В этом году в двадцати регионах пройдут губернаторские выборы. Учитывая последние громкие истории с губернаторами не от партии власти, мы решили узнать мнения экспертов по поводу партийности глав регионов. Удается ли губернаторам-оппозиционерам успешно встроиться в систему и наладить эффективное взаимодействие с федеральным центром, а также как партийность главы региона влияет на формирование его команды, узнаем в Экспертном Клубе Челябинска.
Идеальный вариант для региона, когда и губернатор, и парламентское большинство – однопартийцы, но ведь встречаются и противоположные ситуации, тогда договариваться бывает сложнее. Иногда, от своевременности и быстроты принятия решений зависит многое, в том числе, и благополучие жителей региона, а когда губернатор вместо принятия решения начинает борьбу с ветряными мельницами в виде парламента, эффективность управления падает.
«Если губернатор партийный, ему естественным образом будет проще договариваться с парламентом, где большинство депутатов его однопартийцы. Так что первая точка входа в вопрос влияния партийности глав регионов заключена в том, такой губернатор имеет просто большие технические шансы быть эффективным. Однако у вопроса есть и вторая точка входа. Она не техническая, а, скорее, идеологическая. То есть здесь мы задаемся вопросом, как идеология партийного губернатора влияет на его управленческие решения. И мой ответ в этой точке будет следующим — никак! К сожалению, большинство традиционных российских партий грешат отсутствием идеологии или ее невнятностью. А когда идеологии нет, партийность губернаторов с этой точки зрения в принципе не может влиять на управленческие решения», - уверен Андрей Трушников, директор по информационной политике медиахолдинга «Гранада Пресс».
Эксперты отмечают, что преимущества для регионов с губернаторами от партии власти, безусловно, очевидны, а вот в формировании управленческой команды партийность значения не имеет: здесь скорее влияет опыт и личные качества кандидатов.
«Конечно, в альянсе глав регионов с партией власти есть чисто прагматические резоны. Партия усиливает свой электоральный потенциал с помощью всенародно избранного руководителя, а губернаторы через ЕР получают дополнительные и серьезные точки опоры на федеральном уровне для отстаивания интересов региона, привлечения дополнительных ресурсов. Вместе с тем партийность губернаторов не отражается принципиально на их выстраивании диалога с представителями разных политических сил, и при формировании управленческой команды», - считает Александр Мельников, политолог.
Некоторые эксперты считают, что партийность руководства региона может повлиять на всплеск протестных настроений, как это произошло в том же Хабаровске, что, по сути, наносит серьезный ущерб экономике региона.
«Сейчас фактор партийности высших должностных лиц регионов становится крайне важным. В губернаторском корпусе присутствуют представители системной оппозиции и, как мы видим, на примере Хабаровска, возникает реальная проблема управляемости и риски неконтролируемой эскалации протеста. В целом если во главе региона стоит “чистый” технократ, то ему партийность, не к лицу. Если губернатор, прежде всего, политик - то ему следует открыто артикулировать свои ценностные позиции и присоединяться к партийным структурам», - отмечает Василий Зорин, кандидат политических наук, зав. кафедрой политических наук и международных отношений ЧелГУ.
Эксперты считают, что губернаторы и председатели правительства региона, не принадлежащие к партии власти, чаще сталкиваются с трудностями в решении вопросов с коллегами других политических убеждений.
«Основополагающие критерии при оценке деятельности губернаторов – социально - экономические показатели региона, умение оперативно реагировать на нестандартные, чрезвычайные ситуации. Губернатору необходимо формировать свою команду и опираться на нее. Но при этом команда должна вписываться в общую систему российской власти. В исполнительной власти, в отличие от законодательной, трудно, практически невозможно быть представителем оппозиционной партии», - уверен Евгений Маклаков, координатор проекта «PR-дозор».
Между тем, сейчас все чаще руководство регионов делает выбор в пользу профессионалов своего дела при формировании управленческой команды, какой бы политической принадлежности они не были.
«Губернатор – это хозяйственник-технократ, публичный политик, для которого партийная принадлежность не становится политическими шорами, а необходима для эффективной работы всей управленческой команды. Что касается формирования правительства, то крайне пагубным признаны и партийный принцип, и система рекрутирования управленческих кадров. Т.е. тот самый “совок”, когда место в команде гарантировала преданность, а не профессионализмом, когда уход от ответственности говорил в первую очередь о некомпетентности. Региональная команда должна взаимодействовать с людьми разных политических взглядов, если они показывают качества эффективных управленцев-хозяйственников», - отмечает Марк Рискин, главный редактор «Южноуральской панорамы».
Большинство экспертов все-таки сходятся во мнении, что наиболее эффективным для формирования команды губернатора, будет отбросить политическую принадлежность и ориентироваться исключительно на профессиональные качества.
«Современные региональные лидеры чаще всего являются так называемыми профессиональными технократами. Задачи их работы предполагают техническую организацию стабильного функционирования региона, формирование работоспособной команды, организацию деятельности под лозунгом “меньше популизма, больше реальных дел”. В таких условиях особая партийная принадлежность главы региона не важна. Глава региона не обязан знать “все на свете”, однако должен признавать данный факт и окружать себя талантливыми людьми, компетентными в своих областях», - считает Максим Двойненко, старший преподаватель кафедры «Международные отношения, политология и регионоведение» Южно-Уральского государственного университета.