Алексей (Алеша) Иванович Димитриевич родился 23 марта 1913 года. По некоторым данным в 1910 году на Дальнем Востоке, предположительно во Владивостоке в семье кочевых цыган. Но по другим данным есть еще несколько возможных мест рождения Алёши, согласно различным источникам: Санкт-Петербург, цыганский табор в Самаре. Константин Казански. аранжировщик альбома Высоцкого "Натянутый канат", сказал: "Димитриевич плохо говорил по-русски. Очень маленький, очень своеобразный. Ведь он родился в Сербии в 1913 году — его отец был сербским цыганом, который женился на петербуржской цыганке".
Так что это еще одна версия рождения Алеши Димитриевича. Точной даты рождения нет. Он был младшим ребенком в семье, кроме него было еще две сестры и три брата. Самая известная из сестер Валя, часто выступала вместе с братом. Но вся семья выступала в едином ансамбле и у каждого была своя роль.
В период революции и Гражданской войны семья Димитриевичей отступала вместе с армией адмирала Колчака. Они переезжают сначала в Японию, затем в Харбин. А дальше весь Дальний Восток - Гонконг, Ява, Калькутта, Филиппины и даже Марокко. Естественно ни о каком школьном образовании говорить не приходилось. Он так и не выучился грамоте, а писать мог только свое имя "АЛЕША". Именно так он впоследствии подписывал свои договора, и также давал автографы любимым почитателям и почитательницам его таланта. Где-то в 1924-25 году семья Димитриевичей приехала в Испанию, где достаточно успешно выступала в цирке несколько лет.
В 1927 году Димитриевичи, которых насчитывалось уже около тридцати человек, приехали в Париж в огромном доме-фургоне. Главе семьи - Ивану Димитриевичу в ту пору исполнилось 60 лет. А фургон семья получила в качестве компенсации от директора испанского цирка, в котором цыгане выступали, но цирк разорился и денег на зарплату не нашлось (это версия Александра Вертинского). Правда, в другом источнике упоминается, что семья настолько много заработала денег в Испании, что смогла купить дорогой и оснащенный дом-фургон для передвижения по Европе.
Димитриевичи начали выступать в русском ресторане "Эрмитаж", где к тому времени уже выступали Александр Вертинский, Юрий Морфесси, Настя и Володя Поляковы и другие звезды русской эмиграции. На их выступления "ходили" Алексей Толстой, Михаил Чехов и другие, в это же время Димитриевичей слушала юная Алла Баянова. Надо сказать, что это был один из самых дорогих ресторанов в Париже. И туда ходили не только богатые люди, а очень богатые, которых среди русской эмиграции было немного. Поэтому туда часто захаживали французы.
Затем семья перебралась на Монпарнас в ресторан "Распутин", где Алеша и Валя Димитриевичи проработали до конца своей жизни. Около 1937 года цыгане Димитриевичи записали пластинку песен романсов, состав участников и содержание диска неизвестно. Владимир Поляков, мужчина двухметрового роста и обладатель красивого, сочного баса, пел в Париже в ресторанах вместе со своей сестрой Настей. Семья Димитриевичей хорошо знала звезду русской эмиграции Надежду Плевицкую. В это же время Алеша Димитриевич подружился с Юлом Бриннером, с которым они пели под собственный аккомпанемент в парижских ресторанах и кабаре. Позже они даже записали совместную пластинку. Перед войной Бриннер эмигрировал в США.
Накануне Второй мировой войны Димитриевичи отправились дальше в эмиграцию, в этот раз в Южную Америку. Ансамбль Димитриевичей выступал в Бразилии, Аргентине, Боливии и Парагвае. Алёша через пять лет отделяется от семьи, меняет профессии, танцует в кабаре «Табарис» в Буэнос-Айресе. Долго прожил в Аргентине. Валя Димитриевич выходит замуж за консула Бразилии, и отходит от музыкальных дел лет на 10.
В 1960 году умирает отец. Сестра Валя, уже переехавшая в Париж, зовёт Алешу к себе. В 1960—1961 году он возвращается в Париж, и выступает с Валей в русских ресторанах «Шехерезада» и «Распутин». До этого он был танцором и гитаристом, и только в возрасте 50 лет начал петь. По другим данным князь Юсупов (тот кто участвовал в убийстве Распутина) пригласил Алешу и его ансамбль из Аргентины в Париж на празднование своего юбилея - какой юбилей без цыган. И после этого семейство Димитриевичей осело в Париже уже навсегда.
В 1964 году при содействии известного французского писателя российского происхождения Жозефа Кесселя была издана маленькая пластинка. На ней записались Валя Димитриевич и Володя Поляков, а Алёша аккомпанировал им на гитаре. Затем был записан в 1967 году совместный альбом с Юлом Бриннером.
В 1976 году в ресторан, где выступал Алеша зашел известный художник Михаил Шемякин. Послушав выступление, он подошел к Алеше и спросил есть ли у него записи на пластинках. Но получил ответ, что у него нет пластинок. Только маленькие. Шемякин сказал, что у него есть деньги и предложил ему записать большую пластинку, которую впоследствии назвали Белый альбом. Потому что у него была белая обложка с фотографией Алеши. Это был первый и последний студийный альбом Алеши.
Константин Казански, который занимался записью и выпуском альбома Высоцкого "Натянутый канат", после долгих уговоров склоняет немолодого Алешу на запись первого сольного альбома — с небольшим оркестром, под руководством Казанского и на деньги Михаила Шемякина.
Казански пишет о записи альбома: «Трудно было— не то слово. Алеша же не знал нотной грамоты. Сегодня он поет так, а завтра приходит и поет по-другому. Я ему говорю, вот ноты, мы вчера репетировали, а сегодня ты что поешь? Сегодня так правильно, говорит. Давай писать. В итоге ему льстило, что музыканты смотрят в ноты. Ноты его песен. Он ужасно гордый был и боялся очень. И поэтому, наверное, эта пластинка, которую мы сделали, так и осталась единственной. Ему ведь предлагали потом записываться с джаз-бандом, но он испугался, что не получится: он старый был уже человек и никогда этого не делал… Были еще разговоры о втором альбоме, но, откровенно говоря, я не уверен, что у Алеши набралось бы песен. У него был очень небольшой репертуар. Он ведь пел только романсы. И на своей единственной пластинке записал «Мурку» только потому, что Шемякин попросил. Он и слов-то не знал — ему Высоцкий из Москвы прислал. Причем слова ему не понравились, и он сочинил свои».
"Я до сих пор не знаю, понравился ли Алеше этот альбом, — добавляет Казански. — Он так ничего и не сказал. Не поругал, но и не похвалил. Возможно, он так и остался для него такой… странной вещью". А его сестра Валя , услышав, что на некоторых песнях звучит саксофон, заявила что мой брат не играет джаз. Но потом. узнав, что запись оплатил Шемякин тоже заказала себе. А за ней подтянулся и Володя Поляков, которому тогда уже было 93 года.
Константин Казански вспоминает об Алеше :" Он был в России четыре года, где он мог выучить язык. Но Алеша не умел ни читать, ни писать. Вообще, чужая музыка его не интересовала. Ни разу не видел, чтобы он включил радио или поставил чью-то пластинку. У него был очень узкий мир». Шемякин, у которого тогда очень хорошо шли дела, оплатил не только работу над альбомом Алеши, но и на свои деньги выпустил целую коробку с пластинками Высоцкого. Казански называет его «идеальным продюсером".
Шемякин выслал эту пластинку Высоцкому. Владимир. получив пакет, позвонил Шемякину и спросил:"Что это? Что ты мне прислал?"Шемякин ответил""Володя, погоди. Прослушай еще раз. Ты поймешь. Позвони потом мне." Через пару дней Высоцкий снова позвонил Шемякину:" Ты понимаешь кто это? Это гений".
Уже в 70-х годах Марина Влади познакомила Высоцкого с Алешей. Смотри ее книгу "Прерванный полет". Она описывает там их встречу. И они подружились. Они неоднократно вместе пели песни и романсы, и даже собирались записать совместную пластинку, но смерть Высоцкого помешала осуществлению этого проекта.
В 1984 году Алеша Димитриевич в первый и последний раз приехал в Нью-Йорк, где дал несколько концертов в русских ресторанах на Брайтон-бич. Гастроли были плохо организованы, да и самого Димитриевича там никто не знал. Это уже была третья волна эмигрантов из России. Это не те благовоспитанные дворяне и их отпрыски, покинувшие Россию в 1917 году, которые слушали его в Париже. Это были уже те, кто столкнулся с преступным миром, и большинство уже даже имели криминальное прошлое. И знали тюремные повадки. Поэтому они ждали такой репертуар от певца.
Начало концерта обычно проходило спокойно. Но постепенно люди не понимали, зачем они пришли. И начинался по залу шумок. Стали выкрикивать типа как в фильме "Мурку давай". Позже организаторы концертов в самом начале делали вступление, объясняя слушателям то, что они услышат в этом концерте, что цыганская музыка это особый мир. Но тем не менее нельзя сказать, что гастроли удались.
Вернувшись в Париж Алеша опять стал выступать в Распутине. Как-то он показал одному из служащих ресторана, привезенный из Америки револьвер, инкрустированный жемчугами и драгоценными камнями. Служащий ресторана испугался и попросил Алешу убрать оружие, а то вдруг увидит полиция. На что Алеша сказал его любимую фразу ;"Я -цыган. Мне можно". Это была его коронная фраза, которую он произносил всегда, когда хотел оправдать свой поступок.
В последние годы Алеша Димитриевич пел в ресторане "Распутин". 21 января 1986 года, находясь дома, он почувствовал себя плохо. Он прилег на кровать. Близкие увидели, что он задыхается. Его последнее слово было "Мама".
Алеша Димитриевич скончался в Париже и похоронен на Сен-Женевье-де-Буа, недалеко от Вали, которая умерла на год раньше Алеши. Ему было 72 года.
Спасибо за прочтение статьи! Если она Вам понравилась, напишите комментарий и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации на тему музыки!