Для начала следует оговориться, что словосочетание "эпоха тиктока", безусловно подразумевает не только невероятно популярную сегодня социальную сеть. Я вкладываю в это "наименование" совокупность востребованных у современной отечественной молодежи направлений в тех или иных областях самовыражения и самоидентификации. И, следует констатировать, что на первое место среди них, сегодня вышли именно интернет-проекты, наиболее популярными из которых являются "Инстаграмм" и "Тик-Ток".
Не вдаваясь в подробности, основным направлением этих интернет-платформ является публикация А) Фото/видеоматериалов; Б) Текстовых материалов. Важным является то, что А является ведущим аспектом, Б лишь дополнением к А. Иными словами, молодые люди (а то, что именно они являются "титульной" аудиторией рассматриваемых социальных сетей не может ставиться под сомнение) намного охотнее и более умело самовыражаются невербально, то есть демонстрируя те или иные стороны своей (или не своей) жизни не прибегая к словесному оформлению своих мыслей по поводу тех или иных событий. На самом деле, это обобщение. В последнее время в том же Инстаграмме появляется все больше так называемых "описаний" фото и видеоматериалов и их объемы достигают зачастую весьма внушительных размеров. Однако если разобраться, подавляющее большинство из этих описаний не являются отражением хода мысли автора публикации, а являют собой лишь копию "умных мыслей" какого-то умного человека (который скорее всего даже не имеет аккаунта в инстаграмм).
Из сказанного, на мой взгляд, следует два концептуальных вывода: 1) На лицо интеллектуальная деградация и языковая инфантильность современной молодежи. 2) Возрастающий интерес к чтению так называемых "постов" свидетельствует о том что, в отношении языковой культуры не все упущено и у молодых людей есть шанс на реализацию своего интеллектуального потенциала.
Но все это общие наблюдения, а мы пытаемся ответить на вопросы "чего хочет современная российская молодежь?" и "с какими трудностями она сталкивается в процессе реализации своих интересов?"
Во- первых, для того чтобы понять в каких сферах лежат интересы современной молодежи (на примере или с помощью анализа популярных интернет-проектов) следует сделать элементарную вещь: посмотреть какие страницы, паблики, блоги пользуются наибольшей популярностью, а именно имеют наибольшее число подписчиков, просмотров контента и т.д. Результаты следующие:
1) Мем-паблики. Страницы, содержащие незамысловатый контент развлекательного типа юмористической направленности. При чем юмор этот самый что ни на есть современный. Человек не знакомый с так называемой мем-культурой вряд ли будет смеяться над размещаемыми здесь видео и фото. Основные приемы, используемые здесь это использование так называемых вирусных видео и их обработка или дополнение, а также настоящие либо псевдо-розыгрыши людей (так называемые пранки). Мем-паблики публикуют огромный массив материала каждые сутки, тем самым увлекая ни чем не занятого молодого человека в свою пучину на долгие часы.
2) Официальные страницы знаменитостей. Сегодня, наверное, 99% знаменитых личностей самых разных сфер имеют персональную страницу в нескольких социальных сетях. Это способствует росту их популярности, удерживает старых поклонников и прибавляет новых. Более того, знаменитостью сегодня можно стать благодаря социальным сетям. Для этого зачастую даже не требуется каких-то специальных навыков или подготовки. Главное это желание стать знаменитым и подача себя с максимально необычной стороны. Известными блогерами сегодня становятся люди, обладающие странной внешностью или выделяющиеся неадекватным поведением. Главное это регулярное запечатление своих "достижений" на видео и грамотная раскрутка профиля.
3) Страницы фитнес-направленности. Многократно возросшая (и продолжающая возрастать) популярность спортивного образа жизни и красивого тела культивируются как раз через социальные сети. Огромную аудиторию имеют страницы где показывают и рассказывают различные тренировки, демонстрируют результаты таких тренировок. Где-то не заморачиваются и не вдаются даже в такие подробности, а просто крутят фото и видео фигуристых девочек в нижнем белье или голый торс атлетичных парней (чаще всего это используется как контент-приманка), чтобы пользователь перешел на страницу коммерческой направленности, например интернет-магазина одежды и т.п.
Таким образом, можно подвести итого, сказав, что ценности и интересы современной российской молодежи в целом соответствуют современной буржуазной конфигурации общества потребления. Молодые люди хотят А) Использовать простейшие способы получения удовольствия, не затрачивая для этого дополнительных интеллектуальных или физических усилий; Б) Быть популярными или хотя бы соответствовать медийным личностям во внешности, привычках, образе жизни и воззрениям, зачастую просто принимая на веру те или иные идеи, не подвергая их самостоятельному анализу; В) Иметь внешность предельно близкую к современным эталонам, ставя свой внешний облик на первое место по сравнению с интеллектуальным и духовным содержанием.
Удобные, на первый взгляд, возможности самовыражения и самореализации в виде социальных сетей, на практике вызвали больше затруднений. На лицо неконтролируемый рост всевозможного контента, большая часть из которого, вне всякого сомнения, является самым настоящим хламом. И в условиях этого "океана" контент-информации теряются молодые люди, в силу своего возраста несамодостаточные и естественно пытающиеся соответствовать современным веяниям и тенденциям. Обладание талантами не котирующимся в инстаграмм и тик-токе кажется им бесполезным, пытаясь найти себя они себя теряют.
Мы довольно поверхностно прошлись по проблеме интересов современной российской молодежи, основываясь на анализе наиболее популярных социальных сетей. Данные суждения не претендуют на полноценную достоверность, а лишь являются результатом частных наблюдений автора. Если вам понравилась данная тематика, её возможно развить в различных направлениях.