Найти тему

Наименование места происхождения товара (НМПТ)

Оглавление

Наименование места происхождения товара – это обозначение, которое необходимо для индивидуализации товаров или услуг.

Главная отличительная черта – привязка к географическому положению. Это могут быть названия стран, городов и сел, рек, озер и т.п. НМПТ используется для обозначения продукта, отличительные черты которого проявляются за счет географического расположения или людей, проживающих там. У одного НМПТ может быть несколько владельцев.

«Товарный знак для вашего бизнеса» - краткое руководство по регистрации товарного знака от патентных поверенных Гардиума
Скачайте бесплатно ▶▶▶

Обозначение, которое является наименованием места происхождения товаров, может быть:

  • историческим и современным (Ленинград и Санкт-Петербург),
  • полным и сокращенным (Москва и Мск),
  • официальным и неофициальным (Нидерланды и Голландия).

Обозначение может включать в себя не само название, а его производное: «Тульский», «Московский» и пр. Популярность НМПТ по сравнению с торговыми марками небольшая: в 2019 году ИП и юрлица подали 100 заявок на НМПТ, тогда как на получение свидетельства о регистрации товарного знака – 82,9 тысяч.

В июле 2020 года в законодательстве РФ появился есть еще один вид обозначений, который связан с географическим положением – «географическое указание».

Чем НМПТ отличается от географического указания

В остальном НМПТ и географическое указание похожи. Оба обозначения получают охрану на 10 лет, но потом можно продлить действие документов. Стоимость и сроки регистрации совпадают. Возможно также перевести обозначение из одной формы патента в другую.

-2

Известные наименования мест происхождения товара

-3

Какие названия не могут быть зарегистрированы как НМПТ?

Невозможно использовать названия тех объектов, которые вошли во всеобщее употребление на территории РФ как НМПТ: «венские вафли», «голландский сыр».

Что дает регистрация НМПТ

Компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые не регистрировали обозначение как НМПТ, запрещено использовать:

  1. Географическое название объекта при продвижении, даже если продукт на самом деле произведен в указанном месте.
  2. Географическое название на другом языке или с упоминанием слов «имитация, «аналог» и пр.

3. Название, напоминающее географическое происхождение товара, если это может запутать покупателя по отношению к месту производства или к характеристикам товара.

Правообладатель может потребовать изъять продукцию конкурентов, которые производят товар с таким же или сходным НМПТ, но не зарегистрированным в Роспатенте. И упаковка, и товар признаются незаконными и подлежат уничтожению.

Владелец НМПТ имеет право:

  • добавить в товарный знак географическое наименование;
  • потребовать компенсацию за применение НМПТ без разрешения Роспатента.

Нарушитель может заплатить от 10 тысяч до 5 млн рублей или двойной размер цены контрафакта.

Как зарегистрировать НМПТ за рубежом

Перед регистрацией НМПТ за границей надо пройти аналогичную процедуру на территории РФ в Роспатенте. Можно подать документы самостоятельно или по доверенности через представителя. После двухэтапной экспертизы (формальной и по существу) Роспатент зарегистрирует НМПТ. Затем можно будет направить документы в Евразийское или Европейское патентные ведомства.

Нужна консультация или экспертное содействие в регистрации НМПТ? Оставьте заявку и получите бесплатные рекомендации специалиста ▶▶▶

-4

Что еще почитать:

В чем отличие товарного знака от торговой марки ▶▶▶

Как запатентовать название фирмы и логотип ▶▶▶