10.08.2020 г. 14.03. Добрались до Форта «Обручев».
Испытываю двоякое чувство. С одной стороны, восхищение работой, проделанной на протяжении 200 лет нашими отцами, а с другой огорчение неспособностью нашего поколения найти некогда выдающимся сооружениям достойное применение в наши дни. Заброшенность и отсутствие жизни вызывает удручающее чувство.
Форты Санкт-Петербурга начали строиться благодаря гениальной решимости и дальновидности Петра I одновременно с основанием новой столицы Российской Империи, ведь строительство началось в условиях войны со Швецией. Шведы были очень недовольны появлением русских в устье Невы. По существу, эти недавно отвоёванные территории можно было считать прифронтовой зоной. Шведский флот неоднократно пытался прорваться в устье Невы.
Петру I удалось не просто прорубить «окно в Европу», но и построить в этом месте столицу, как символ, что Россия стала навеки Балтийской державой. Вызывает восхищение, как нашим отцам удалось решить столь крупную политическую и одновременно стратегическую, с военной точки зрения, задачу, принимая во внимание природные, климатические условия и уровень развития в то время технологий.
Пётр I лично ходил на боте осматривать место для постройки фортификационных сооружений, призванных защитить город с моря. Первый форт «Кроншлот» строили по модели, изготовленной самим Петром I.
На самом деле Форты Санкт-Петербурга — это уникальный комплекс фортификационных сооружений, аналогов которому нет в мире. Поистине это памятник фортификационного искусства мирового значения. Уникальность заключается в том, что строительство шло с 1704 г. до войны 1914 г. и, с точки зрения истории военного искусства, этот комплекс укреплённых крепостей отражает процесс непрерывно ускоряющегося соревнования между средствами нападения с моря и защиты от него, между совершенствованием фортификации и прогрессом в создании артиллерийских систем как с целью обороны, так и её преодоления. Это соревнование длилось более двухсот лет.
Форт «Обручев» - самый большой из всех фортов Кронштадта, расположен на острове, до которого от берега целых 4 километра. Форт «Обручев» вместе с фортом «Тотлебен» образуют северные морские ворота Петербурга.
Оба форта из всех фортов Кронштадта построены последними в 1896—1913 годах. Устройство фортов отвечало самым последним требованиям военной мысли. Форты были оборудованы системой опреснения и очистки воды, имели канализацию, хлебопекарню, баню, обширные хранилища боеприпасов и провианта, ледник для скоропортящихся продуктов, аптеку, жилые казематы, рассчитанные на батальон артиллеристов (650–800 человек), церковь и даже синематограф (на «Тотлебене»). Между собой и Кронштадтом форты были связаны телефонным, телеграфным и индикаторным кабелями.
В первый день советско-финляндской войны форт «Тотлебен» обстреливал передовые позиции финнов на реке Сестре. Во время Великой Отечественной войны «Обручев» и «Тотлебен» вели огонь по узлам сопротивления противника, дорогам, артиллерийским батареям на северном берегу Финского залива от Белоострова до Терийоки (Зеленогорска). Батареи ПВО отражали налёты немецкой и финской авиации. В июне 1944 года форты приняли участие в начальном этапе Карельской операции. Во многих публикациях, посвящённых К.Г. Маннергейму, говорится о его гуманном нежелании наступать на Ленинград. При этом не берётся во внимание тот факт, что артиллерия форта «Тотлебен» перекрывала почти половину ширины Карельского перешейка. 203-миллиметровые пушки крейсера «Рюрик», имевшие скорострельность 40 секунд на выстрел, делали, мягко говоря, бесперспективным любое наступление в зоне их действия. Бывший офицер русской армии К.Г. Маннергейм не мог не знать возможностей артиллерии «Тотлебена».
В Нахимовском училище нам прививали гордость принадлежностью к военно-морскому флоту. Это было начало 80-х, расцвет коммунистической и советской идеологии, что не мешало воспитывать будущих офицеров военно-морского флота в духе прямых наследников славных традиций Российского Флота. Мы ощущали себя преемниками дела, начатого Петром I и продолженного Ушаковым, Нахимовым, военными моряками периода Первой и Второй мировых войн.
Для себя я это объясняю тем, что, ступив на палубу корабля, перестают иметь значение социальное положение на берегу, политические или религиозные взгляды. В море действуют свои законы. На корабле будь то парусная яхта или авианесущий крейсер, у каждого свои совершенно определённые обязанности, и имеет значение только как с ними справляются. Офицеры и матросы во все времена считались одним экипажем, каждый член которого ответственен за жизнь другого. За время жизни корабля сменяется несколько поколений моряков, поэтому передача опыта и знаний на флоте — это самый насущный вопрос и одновременно непрерывный процесс, отсюда и преемственность традиций. Значительная часть жизни на корабле не регламентирована никакими инструкциями, негласные правила передаются из поколения в поколение. Традиции и опыт экипажа гарантируют возвращение корабля на базу.
Советские моряки всегда ставили себе в пример героизм русских моряков дореволюционного периода.
Как можно не гордиться русскими моряками, служившими на Фортах Кронштадта, или как можно предать их память забвению, если за всю свою 250-летнюю историю оборона Петербурга ни разу не была прорвана!
11.08.2020 г. 09.15 вышли с «Обручева». Идём на Приморск.
Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.
Всегда Ваш. Юнга СПб.