Найти тему
ProductStar

Почему важно ставить SMART-цели?

Оглавление

«Вижу цель — иду к цели» — формулировка, встречающаяся практически во всех сферах жизни, согласны? Но почему у кого-то путь совсем нелегок, а очень даже тернист? Возможно, проблема в неправильном целеполагании. В этой статье рассмотрим, как правильно ставить цели по теории SMART и чем она вообще полезна.

Первое, что стоит знать про SMART-метод — его можно применять где угодно. В работе, саморазвитии, бытовом плане и тд. Можно загадывать желания, развивать бизнес и тд. Важно, что благодаря определенным правилам наши коллеги/сотрудники/мозг получают максимально четкую задачу. И даже уже видят +/- намеченный план реализации. Методика стала основной бизнес-концепции «управление по целям» еще в 20 веке в США. В ней говорилось о том, что компания растет, если ставить верные цели и вовремя их достигать.

Метод подчиняется определенным правилам. Они как раз зашифрованы в аббревиатуре. Поэтому в начале пройдемся по теории, а после перейдём к практике.

Расшифровка

S (Specific) — конкретный, определенный

Цель не должна расплываться и давать повод для уточнений. При постановке сразу же дайте на ответ на вопросы: «кто? что? когда? почему?». Уточните все важные детали, особенно, если ставите цель сотруднику или коллеге. Избегайте обобщений и учитывайте контекст.

M (measurable) — измеримый

Второе вытекает из первого — результат нужно уметь посчитать и отследить. Эта часть также поможет нам понять, что цель точно достигнута.

A (achievable) — достижимость

Проще говоря, убедитесь, что цель адекватна. Здесь нужно найти тонкую грань между: «ставь цели, о которых и мечтать боишься» и «я точно смогу это, просто нужно время». Если вы ставите цель сотрудникам, обязательно учтите реальные ресурсы. Либо будьте готовы увеличить рабочие мощности.

R (relevant) — важность

Ещё одна проверка на адекватность. Только тут нужно увериться, что вам в принципе нужно тратить время/силы/деньги/нервы на эту цель.

Проще всего оценить релевантность, если вы ставите бизнес-цель. Нужно просто сверить её с планами компании и проверить, точно ли результат будет полезен. Возможно, стоит отложить эту цель на год, потому что сейчас есть более важные вещи.

T (time bound) — сроки

Тут все просто — ставим временные рамки достижения. Можно проставить только конечное время, можно продумать промежуточные отметки. Например: закончить ремонт к 1 августа, но штукатурку должны сделать к 15 июля.

В итоге выходит, что цель ограничена рамками и не даёт повода для додумок. К слову, это дополнительная гарантия того, что вы не просто получите результат, но и в нужном виде. Условно, вы решили купить себе иномарку через полгода. Но не указали точную модель. В итоге вы можете стать владельцем BMW или Datsun. И то, и то считают иномаркой.

Поэтому, еще раз, как не надо:

  • накопить к осени денег на подержанную иномарку.

Как надо:

  • накопить 600 000 рублей к 1 сентября 2020 года и купить Volkswagen Polo не старше 2015 года.

Проверим верную цель на все параметры:

S — нужно накопить деньги и купить определенную машину, это ок;

M — сумма определена, также уточнили возраст машины;

A — представим, что зарплата и траты позволяют накопить указанные средства;

R — цель релевантна, если нужен свой транспорт или просто очень хочется. Но тут также стоит учесть, есть ли у вас уже права;

T — есть точная дата и время

Чем ещё хорош метод SMART — он помогает сразу наметить легкий план действий. Например, тут мы сразу понимаем, что нужно прописать план накоплений, начать поиск вариантов машины и тд.

Возьмем еще один пример для бизнеса:

Костя хочет развить свой блог про изучение французского языка, чтобы иметь больше учеников.

Как не надо:

  • развить блог и привлечь оттуда новых учеников к осени

Как надо:

  • увеличить количество подписчиков блога до 20 тысяч и привлечь через него 10 новых учеников к 1 октября

К слову, исходя из цели выше, своему SMM-специалисту Костя может поставить следующие цели:

  • привлечь + 10 тысяч новых подписчиков по цене до 10 рублей за 3 месяца
  • получить с помощью таргетированной рекламы от 20 заявок в месяц не дороже 200 рублей за заявку

О чем не стоит забывать

Как и у любого метода, у SMART есть ряд важных правил. И на самом деле они выводят нас за рамки ограничений. Сейчас поймете почему.

  • Мир постоянно меняется. В любую секунду могут всплыть новые обстоятельства (например, пандемия ковида). Поэтому не забывайте быть гибкими и корректировать свои цели, особенно, если они долгосрочные. Либо сразу предусмотрите адаптивность критериев.
  • Релевантность важнее всего! Да, во время постановки новой цели прежде всего проверяйте на R. Иначе, как мы уже говорили, смысл покупать машину, если вы не собираетесь получать права. Вопрос «зачем?» в этом случае действует безотказно.
  • Если вы ставите цель сотрудникам или просто в компании, не забудьте про мотивацию. Просто выполнить цель круто, но когда обещают премию, мотивация удваивается.
  • Фиксируйте! Чтобы цель существовала — её нужно записать. И поставить/повесить на видное место, чтобы не было шансов забыть, зачем вы всё это делаете. Можно подумать над визуализацией в качестве графика, фиксировать промежуточные пункты и тд.

Какие есть НО

SMART кажется идеальным инструментом для достижения результата, но есть некоторые сложности.

Во-первых, сложно использовать SMART-цели при разработке стратегии или тестировании гипотез. В таких случаях не всегда известно, куда в какую сторону лучше будет двигаться,

Во-вторых, слишком сжатые и жесткие цели могут демотивировать. Если вы планируете что-то масштабное, постарайтесь создать поле для разбега. Например, когда речь идет об увеличении доли рынка, в качестве T можно использовать кварталы. Не стоит указывать конкретный день 23 сентября.

Подведём итог

SMART-метод можно использовать в любой сфере жизни. За счёт четкости и продуманности, он помогает достигать цель эффективнее. Так как мы даем мозгу конкретную задачу и он решает её.

Критерии, по которым метод строится, равнозначны между собой. Но обязательно сначала продумать S, а потом M. Можно начать с T или R.

Хотя система и работает благодаря ограничениям, важно все же давать ей гибкость. Учитывать контекст и предполагать возможные внештатные ситуации. Ну и не забывайте про грань амбициозности и обычности — все же цель должна быть выполнимой.

На курсе Профессия: Продакт (с 0 до PRO) мы подробно разбираем кейсы крупных компаний, как Avito, Skyeng и другие. и делимся опытом создания и работы с профессиональной командой.

Также вы научитесь:

  • Изучите Hard Skills продакта (Приоритизация, Unit-экономика, CustDev, OKR и т.д.),
  • Прокачаете Soft Skills продакта,
  • Изучите лайфхаки быстрого прототипирования и проверки гипотез,
  • Ставить задачи, отслеживать их реализацию на уровне команды или удалённых подрядчиков.

Подробная программа курса и регистрация по ссылке ниже 👇