Найти в Дзене
Limbo (archive)

Таинственные резные изображения и свидетельства человеческих жертвоприношений обнаружены в древнем городе

Оглавление

На протяжении десятилетий жители пыльных холмов китайского Лёссового плато верили, что разрушающиеся каменные стены возле их домов, были частью Великой Китайской стены. Остатки древнего барьера зигзагообразно пересекают этот засушливый регион внутри северной петли Желтой реки, отмечая границу китайского владычества, продолжавшегося более 2000 лет.
Но одна деталь была достаточно странной: местные жители, а затем и мародеры, начали находить в обломках куски нефрита, некоторые из которых были сделаны в виде дисков, лезвий и скипетров. Нефрит не характерен для этой самой северной части провинции Шэньси – его ближайший источник находится почти в 1500 км отсюда — и он не считался важной особенностью Великой Китайской стены.

Увенчанный ступенчатой пирамидой высотой около 70 метров, 4300-летний город-крепость, известный как Симао, бросает вызов традиционным повествованиям о ранней истории Китая.
Увенчанный ступенчатой пирамидой высотой около 70 метров, 4300-летний город-крепость, известный как Симао, бросает вызов традиционным повествованиям о ранней истории Китая.

Когда несколько лет назад группа китайских археологов приехала исследовать эту загадку, они начали раскопки чего-то удивительного и загадочного. Камни были частью не Великой стены, а развалинами великолепного города-крепости. Продолжающиеся раскопки выявили более десяти километров защитных стен, окружающих 70-метровую пирамиду и внутреннее святилище с расписными фресками, нефритовыми артефактами и ужасными свидетельствами человеческих жертвоприношений.

Прежде чем раскопки были приостановлены в начале этого года из-за пандемии коронавируса, археологи обнаружили 70 потрясающих рельефных скульптур в камне – змеи, монстры и получеловеческие звери, напоминающие позднюю иконографию бронзового века в Китае.

Еще более удивительно: углеродное датирование определило, что части Симао, как называется это место (его первоначальное название неизвестно), датируются возрастом 4300 лет, почти на 2000 лет старше самого древнего участка Великой Китайской стены — и на 500 лет старше начала китайской цивилизации на центральных равнинах, в нескольких сотнях км к югу.

Симао процветал в этом, казалось бы, отдаленном регионе почти половину тысячелетия, примерно с 2300 года до нашей эры до 1800 года до нашей эры, а затем внезапно и таинственно был заброшен.

Ни в одном из древних текстов, помогавших ориентироваться китайской археологии, не упоминается древний город, расположенный так далеко к северу от так называемой «колыбели китайской цивилизации», тем более такого размера, сложности и интенсивного взаимодействия с внешними культурами. В настоящее время Симао является крупнейшим известным неолитическим поселением в Китае (его площадь составляет 400 гектаров) с искусством и технологиями, пришедшими из северной степи и повлиявшими на будущие китайские династии.

Вместе с недавними открытиями в других доисторических местах поблизости и вдоль побережья, Симао заставляет историков переосмыслить истоки китайской цивилизации — расширяя их понимание географического положения и внешних влияний ее самых ранних культур.

Укрепленное сооружение

Первое впечатление о Симао, даже как о частично раскопанном месте в бесплодных холмах над рекой Тувэй, – это город, созданный для постоянной опасности. Город был построен в зоне конфликта, пограничной области, где на протяжении тысячелетий существование сопровождалось войнами между скотоводами северной степи и земледельцами центральных равнин.

Как говорят археологи, недавно обнаруженная каменная резьба “возможно, наделила ступенчатую пирамиду особой религиозной силой".
Как говорят археологи, недавно обнаруженная каменная резьба “возможно, наделила ступенчатую пирамиду особой религиозной силой".

Чтобы защитить себя от жестоких соперников, элиты Симао построили свою продолговатую двадцатиярусную пирамиду на самом высоком из этих холмов. Это сооружение, видимое из любой точки города, составляет примерно половину высоты египетской Великой Пирамиды в Гизе, построенной примерно в то же время (2250 год до н. э.). Но его основание в четыре раза больше. Элита Симао еще больше защитила себя, заселив верхний ярус платформы, включавший в себя дворцовый комплекс площадью в 8 гектар с собственным водохранилищем, ремесленными мастерскими и, скорее всего, ритуальными храмами.

От центральной пирамиды Симао расходились километры внутренних и внешних стен по периметру - зачаток городского дизайна, веками повторявшегося в китайских городах. Только для возведения стен требовалось 125 000 кубических метров камня, что равнялось по объему 50 олимпийским бассейнам — огромное предприятие в неолитическом обществе, население которого, вероятно, колебалось между 10 000 и 20 000 человек. Сам масштаб проекта наводит археологов на мысль, что Симао использовал труд жителей небольших городов-спутников, недавно обнаруженных в пригороде.

Ужасное открытие

Самое страшное открытие было сделано под восточной стеной города: 80 человеческих черепов сгрудились в шести ямах без скелетов. В двух ямах, ближайших к восточным воротам и главным воротам города, было ровно по 24 черепа в каждой. Количество и расположение черепов указывают на ритуальное обезглавливание во время закладки фундамента стены — это самый ранний известный пример человеческих жертвоприношений в китайской истории. Судмедэксперты установили, что почти все жертвы были молодыми девушками, скорее всего пленницами, принадлежавшими к конкурирующей группе.

Археологи обнаружили 80 отрубленных голов в ямах под городскими стенами. Все жертвы были несовершеннолетними женщинами, возможно, они были принесены в жертву во время церемонии основания города.
Археологи обнаружили 80 отрубленных голов в ямах под городскими стенами. Все жертвы были несовершеннолетними женщинами, возможно, они были принесены в жертву во время церемонии основания города.

«Масштабы ритуального насилия, наблюдавшегося в Симао, были беспрецедентными в раннем Китае», - говорит Ли Мин, археолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, который посетил Симао и много писал о нем. Черепа в Симао предвещали массовые человеческие жертвоприношения, которые стали тем, что Ли называет «определяющим атрибутом цивилизации Шан» много веков спустя (примерно с 1600 по 1046 год до н. э.), прежде чем последующие династии положили конец этой практике.

Черепа лишь один из признаков того, что Восточные врата обозначали вход в другой мир. Несколько каменных блоков в стенах высокой террасы были украшены резными ромбовидными узорами, что делало их похожими на огромные глаза, смотрящие вниз на Восточные ворота. В каменные стены через равные промежутки были втиснуты тысячи кусочков черного и темно-зеленого нефрита, мерцающие украшения, служившие как для защиты от зла, так и для демонстрации власти и богатства элиты Симао. Обилие нефритовых артефактов наводит на мысль, что Симао, не имея собственного источника, импортировал большие количества у отдаленных торговых партнеров.

В настоящее время в северной провинции Шэньси раскопано более 70 каменных городов той же эпохи неолита, известных как Луншаньский период. Десять из них находятся в бассейне реки Тувэй, где расположен Симао. «Эти деревни, или города-спутники, похожи на луны, вращающиеся вокруг «небесного объекта» Симао», - говорит археолог Сун. «Вместе они заложили прочную социальную основу для формирования раннего государства в Симао».

Укрепления Симао поражают не только своими размерами, но и своей изобретательностью. Оборонительная система включала барбаканы (ворота, обрамленные башнями), дефлекторные ворота (допускающие только односторонний вход) и бастионы (выступающая часть стены, позволяющая вести оборонительный огонь в нескольких направлениях). Он также использовал конструкцию «мамянь» («лошадиная морда»), углы которой стискивали нападающих в область, где защитники могли поражать их с трех сторон.

Несмотря на кажущуюся сегодня отдаленность, Симао не был изолирован от внешнего мира. Он обменивался идеями, технологиями и товарами с широким спектром других культур – от алтайских степей на севере до прибрежных районов у Желтого моря.

Многие артефакты, найденные в Симао, могли быть привезены только из далеких стран. Кроме нефрита, археологи нашли также остатки шкур аллигаторов, которые, должно быть, были привезены из болотистой местности гораздо южнее. Барабаны из кожи аллигатора, вероятно, использовались во время ритуальных церемоний, что является одним из признаков жизненно важной роли музыки в жизни дворца Симао.

Еще одно открытие ошарашило Суна и его команду: 20 одинаковых кусочков кости, тонких, гладких и изогнутых. Археологи предположили, что это были гребни или шпильки для волос, пока один ученый-музыковед не пришел к выводу, что кости были самыми ранними образцами примитивного духового инструмента.

Тайны и подсказки

До сих пор раскопана лишь малая часть Симао, так что открытия продолжаются. Наряду с каменной резьбой, обнаруженной в прошлом году, археологи обнаружили следы человеческих бюстов и статуй, которые когда-то были установлены в стенах вокруг восточных ворот.

Так много о Симао остается окутанным тайной, включая его название. Археологи все еще пытаются понять, как функционировала его экономика, как он взаимодействовал с другими доисторическими культурами и обладали ли его элиты системой письма

Однако есть некоторые подсказки, почему Симао был оставлен после 500 лет существования. Это не было землетрясением, наводнением или чумой. Война могла бы стать причиной миграции, но ученые видят больше доказательств того, что ключевую роль сыграло изменение климата.

В третьем тысячелетии до нашей эры, когда был основан Симао, относительно теплый и влажный климат привлекал приток населения на Лёссовое плато. Исторические записи показывают быстрый переход с 2000 по 1700 года до н. э. к более сухому и прохладному климату. Озера высохли, леса исчезли, появились пустыни, и люди Симао переселились в неизвестные края.