В воспитании детей много составляющих нужно учитывать - и психологию, и тайм-менеджмент, и творчество. А вот экология - это важная часть воспитания? Давайте обсудим, что это и какое место занимает в воспитании ребенка.
Что это такое?
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, и важную роль в экологическом воспитании дошкольников играет личностно ориентированный, доброжелательно-эмоциональный стиль общения с детьми, понимание воспитателем самоценности и состояния природной среды. Такой стиль общения воспитателя с детьми поможет детям лучше усваивать доступные для их возраста экологические знания и применять их в самостоятельной деятельности.
В работе с детьми по экологическому воспитанию – как семейной работе, так и работе в образовательных учреждениях – можно использовать весь спектр педагогических методов и приемов: наблюдения, рассказы и беседы, труд в природе, дидактические игры, речевые и логические задачи, экологические тренинги, экологические игры, организацию поисковой и исследовательской деятельности, обсуждение проблемных ситуаций во взаимодействии человека и природы
В экологическом воспитании детей можно использовать как традиционные формы работы: это родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные – это деловые игры, круглый стол в форме дискуссии, памятки, рекомендации, шпаргалки для родителей, совместные праздники, субботники. Работу проводим в двух направлениях: педагог – родители, педагог – ребенок – родители.
Мнение авторитетов педагогики
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое для себя, росли исследователями, каждый их шаг был путешествием к истокам чудес в природе.
В свое время Константин Ушинский говорил, что изучение детьми природы должно начинаться не с курьезов и диковин, а из того, что непосредственно окружает ребенка, то есть с тех объектов и явлений природы, которые ребенок может наблюдать ежедневно.
Практика
Можно предложить родителям домашнее задание: совместно с детьми сочинить сказку о лекарственных растениях, о правилах поведения в природе. И придуманные правила должны соблюдаться. В работе с родителями по экологическому воспитанию, для приобретения опыта поведения в природе, используем экологические ситуации.
Ситуация 1: Дети принесли домой ежика, которого нашли, когда были на прогулке в парке. Хорошо ли это для ежика? Человек не сможет обеспечить необходимые условия для жизни дикой животных. Он должен жить на воле.
Ситуация 2: На ваших глазах ребенок взял камень и начал бросать в птиц. Дайте оценку этому поступку? Как бы вы поступили? Что надо делать, когда встречаете птиц? Надо ли помогать птицам? Как?
В итоге вместе с детьми надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности ребенка являются не только знания и поведение в природе, но и участие ребенка. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением сильно влияет на личность ребенка.
Впереди - еще много интересного материала для родителей и воспитателей, поэтому подписывайтесь на наш канал и делитесь мнением о статье!