Найти в Дзене
Каждый день

Когда впервые прозвучало – «SOS!»

Все мы с детства знаем эти «три точки – три тире – три точки». «Спасите наши души» – повторяла я в детстве как мантру после какого-то американского боевика – очень мне нравилось, как эти слова ложатся на мой язык. Именно 11 августа 1909 года этот сигнал прозвучал впервые.

SOS стал сам по себе уже отдельным знаком азбуки Морзе (мило ее называют «морзянка»). А расшифровки для аббревиатуры SOS существуют разные: Save Our Souls / Save Our Spirits (спасите наши души), Save Our Ship (спасите наш корабль), Swim Or Sink (плывите или утонем), Stop Other Signals (прекратите другие сигналы), и русские варианты: «Спасите От Смерти», «Сигнал Особой Срочности». Но все они появились уже после повсеместного применения сигнала в международной практике.

Раньше на морских судах использовались разные способы передачи сигнала бедствия: сигнальные огни или колокола, семафорные флаги (с середины 19 века на флоте была введена должность сигнальщика, а в 1895 году русский вице-адмирал Степан Осипович Макаров, разработал русскую семафорную азбуку, которая соответствовала русскому алфавиту. Она имела 29 буквенных и 3 служебных знака. Каждой букве и знаку соответствовало определенное положение рук с флажками).

Семафорная азбука
Семафорная азбука

В конце 19-го века на судах стали появляться радиостанции, которые применяли азбуку Морзе, изначально разработанную для телеграфа. Но единого сигнала бедствия по-прежнему не было, так как радиокомпании конкурировали между собой и пытались создать каждый свою систему для использовавших их оборудование. Пионером тут стала «Marconi International Marine Communication Company» – компания того самого итальянского физика Маркони, который внимательно изучил работы мюнхенского профессора Герца, русского ученого Попова и других, а результаты предоставил английскому правительству, а потом даже получил за это Нобелевскую премию! Кстати, первая буква, которую он передал через Атлантический океан в 1900 году, была S – ее выбрали из-за простоты передачи, так как в азбуке Морзе она обозначалась тремя точками.

7 января 1904 года империя Маркони утвердила сигнал CQD (где CQ – это сигнал общего вызова всех станций компании, а D – первая буква в слове «danger» (опасность). Ну а моряки подобрали вскоре фразу «Come Quick, Danger».

Гульельмо Маркони
Гульельмо Маркони

Но, понятное дело, этот сигнал нельзя было сделать международным. К тому же, он не был достаточно удобен в передаче (буквенное CQ было выбрано, так как оно редко искажается во время передачи с помощью «морзянки», кроме того, его сложно спутать с началом какого-либо слова – они сразу привлекают внимание). Хотя на Первой международной радиотелеграфной конференции в 1903 в Берлине был принят IV параграф протокола, который гласил: «Станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море». И корабли, в принципе, продолжали использовать обычный язык. Так, 10 декабря 1905 г., когда американский плавучий маяк «Нанкет» после сильного продолжительного шторма дал обширную течь, он по радиостанции передал сообщение: «Помогите. Плавучий маяк Нантакет терпит бедствие. Вышлите помощь откуда угодно». Высланному на спасение тендеру «Азалеа» удалось забрать с маяка экипаж, а сам «Нантакет» затонул при буксировке к берегу.

В то время существовала еще немецкая система дополнительных сигналов. Ее использовали операторы концерна «Телефункен» (уже германского радиотелеграфного монополиста, который в том числе производил радиостанции для кораблей). Еще в апреле 1905 года Германия для особых ситуаций ввела три специальных сигнала. Они принципиально не содержали букв и межбуквенных интервалов, зато имели большое количество знаков. Это позволяло выделять эти сигналы из потока коротких элементов «морзянки» (особенно при нескольких повторениях). Назначение этих сигналов было привлечение внимание, создание режима радиотишины, обеспечение экстренного вызова.

Делегаты Первой международной радиотелеграфной конференции в Берлине, 1903 год
Делегаты Первой международной радиотелеграфной конференции в Берлине, 1903 год

Сигнал бедствия Notzeichen состоял из девяти знаков: три точки – три тире – три точки (… - - - …) и был самым длинным из трех и вообще самой длинной «буквой» (по количеству знаков) во всей системе Морзе. А его симметричная система была удобной для распознавания. А потому именно он в 1906 году был принят на Второй международной радиотелеграфной конференции в Берлине в качестве международного сигнала бедствия. «Частные» сигналы бедствия были отменены. Правда, специального «имени» ему тогда не дали.

В принципе, в официальных документах могло быть использовано любое сочетание букв числом от трех до девяти. Например, в 1910 году, американские газетчики называли его S5S (три тире в американском варианте азбуки Морзе обозначали цифру «5». Просто SOS оказалось более стойкой. Мы уже говорили о простоте передачи буквы S. О передавалось тоже достаточно просто – тремя тире. Ну а количество количества возможных «расшифровок» также делало буквосочетание привлекательным.

Первый раз в первый SOS

Самая романтичная версия гласит, что первый в мировой истории сигнал SOS подал терпящий бедствие «Титаник» (соответственно, в 00:45 15 апреля 1912 года). Но это уже поздновато для истории.

«Титаник». Фото: canva.com
«Титаник». Фото: canva.com

Упоминают про параход «Славония» («SLAVONIA»), который 10 июня 1909 года налетел на рифы близ Азорских островов. А это слишком рано: согласно газетам, «Славония» использовал упомянутый нами выше CQD.

А вот 11 августа 1909 года американский пароход «Арапаоэ» на пути из Нью-Йорка в Джексонвилл потерял ход и встал на дрейф. Он подал сигнал SOS, который приняла радиостанция Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company), находящаяся на острове Хаттерас в Северной Каролине. Она уже перенаправила сигнал в офисы соответствующей пароходной компании.

Не слишком трагично и романтично для «первого раза», не так ли?