Найти тему

В чем феномен Фриды Кало?

На прошедшей неделе, 6 июля был день рождения Фриды Кало – самой известной мексиканской художницы. Всему в своей жизни, в том числе и дню своего рождения, Фрида любила придавать особый смысл. Несмотря на то, что сама она родилась в 1907 г., художница в своих рассказах заменяла эту дату на 1910 г. – год Великой Мексиканской революции.

Девушка, которая оказалась на всю жизнь прикованной к инвалидному креслу и кровати из-за трагической аварии, коммунистка, жена первого художника Мексики, «певица национальной свободы», коллекционер искусства доколумбовой эпохи... Всё это о Фриде Кало.

С ее творчеством сейчас знаком почти каждый. Но вот что важно: она известна не столько как художница, сколько как личность, что прошла через сложнейшие испытания и сохранила любовь к жизни. Свою боль, жизнь, измены, политические устремления она, как в личном дневнике, запечатлевала на своих полотнах.

Если оценивать ее картины исключительно с искусствоведческой точки зрения, то окажется, что их вряд ли можно назвать выдающимися. Что же тогда важнее в оценке творчества – картины или личная история художника? И в чем секрет успеха Фриды? Давайте разбираться.

Женщина
Когда мы говорим о первой половине ХХ века, нужно понимать, что положение женщины в первой половине века – это позиция «женщины за мужчиной». В этом отношении очень показательна статья, вышедшая в 1933 году в The Detroit News, которая гласит: «Жена мастера фрески восторженно балуется живописью».

Даже 5 лет спустя, когда в 1938 г. проходит ее первая персональная выставка в Нью-Йорке, Time напишет: «Первая выставка немецко-мексиканской жены известного художника Диего Риверы, Фриды Кало, заставила на этой неделе трепетать весь Манхэттен». В это же время в Vogue печатают три ее работы, целый разворот и обложку, посвящая всё это экстравагантному облику художницы. И Фрида становится настоящей сенсацией в Америке именно как женщина-художница, коммунистка, мексиканка, а не как великолепная рисовальщица сам по себе.

Мексиканка
За рубежом образ и творчество Фриды Кало прежде всего воспринимались как экзотика. Андре Бретон, автор «Манифеста сюрреализма», описывая свои впечатления о Мексике, скажет, что там он нашел «врожденное чувство поэзии и искусства, потерянный секрет, который европейцы отчаянно ищут».

Этот секрет кроется в наивных, простых работах, в которых художница не ориентируется на европейскую традицию. Она использует яркие цвета и подчеркнуто упрощенные формы, отдавая дань мексиканскому народному искусству – табличкам ретабло.

Эти таблички до сих пор используются мексиканцами как знаки благодарности святому: непрофессиональный художник изображает событие, за которое он благодарен, и сопровождает его парой пояснительных предложений, чтобы каждый понял, о чем идет речь. Этим и объясняется специфика живописного языка Фриды Кало.

Более того – вместе с Диего Ривера они первыми стали коллекционировать подобные предметы народного творчества, организовывать раскопки с целью сохранения памятников доколумбовой эпохи, тем самым подкрепляя важную для коммунистической партии идею национального самосознания и обращения к культурному наследию.

Коммунистка
В 1929 г. Фрида Кало вступает в Мексиканскую коммунистическую партию. Вместе с мужем Диего они появляются на каждом партийном шествии, а одно из них – Первомайская демонстрация 1 мая 1954 г. – станет для художницы фатальным: она простудится и вскоре скончается от воспаления легких.

Она будет писать портреты Сталина и жалеть, что не смогла с ним встретиться. Идея сильной женщины, которую Фрида транслировала через своё искусство и жизнь, носит характер политической свободы и равенства, свободы своей страны, а не просто борьбы за права женщин, которую подразумевает феминизм.

Личная драма
Когда мы говорим о произведениях художников XVII-XIX вв., мы не используем слова «авторская позиция», «личная драма», «личное мнение». Мы смотрим на технику, на мазок, на то, как точно передан тот или иной образ реальности. Нас редко эпатирует предмет изображения, а художник не обращается к нашему личному, интимному и сокровенному.

Работы Фриды в период расцвета ее творческой манеры (1930-1940 гг.) могут показаться слишком простыми, наивными или непрофессиональными. Однако они рассказывают о личной драме со всей физиологической откровенностью. Переломы, потеря ребенка, физическая и душевная боль становятся новой темой, что никогда ранее не использовалась в искусстве. Эта подчеркнутая телесность, кошмар повседневной боли, который бугрится шрамами, рубцами и даже внутренними органами – новый рубеж, который преодолевает Фрида в своей живописи.

В случае Фриды Кало личность важнее произведений. Фрида – это первая художница, которая показывает именно свою личную историю, пронзительно, дерзко и откровенно. Она рассказывает через свои картины о родной Мексике, о политической борьбе, о взаимоотношениях с Диего, собственным телом, о невозможности реализовать свои мечты. Человеческая основа, открытая в ее произведениях, отсутствие стеснения, кровь, боль, смерть и ужас, понятные каждому заставляют трепетать сердце каждого зрителя.

И выходит, что ее мастерство уходит далеко на задний план – неважно, как это написано, важно то, о чем это нам рассказывает. Именно так можно ответить искусствоведам, у которых имя Фриды Кало вызывает скепсис.

А как вы думаете, что важнее – личность художника или его произведения? И компенсирует ли выдающаяся личная история несовершенство мастерства художника?

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Android | iOS

Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт