Больше двух месяцев я не возвращался к теме награждения военных моряков в годы Великой Отечественной войны. Вот эта публикация была предыдущей, посвящённой этой теме...
...Сопровождение арктических союзнических конвоев было одной из основных задач Северного флота в годы Великой Отечественной войны.
Эсминец "Грозный", например, участвовал в проводке больше десяти союзных конвоев.
20 февраля 1942 года эсминец «Грозный», совместно с британским крейсером «Нигерия» и эсминцем «Громкий», вышел из Кольского залива для встречи конвоя PQ-11. 7- балльный шторм помешал эсминцам выполнить эту задачу. 22 февраля сразу после полуночи "Грозный" совместно с «Громким» снова вышел для встречи конвоя PQ-11, но из-за шторма спустя три часа оба эсминца вернулись в базу. Вечером того же дня оба эсминца вновь вышли в море и 23 февраля вечером вместе с конвоем прибыли в Кольский залив.
«Грозный» участвовал в эскортировании: 21–24 мая конвоя QP-12; 28–30 мая конвоя PQ-16, отражая налет вражеской авиации на конвой, сбил два самолета; 27–30 июня - конвоя QP-13.
С 7 по 10 июля совместно с «Гремящим» и «Сокрушительным» выходил на поиск судов из состава печальной памяти конвоя PQ-17.
В 1943 году эсминец участвовал в эскортировании 3-х союзных конвоев.
В 1944 году корабль участвовал в эскортировании ещё 4-х союзных конвоев. В 1945 году - ещё одного союзного конвоя.
За годы войны «Грозный» совершил 75 боевых походов, прошел более 50 тыс. миль, неоднократно участвовал в так называемых "набеговых операциях", огнем поддерживал сухопутные войска, осуществил три минные постановки, выставив на подходах к горлу Белого моря 134 мины. Отконвоировал без потерь около 800 отечественных и союзных транспортов, сбил 6 самолетов.
Вот фрагменты наградного листа на старшину группы электриков эсминца "Грозный", главного старшину, служившего в ВМФ с осени 1936 года.
Упоминаются и 6 сбитых вражеских самолётов в ходе сопровождения союзных конвоев.
Обращает на себя внимание, что в тексте наградного листа упоминается также потопление подводной лодки противника, которого нет в официальной летописи этого корабля...
Вопрос к читателям. Была всё-таки потоплена этим эсминцем подводная лодка или нет?
Интересно было бы также узнать, в чём заключалось участие эсминца в "3 операциях по выполнению особых заданий правительства"... Высадка разведчиков или каких-то "неофициальных переговорщиков" на побережье нейтральной Швеции или на борт нейтрального судна?.. Перевозка золота?.. Или что-то другое?..
В тексте представления подробно описан эпизод, произошедший в декабре 1941 года во время шторма. От ударов волн были разбиты крепления глубинных бомб, снаряжённые бомбы катались по палубе и падали в воду. Корабль мог сам взорваться от этих бомб. Старшина вместе с членами своей аварийной команды закрепил бомбы...
В марте 1942 года эсминец "Грозный" при оказании помощи другому эсминцу сам получил повреждение и вода стала поступать в румпельное отделение. Старшина вместе с бойцами аварийной партии быстро ликвидировал поступление воды.
В официальной истории корабля этот эпизод также упоминается: 5 марта он передал мазут оставшемуся без топлива эсминцу "Громкий" и при отходе от него сел кормой на каменистую отмель. После снятия корабля с мели у него были обнаружены повреждения руля и винта...
Вопрос к читателям. Стал бы эпизод с ликвидацией последствий посадки эсминца на мель предметом для награждения кого-то из членов экипажа, если бы он произошёл в мирное время?
По этому представлению главный старшина был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени...
22 апреля 1945 года в Кольский залив вышел один из последних в ходе второй мировой войны конвоев. В его охране участвовал эсминец "Карл Либкнехт" и ещё 3 других эсминца. В составе конвоя было всего 2 транспорта. При этом вражеским подводным лодкам удалось торпедировать оба транспорта, один из которых затонул.
Эсминцу "Карл Либкнехт" удаётся "установить контакт" с одной из подводных лодок, он сбрасывает на неё свои последние глубинные бомбы. Через несколько минут по правому борту, на расстоянии всего 50 (!) метров от эсминца кормой вперед подводная лодка всплыла. У неё была разбита рубка и погнуты перископы. По лодке с эсминца открыли огонь из 102-мм и 37-мм орудий, выпустили очередь из крупнокалиберного пулемета. После этого почти сразу подводная лодка противника затонула, оставив на воде большое масляное пятно. Это была U-286, которая стала последней "достоверно уничтоженной" подводной лодкой в одной из последних операций Северного флота в ходе Великой Отечественной Войны.
Вот фрагмент наградного листа на члена экипажа эсминца "Карл Либкнехт", одного из участников тех событий.
Старшина 2-й статьи, писарь эсминца "Карл Либкнехт". По боевому расписанию он выполнял обязанности установщика прицела на 102-мм орудии. Он первый обнаружил след торпеды, выпущенной лодкой по эсминцу. Потом его орудие добилось нескольких прямых попаданий во всплывшую подводную лодку. Представлен он он был к награждению орденом Красной Звезды, а награждён орденом Отечественной войны 2-й степени...
Вопрос к читателям. Не кажется ли вам, что военные моряки, по крайней мере на Северном флоте, вынуждены были в не меньшей степени, чем с врагом, бороться с природной стихией и её последствиями, проявляя при этом мужество и свой профессионализм?..
Вместо заключения. Эсминец "Грозный"в феврале 1956 года был выведен из боевого состава флота и участвовал в ядерных испытаниях в качестве корабля-мишени. 10 октября 1957 г. затонул в губе Чёрная на Новой земле.
Что вы, уважаемые читатели, думаете по поводу прочитанного?
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Поздравляю всех читателей с юбилеем Великой Победы!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.
Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!