического искусства. Потом тату проникло в армию и на торговый флот, где она свидетельствовала о выбранном пути: обычно на коже увековечивали эмблему полка и дату призыва.

Ширма-каталог странствующего татуировщика. Северная Африка и Ближний Восток, 19 век.
Ширма-каталог странствующего татуировщика. Северная Африка и Ближний Восток, 19 век.

К середине 20 века обильно татуированные люди продолжали оставаться привычным аттракционом американских ярмарок. Однако в 1960-е гг. демонстрация людей с отклонениями от нормы перестала вызывать общественное одобрение. Татуированные мужчины и женщины стали восприниматься как обычные люди. 

К концу 19 века появился термин «тату-художник», которое отвергало границы между «высоким» и массовым искусством. В 21 веке это движение окрепло. В 2003 году во Франции был основан Национальный профсоюз художников-татуировщиков. Во время перестройки в СССР татуировка субкультур стала отдельным феноменом, противопоставив себя криминальной татуировке. В 1995 году в Москве прошла первая российская тату-конвенция, которую посетили знаменитые мастера. 

Фабио Виале, «Венера», Турин (Италия), 2020 год. Фото автора.
Фабио Виале, «Венера», Турин (Италия), 2020 год. Фото автора.

Сейчас появляется новое поколение тату-художников с профессиональным образованием, которые создают свой стиль и образную систему, черпая вдохновение в истории искусства, литературе и музыке. 

Текст написан по материалам выставки «ТАТУ. Более 3000 лет истории тату» в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва). Выставка продлится до 27 сентября 2020 года.