Найти тему
BOTSADY.ru

Вопрос фотографу. Как снимать растения?

Оглавление
Увлёченные натуралисты и начинающие фотографы часто сталкиваются с необходимостью съёмки разных представителей флоры. Цели съёмки могут быть разными – от поиска достоверного фотоматериала для каталогизации растений до получения изображений чисто эстетического характера. На первый взгляд, задача кажется довольно простой, но как только фотограф начинает реализовать задуманное, он сталкивается с огромным количеством вопросов технического и организационного характера. Получаемые изображения обладают целым рядом очевидных недостатков: расфокус, невыгодный ракурс, сложность с компоновкой кадра, слишком малый масштаб съемки, некачественное освещение, шумы и многое другое...
Основатель Фотошколы №2 Илья Лукьянов поделился профессиональными секретами.

Создание снимков для составления каталогов

Такие снимки должны обладать максимальной информативностью и подробно, с документальной точностью, передавать как строение растения, так и естественную среду его произрастания. В этом случае нам могут понадобиться снимки как общим планом при выгодном освещении, так и «портретные» снимки растения на заранее заготовленном чёрном или белом фоне. Что касается качества изображения, то основной упор необходимо сделать на большую глубину резкости в кадре и естественные цвета. Также потребуются снимки большого масштаба, 1:1 или больше.

Художественные снимки растений

Съёмка растений в художественных целях как правило производится в естественной среде, без внесения дополнительного фона и не обязательно с большой глубиной резкости, однако резкость должна быть высокой для возможности произведения точного отпечатка. Особенно важно правильно скомпоновать кадр, так как его декоративные свойства гораздо важнее документальности.

В обоих вариантах нам понадобятся некоторые усилия и определённый перечень профессионального оборудования. Ниже мы расскажем о технике, которую используют профессионалы для решения сложных технических задач.

Здесь и далее — фото Ильи Лукьянова
Здесь и далее — фото Ильи Лукьянова

Съёмка крупным планом

Чтобы выполнить съёмку крупным планом (макрофотография), нам будет недостаточно штатного объектива и зеркальной камеры. Сам по себе штатный объектив не позволит увеличить объект съёмки до необходимого масштаба — он просто для этого не предназначен. Наличие режима «макро» на самом фотоаппарате (если мы говорим про полноценный фотоаппарат со сменной оптикой, а не о мыльнице) говорит лишь о наличии автомата экспозиции с приоритетом закрытой диафрагмы. Другими словами, камера будет стараться закрыть диафрагму установленного на неё объектива, чтобы глубина резкости была максимальной, но это никак не влияет на масштаб самой съёмки. Для большого увеличения нам нужен специальный макрообъектив или дополнительные аксессуары к штатному объективу, значительно расширяющие его функционал в макросъёмке: макрокольца, макролинзы, реверсивное кольцо, макромех.

Дополнительно к макрообъективу или перечисленным насадкам необходим крепкий и тяжёлого штатив (весом не менее 2,5-3 кг), а также макровспышки. При этом, если мы снимаем на улице, светодиодные осветители для макросъёмки нам точно не подойдут, их мощность слишком слаба. Какую вспышку выбрать — кольцевую или с несколькими рефлекторами для съёмки каталога — вопрос не принципиальный, а вот для художественной фотографии лучше выбирать вспышки с раздельными осветителями, позволяющие активно управлять светотеневым рисунком.

Вопросы освещения

При съёмке растений на улице фотографу необходимо настроить правильную экспозицию кадра с учётом смешанного естественного и искусственного освещения. В этом сложном вопросе учитываются такие параметры, как выбор зоны замера экспонометра камеры, выбор оптимальной пары выдержки и диафрагмы, основы постановки искусственного освещения (создание правильного свето-теневого рисунка, подчёркивающего необходимые свойства объекта съемки), границы динамического диапазона матрицы вашей камеры, определение роли естественного освещения в кадре (основное или вспомогательное, фоновое), определение яркости и площади главного объекта в кадре, а также его цвета (как альтернатива — использование 18% серой карты Kodak для определения точной экспозиции).

Если же снимать такую сложную композицию с расчётом на исправление ошибок при последующем постпродакшене, то результатом съёмки будут неточные цвета и «шумы» в кадре. Ошибки экспозиции отрицательно скажутся как на резкости изображения, так и на адекватности его цветопередачи — это может быть простительно при художественной съёмке (но кадр уже не для выставки или конкурса), но недопустимо при съёмке каталога.

-3

Художественность кадра и его компоновка

О чём нужно помнить, когда вы делаете художественное изображение? Прямая фиксация факта существования растения вряд ли поразит зрителя. Надо наделить изображение метафорическим смыслом. Например, провести тонкое сравнение растения с образом живого существа. Для этого можно использовать символизм, сопоставление очертаний, тождественность цветовой гаммы и другие инструменты.

Но найти удачный ракурс и интересное совпадение форм недостаточно. Важно правильно скомпоновать изобразительную плоскость будущего кадра. Если опираться только на собственное творческое мышление, вас могут понять неверно. Для перевода эмоций и идей съёмки в изобразительную плоскость кадра необходимо использовать общедоступный, понятный зрителю визуальный язык.

Точнее, нужно понимание и практический опыт в работе с правилами композиции. Итогом стараний автора может стать изображение с иллюзией объёма и пространства, имеющее художественную и эстетическую ценность, или же абсолютно плоская примитивная картинка, передающая только факт существования растения. Всё будет завесить от количества приложенных усилий, опыта и знаний фотографа, выполняющего съёмку.

-4

Несколько профессиональных секретов

Съёмка живой природы не так проста, как кажется на первый взгляд. Если вам срочно нужны качественные кадры, лучше пригласить профессионального фотографа с опытом работы в этой сфере. Однако оплата его работы может быть недешёвой. Обучиться все нюансам этого непростого дела можно самому, но это трудоёмкое и длительное дело. Сегодня мы дадим несколько ценных советов, которые позволят значительно улучшить результаты самостоятельной съёмки.

  • Купите или арендуйте хороший штатив — без него вы не сможете снять качественный кадр.
  • Самым бюджетным вариантом для адаптации вашего объектива для макросъёмки станут комплект макролинз или реверсивное кольцо.
  • Для создания дополнительного освещения на первом этапе достаточно использовать встроенную вспышку камеры (разумеется, если вы снимаете не дерево, а цветок). Просто закрепите перед открытой вспышкой скомканный белый полиэтиленовый пакет — он рассеет свет и позволит вам избежать тени от края собственного объектива.
  • В качестве переносного фона может быть использована любая картонка или фанерка, обтянутая белым или чёрным хлопчатобумажным материалом, прикреплённая к длинному колышку, который вы будете держать или втыкать в землю в нужном месте.
  • Ветер часто не позволяет точно сфокусироваться на соцветии небольшого растения. В таких случаях можно аккуратно закрепить стебель в кольце из мягкой проволоки, прикрепленном к дополнительному колышку (будьте осторожны — не повредите стебель или ветку).