Найти в Дзене
Исторический музей

Выставка работ Фёдора Рокотова из собрания Исторического музея

Оглавление

Коллекция произведений Ф.С. Рокотова позволяет увидеть не только глубоко осмысленные автором образы его современников, но и отраженную в полотнах личность самого выдающегося портретиста, самобытно объединившего национальную и европейскую художественные традиции, поставившего на службу познания человеческой души свой уникальный художественный дар, с присущими ему неповторимой живописностью и тонким колоризмом. Она даёт возможность проследить развитие портретной концепции и совершенствование мастерства Рокотова.

Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Начало 1780-е гг. ГИМ
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Начало 1780-е гг. ГИМ

Портреты Рокотова, как и каждого большого мастера, глубоко историчны, они позволяют узнать модель как человека своего времени с его представлениями о себе и своем месте в обществе, с определенным отношением к окружающим, с особой манерой держаться и носить костюм, а также о вкусах и моде той эпохи.

Самый ранний портрет в собрании - портрет графа Д.М. Матюшкина - исполнен во время пребывания художника в Санкт-Петербурге. Произведений этого периода сохранилось сравнительно немного.

Живопись картины сильно пострадала в XIX веке: прямоугольное полотно было обрезано и натянуто на овальный подрамник; очевидно, тогда же красочный слой грубо промыли, в результате чего он получил значительные утраты, местами до грунта (особенно пострадали кружевное жабо, кафтан и фон). Однако эти потери не разрушили целостности портретного образа.

Интересно отметить признаки рокайльного типажа и искусство нюанса портретной характеристики, едва приметными чертами обозначившие самовлюбленно-капризный нрав известного столичного петиметра. Насыщенный цвет голубого кафтана, ещё глубже звучащий от контраста с глубоким черным цветом банта, стягивающем волосы на затылке, - один из любимых у художника. Такой оттенок голубого, вносящий в портрет особую ноту праздничности, встречается и в других его произведениях 1760-70-х гг., например, в портретах А.К. Васильчиковой и графа П.И. Панина.

Переезд в Москву не снизил уровень художественного качества работ Фёдора Рокотова. Его творчество продолжало свое самобытование, постепенно вырабатывались индивидуальные приемы письма, с присущим художнику динамизмом.

Портрет В.А. Нарышкиной. Конец 1780-х - начало 1790-х гг. ГИМ
Портрет В.А. Нарышкиной. Конец 1780-х - начало 1790-х гг. ГИМ

Фёдор Степанович Рокотов - подлинный мастер камерного портрета.

"Он не просто предпочитал камерный портрет, но создал своего рода "поэтику камерности"... Значимым... становится отсутствие жеста, вообще всего показного, эффектного..."

Чтобы убедительно и проникновенно передать образ человека, ему не нужны были большие полотна и дополнительные аксессуары. Он - истинно московский художник, впитавший духовную культуру, особую атмосферу быта и общения людей в старой столице. Отсюда - особое отношение к портретному образу: пиетет перед личностью, интерес и симпатия к человеку.

Портрет В.И. Стрешнев. Конец 1760-х гг. ГИМ
Портрет В.И. Стрешнев. Конец 1760-х гг. ГИМ

На протяжении последней трети XVIII века Ф.С. Рокотова переписал чуть ли не всю дворянскую Москву. Одной из его моделей стал В.И. Стрешнев. Его портрет выполнен в раскованной живописной манере. Эту работу точно характеризуют слова из первой монографии о творчестве художника:

"Жизненность портрета достигается динамичностью фактуры, поверхность холста полна движения и трепета".

Печать пережитых испытаний в чертах портретируемого, темный "медный" цвет лица, большие глаза "со слезой", нарядный узор кафтана и плащ, торжественно обвивающий плечи - всё формирует сложный портретный образ.

Портрет А.Ф. Глебовой в детстве. Начало 1770-х гг. ГИМ
Портрет А.Ф. Глебовой в детстве. Начало 1770-х гг. ГИМ

Особый интерес представляет портрет А.Ф. Глебовой в детстве как пример изображения ребёнка. Проведённая реставрация портрета позволяет в настоящее время представить его широкой зрительской аудитории.

Александра была падчерицей владелицы усадьбы Покровское Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой. Девочка родилась в 1766 году, на портрете ей, видимо, около пяти лет.

На картине "художник запечатлел выражение живого детского взгляда, освященного легкой улыбкой... Цветовая гамма построена на гармонии нежных розоватых, коричневатых и дымчато-белых тонов. Нежное лицо ребенка с карими глазами, освещенное слева, выступает из темного фона. Розовое платье с кружевными оборками написано с большим искусством: накладывая легкими мазками белила, художник добивается ощущения легкости и воздушности кружев, в такой же манере проработаны и пряди пышных волос. Все это создает изысканную цветовую гамму".

Рокотов чудесно передал выражение детского личика, на котором явственно читаются робость и благонравственность с оттенками лукавства и любопытства.

Портрет А.К. Васильчиковой. Конец 1770-х гг. ГИМ
Портрет А.К. Васильчиковой. Конец 1770-х гг. ГИМ

Три камерных женских портрета 1770-х гг. - А.К. Васильчиковой, княгини А.Ф. Белосельской и княжны М.А. Волконской - по своим формальным признакам могли бы попасть под определение "типичный Рокотов", но в каждом из них при похожей благородной сдержанности модели убедительно отражена неповторимая личность, для характеристика которой в арсенале портретиста имелось бесконечное множество образных оттенков.

Изображение А.К. Васильчиковой представляет его "парадный полюс". Высокая прическа с локонами и платье любимого художником голубого цвета вносят ноту величественности в звучание образа. Мастер тонко чувствовал нюансы мимики моделей. Глаза их, как правило, чуть прищурены, словно от едва наметившейся улыбки. Многие исследователи отмечали, что Рокотов изображал глаза, как будто "излучающие взгляд", который зрители могут поймать на себе.

Портрет княжны М.А. Волконской. 1770-е гг. ГИМ
Портрет княжны М.А. Волконской. 1770-е гг. ГИМ

Княгиня А.Ф. Белосельская и княжна М.А. Волконская состояли в близком родстве, их матери, урожденные Самарины, являлись родными сестрами. Портрет княжны М.А. Волконской отмечен удивительным изображением темных бархатных глаз с глубоким и мягким взглядом. Вероятно, кузины заказали свои портреты практически одновременно. Первоначально они позировали в нарядах, похожих по фасону и отделке. Однако довольно скоро княжна захотела сменить платье на своем портрете. В 1770-е гг. стало модно портретироваться в свободном домашнем туалете из белой полупрозрачной ткани с капюшоном, часто украшенном на груди цветными лентами.

Есть предположение, что моду на такие портреты ввел сам Рокотов, поскольку в работах других русских мастеров того времени подобный вид одежды встречается редко.

Этот костюм уже сам по себе создавал определенный настрой, придавая портретному образу простоту и естественность.

Портрет княгини А.Ф. Белосельской. 1770-е гг. ГИМ
Портрет княгини А.Ф. Белосельской. 1770-е гг. ГИМ

Выставка проходит в здании Музея Отечественной войны 1812 года до 28 сентября 2020 года.