Это первая статья из большой серии, посвященной краткому, научно-популярному изложению истории России.
Итак, начнем.
Сотворение Руси.
Тема в целом легендарная и до крайности спекулятивная.
Нет ни одной темы в Отечественной истории, которая бы не была облеплена ТАКИМ бы количеством баек, сказок и конъюнктурных спекуляций.
Давайте разбираться.
На что мы будем опираться? Прежде всего на археологию. И начнем мы с самого древнего поселения городского типа на Руси – с Ладоги. Сейчас ее называют Старая Ладога.
Что нам про нее известно?
Это поселение было основано в начале 750-х годов выходцами из Готланда. Через несколько десятилетий оно подверглось нападению славян, которые его сожгли и построили поверх пепелища свое поселение. В районе 840-850 годов на поселение напали свеи, которые также сожгли его и отстроились поверх.
Эти сведениям мы можем почерпнуть из анализа культурного слоя – то есть, мусора, который остается на месте жизни бесхвостых облезлых обезьян, известных также под самоназванием люди. От них всегда и всюду остаются кучи мусора. Обломки, утерянные предметы и прочее, прочее, прочее.
Таким образом, археология нам говорит о том, что это поселение городского типа был основан готами с Готланда, а на момент так называемого «призвания варяг» в нем проживали свеи. Это раз. И два – за поселение шла нешуточная борьба, во всяком случае, по меркам тех лет.
Что же в нем такого?
Для этого нужно взглянуть на ситуацию в Европе в целом.
В 793 года викинги разграбили монастырь Святого Кутберта. С этой даты отсчитывается начало эпохи викингов. Она выступает в роли некоего условного маркера. Почему условного?
Потому что викинги и до того ездили «в гости» в земли франков и на острова Британии. И грабили там, постепенно повышая интенсивность визитов. Четкой линии провести нельзя. Просто в конце VIII века грабежи стали уже настолько масштабными, что в честь них назвали целую эпоху.
Так вот.
Викинги грабили франков, саксов, кельтов и прочих. Основой грабежа были обычные товары – ткани, изделия из неблагородных металлов, меха, кожи, воск, мед, продовольствие и прочее. Поначалу награбленного было мало. И его «переваривали» викинги вполне самостоятельно. Но довольно скоро объем грабежей увеличился и потребовалось награбленное уже куда-то продавать. А куда и кому? Тем же, кого они только что ограбили? Плохая идея.
И тут всплывает второй фактор. Арабы.
Дело в том, что в VII веке они завоевали Испанию и перекрыли Гибралтар, тем самым разрушив торговый путь, связывавший Северную и Южную Европу аж с Бронзового века. Европейцы вынужденно перешли на речные пути. И викингам, чтобы реализовать награбленное, требовалось пользоваться этими речными путями. А их контролировали либо те, кого они грабили, либо их ближайшие соседи. В любом случае – викингам там были не рады. Совсем. Никак.
Викинги начали искать свой речной путь и очень быстро его нашли. По Волге в Персию и по Днепру в Византию. Ладога же выступала в качестве важного логистического узла, на котором викинги пересаживались с морских кораблей на небольшие моноксилы, более приспособленные для хождения по рекам и перетаскиванию по волокам.
За сто лет своего существования значение Ладоги для Северной Европы выросло невероятно. Пропорционально увеличению объемов грабежей. И, как следствие, стала обострятся борьба за обладание ей. Так и получилось, что в районе 860 года в Ладоге проживали свеи, находящиеся в целом, в достаточно агрессивной среде. Потому что Ладога, как важнейший порт для реализации награбленного викингами с каждым годом становилась все более лакомым кусочком.
Кто такой Рюрик?
С научной точки зрения – эта фигура исключительно легендарная. Кто он такой – не известно. Хуже того – под вопросом сам факт его существования.
А что известно?
То, что в районе 860 года, в свейское поселение Альдейгьюборг, известное позже как Ладога или Старая Ладога, прибыл флот. Крупный флот. Который принес в регион демократию и права человека. То есть, выдал отцовских лещей всем окрестным племенам и установил власть вождя, который этот флот и привел. Судя по всему, этого вождя в последствии и стали называть Рюриком. Но это не точно.
Откуда прибыл этот флот? Это очень хорошо известно, потому что его моряки оставили обширный культурный слой. Намусорили, то есть. И четко идентифицировали себя как данов из Фризии. Во всяком случае, абсолютное большинство этих ребят было носителем именно этих культурных маркеров.
Приглашали ли их? Это вопрос. Достоверно это не известно. Может быть приглашали, а может быть они сами пришли. Во всяком случае они прошли без всякого значимого конфликта Ладогу и основали укрепленное поселение возле Ильменя. То самое, которое ныне известно, как Новгород. Конечно, мелкие поселения, восходящие аж к неолиту на территории Новгорода, безусловно, имелись. Но первое поселение городского типа там появилось только в районе 860 года. И самые древние культурные слои этого поселения носили культурные маркеры данов из Фризии. Как именно оно называлось в старину – не известно. Но почему не так? Старый город – это Альдейгьюборг, новый – вот этот. Какой-нибудь Нюбю или Нойштадт, или как-то еще в этом духе. Роль Новгорода была проста и очевидна. Он был основан как военный форпост, прикрывающий Ладогу.
Отлично.
Куда пришли те самые «варяги» – понятно.
Зачем – тоже.
А кто такой Рюрик? Это не известно. И летописи нам об этом ничего не говорят. Во всяком случае скрытая цитата из призвания саксов не дает нам никаких ответов на интересующий вопрос. А легенды о всякого рода Гостомыслах – так и вообще – поздние выдумки.
Хорошо. А кто им мог быть?
Только тот, кто мог в те годы собрать большой флот во Фризии и повести его за собой. За собой, а не за своим полководцем, братом, сватом или еще кем. Люди в те годы могли пойти только за воинской удачей конкретного человека. Во всяком случае в такой далекий поход.
И такой человек был. Самый известный конунг викингов тех лет.
Звали его Хрёрик Скьёльдунг. Родился он в Хедебю на юге Ютландии. Откуда в нежном возрасте сбежал с родственниками в земли франков. И уже там поступил на службу франкских королей.
Человек это был удивительной удачи и предприимчивости.
Известно, например, что он два или три раза принимал христианство, каждый раз вымогая у священников крупную сумму, в благодарность за это. А когда в очередной ему отказались платить, он просто разграбил аббатство. Как честный христианин. Дабы защитить служителей церкви от стяжательства и излишней привязанности ко всему мирскому.
К 860 году этот конунг полностью контролировал Фризию. А вместе с тем и торговый путь, начинающийся в низовьях рек, впадающих в море в этих краях. Очень важный для Европы торговый путь, который далее уходил на юг и через волоки шел на Дунай и далее в Черное море.
Кроме того, Хрёрик превратил Фризию в опорную базу для викингов, откуда они совершали набеги на земли франков и острова Британии. Оттуда же ближе. Да и во Фризии всегда можно отдохнуть и потратить честно награбленное. Выпивка, жратва и девочки. Что еще нужно бравому парню после серьезного дела?
Более того – Хрёрик кратковременно захватывал торговый путь на юге Ютландии – тот самый, вдоль которого в последствии построят Кильский канал. Но не удержал. Он был вынужден отойти с дружиной во Фризию, и его противники восстановили свой контроль над этими землями.
Так что человек он был очень славный, заслуженный, богатый, удачливый и бесконечно наглый. А главное, у него были и деньги, и возможности собрать в своих землях достаточно большую дружину. Не зря же его называли варварским королем Фризии.
Одно ли лицо он с Рюриком? Неизвестно. Но он мог. По сути, только он и мог. А все остальные версии упираются в два очень сложных вопроса.
Во-первых, откуда у ребят деньги, чтобы снарядить ТАКОЕ войско? А деньги там немалые. Такие экспедиции могли себе позволить только очень крупные и удачливые конунги или даже короли.
Во-вторых, почему они набирали в свою дружину данов из Фризии?
Так или иначе, но флот из Фризии прибыл и утвердил свою власть в районе Ладоги.
Очень интересна юридическая сторона вопроса.
Если допустить, что Рюрик – это тот самый Хрёрик Скьёльдунг, граф Дорестада, то новое владение вокруг Ладоги можно трактовать как марку. То есть, пограничное владение франкских королей - маркграфство. Ведь Хрёрик в те годы был вассалом Людовика II Немецкого, короля Восточно-Франкского королевства. Внука Карла Великого.
Таким образом, если допустить, что Рюрик – это и есть тот самый конунг из Фризии, то образованная им «область власти» с центром в Ладоге – это маркграфство Восточно-Франкского королевство. Во всяком случае, на момент создания.
Кем была супруга Рюрика и мать его ребенка – не ясно. Очевидно только то, что она была. Иначе бы Игорь не родился. О ее личности единственную зацепку дают летописи, которые в этих делах те еще источники. Если им верить, то она была нурманкой, то есть, скорее всего была дочерью какого-то ярла из норвежских фьордов.
Кем был Олег так же не известно.
Но, раз войско пошло за ним, то он был, скорее всего удачливым воином.
Раз сын Рюрика не утонул в ближайшем писсуаре в самой юности, Олег был ему либо близким родственником, либо кем-то еще очень заинтересованным в выживании парня.
Версий – масса. И все они не имеют никакого подтверждения. Поэтому я остановлюсь на той, которая нравится лично мне больше всего.
Если допустить, что Олег был ярлом Ладоги в момент прибытия туда Рюрика, а Ольга, ставшая супругой Игоря, его дочь, то все становится на свои места. Олег – опытный ярл, державшийся во враждебном окружении длительное время. Возможно даже старый соратник Рюрика. Его дочь, судя по всему единственный ребенок, невеста Игоря. Игорь же при таком раскладе становится наследником и Рюрика, и Олега. Вот Олег и заменяет ему отца.
Но повторюсь – это просто предположение. Никаких зацепок в этом деле нет.
На этом я заканчиваю статью, посвященную сотворению России. Сложному и, бесспорно, наиболее острому вопросу в околоисторическом поле на просторах бывшей Империи.
Спасибо за внимание.
С уважением, Михаил
Связаться со мной можно по e-mail: offizier@bk.ru
Мои книги можно почитать на портале https://author.today/u/lantsov_ma
Мой youtube канал доступен тут https://www.youtube.com/channel/UCCIsja6h4a5E8wbdG52Djdg