Найти в Дзене
S.History

Что такое развитие и движение с позиции философии.

Что такое развитие? Как соотносятся движение и развитие? РАЗВИТИЕ – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Это направленные, необратимые качественные изменения системы. Как материя, так и общество находится в постоянном изменении. Если они последовательны, необратимы и качественны, то их принято называть развитием. Движение и развитие в философии очень связаны. Второй термин шире первого по значению, ведь существует и движение, не приводящее к качественным изменением, например, перемещение. Но и развитие имеет несколько уровней и значений. Например, о том, как произошел мир, куда он движется, есть мифологические и религиозные объяснения, а не только научные. В понимании диалектического материализма, существует такое развитие, как прогресс. Это значит, что уровень структурной организации повышается, становится более сложным. Если же происходит обратный процесс, он называется регрессом.

Что такое развитие? Как соотносятся движение и развитие?

РАЗВИТИЕ – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Это направленные, необратимые качественные изменения системы. Как материя, так и общество находится в постоянном изменении. Если они последовательны, необратимы и качественны, то их принято называть развитием. Движение и развитие в философии очень связаны. Второй термин шире первого по значению, ведь существует и движение, не приводящее к качественным изменением, например, перемещение. Но и развитие имеет несколько уровней и значений. Например, о том, как произошел мир, куда он движется, есть мифологические и религиозные объяснения, а не только научные. В понимании диалектического материализма, существует такое развитие, как прогресс. Это значит, что уровень структурной организации повышается, становится более сложным. Если же происходит обратный процесс, он называется регрессом. Но это тоже развитие. Так называют и самодвижение природы, социума. В целом считается, что развитие является универсальным качеством Вселенной. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью. В соответствии с признанием многообразия форм существования материи и сознания различают развитие неорганической материи (ее физической и химической форм), органической материи (ее биологической формы), социальной материи (ее общественно-экономической и политической форм) и сознания (таких его форм, как наука, мораль, идеология, правосознание, религия и др.). Вместе с тем все эти различные типы развития характеризуются рядом существенных общих моментов и признаков касающихся в первую очередь, специфики самих развивающихся объектов. Если процесс изменения схватывает любые объекты, любые их стороны, то процесс развития – далеко не всякое изменение объекта, а лишь то, которое связано с преобразованиями во внутреннем строении объекта, в его структуре, представляющей собой совокупность функционально связанных друг с другом элементов, отношений и зависимостей. Поэтому в материальном и духовном мире, где все без исключений предметы и явления пребывают в состоянии постоянного движения, изменения, о развитии можно говорить лишь применительно к объектам с тем или иным (простым или сложным) системным строением. Будучи свойством лишь системных объектов, процесс развития сам отличается определенной структурой (механизмом). Рассматриваемый с этой точки зрения он представляет собой определенного рода связи между совокупностью составляющих системы, участвующих в процессе. Одни из этих составляющих играют роль образующих процесса, другие – его условий. Образующие процесса, отвечающие на вопрос «что развивается?», представляют собой исходный пункт процесса, образующие, отвечающие на вопрос «во что развивается?», – результат процесса. Если механизм развития уподобить совокупности разновеликих и разнонаправленных сил, то «отрезок прямой», связывающий исходный пункт с результатом процесса, будет как раз итогом, суммой всех этих сил, кратчайшим расстоянием, наиболее лаконично выражающим суть происходящих в объекте преобразований, и одновременно вектором, указывающим направление этих преобразований. Условия процесса – это те составляющие объекта, которые обеспечивают превращение исходного пункта в результат, споспешествуя или препятствуя такому превращению. В качестве части механизма развития их следует отличать от т.н. конкретно-исторических условий процесса, которые связаны с внешними обстоятельствами «жизни» объекта и определяют внешнюю форму протекания развития. Развитие представляет собой не всякое, но лишь т.н. качественное изменение в структуре объекта. Если учесть, что любая структура характеризуется тремя параметрами: количеством ее составляющих; порядком их расположения друг относительно друга (ср., напр., структуры линейные и кольцевые) и характером зависимостей между ними (ср., напр., структуры с различными типами отношений по линии «господство – подчинение»), то развитие будет означать переход от структуры одного качества (с одним количеством, порядком и типом зависимостей составляющих) к структуре другого качества (с иным количеством, порядком и типом зависимостей составляющих). Следовательно, процесс развития не совпадает лишь с изменением (ростом или уменьшением) числа элементов структуры объекта и потому не может быть изображен как движение от структуры с n элементами к структуре с n и m элементами. В процессе развития элементы структуры могут не только возникать, но и исчезать, так что в определенных границах общее число их может оставаться постоянным. Кроме того, качественное изменение структуры, появление в ней новых составляющих может иметь место и без видимого увеличения их количества, напр., за счет изменения функций старых элементов, характера отношений между ними и т.д. Главное же, в силу системного характера развивающегося объекта, – возникновение или исчезновение в его структуре какого-либо составляющего никогда не равно только количественному изменению, простому прибавлению или вычитанию «одного», но ведет к возникновению множества новых связей и зависимостей, к преобразованию старых и т.д., т.е. сопровождается более или менее серьезным субстанциональным и/или функциональным преобразованием всей массы составляющих внутри системы в целом. Наконец, всякое развитие имеет ту или иную направленность. Переход от одного состояния объекта к другому не есть бесконечное повторение пройденного, не есть движение по кругу, хотя исторически позднейшие этапы в жизни объекта, как правило, включают в себя немало моментов, присущих предшествующим этапам. По своему доминирующему вектору развитие может совпадать с поступательным движением к более развитому и совершенному состоянию объекта или с движением в противоположном направлении. В этом смысле говорят о прогрессивном и регрессивном развитии объекта, или о восходящей и нисходящей линиях его развития. Согласно господствующим в философии представлениям, развитие материи и сознания, взятое в целом, представляет собой бесконечное движение по восходящей спирали, движение хотя и противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад, но в принципе отличающееся все же скорее прогрессивной направленностью – идет от форм простых к формам сложным, от систем низших, примитивных к системам высшим, высокоорганизованным. Вместе с тем некоторые философские школы не разделяют подобных взглядов, противопоставляя им идеи исторического круговорота (А.Тойнби) или эсхатологическую картину «конца мира» (О.Хаксли). Идея развития находит свое выражение в принципе историзма и в этой связи является одной из центральных идей в истории философии, естествознания и обществоведения.

В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей понимания развития.

Понимание развития как постоянного возникновения чего-то принципиально нового, необратимого имеет свою историю. Ведь подобное понятие развития складывалось на протяжении многих веков. Было время, когда представление о развитии как таковой не существовало. Это объяснялось низким уровнем научных знаний и, в частности, спецификой культуры, мировоззрения того или иного народа. Так, в античности высшей ценностью считалась наслаждение прекрасным, яркое полноценную жизнь. Поэтому не хотелось представлять развитие, в частности жизни, как неотвратимый движение к смерти. Отсюда - концепция большого круговорота. В мире, по мнению греков, все подчинено циклическим, повторным изменениям. В частности Гераклит утверждал, что мир "есть и будет вечно вспыхивающим и угасающим".

Своеобразным подлинным цикличности античной модели было понимание развития в средневековой христианской философии истории. Здесь жизнь понималось как стремление вперед от прошлого к будущему, от зарождения до Страшного суда. То есть возникает представление о временную направленность, неповторимость событий индивидуального и общественной жизни.

Важный вклад в понятие развития сделал Р.Де. карт. Он считал, что Бог дал природе первотолчок, импульс, подобно тому, как часовщик, заводя часы, придает ему движение. Природа после этого начала "раскручивать первоначальный хаос", порождая новые формы. Но такое понимание развития Декарт размещалось на общество. Однако ряд буржуазных революций заставила обратить внимание на историю. Французские просветители Вольтер и Ж. Руссо выдвинули идею исторического развития, включала и этапы революционных преобразований. Кондорсе дополняет их взгляды учением о непрерывном прогрессе как наиболее распространенную форму общественного развития.

Весомый вклад в идею развития сделали представители немецкой классической философии. Кант применял понятие развитие Солнечной системы и других [звездных миров. Целостную концепцию развития, прежде всего Исторического развития человечества с позиций объективного идеализма, разработал Гегель. Концепция Гегеля была необходимым условием для марксистской разработки материалистического учения о развитии природных, общественных и духовных явлений - материалистической диалектики.

Модель регрессивного развития (конфуцианство, К.Н. Леонтьев, Р. Генон) утверждает, что необратимые качественные изменения идут в направлении постоянного понижения качественных характеристик бытия.

Эволюционная модель (Г. Спенсер) обосновывает положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все системы эволюционируют путем появления новых элементов (дифференциация) и их последующего объединения (интеграции) в рамках новой целостности.

Эмерджентизм (Л. Морган, Д. Александер, Г. Плеснер, А. Бергсон) утверждает преимущественный характер революционных скачков в процессе развития. Высшая ступень не может быть полностью объяснена низшей.

Теория равновесия (ле Дантек, Л.Ф. Уорд) любое развитие есть процесс достижения равновесия, которое является главным свойством бытия.

Анализ феномена развития предполагает - учение утверждающее всеобщую причинную обусловленность событий называется детерминизмом (от лат. Determine - определяю). Несмотря на то, что причинно-следственных цепочек и вариантов развития событий может быть очень много – принято выделять три основных вида детерминизма – механический, телеологический и статистический. Механический детерминизм (Демокрит, Лаплас, Ньютон) понимает причинную связь как однозначную. В подобном развитии отсутствует случайность. Еще одним видом детерминизма является телеологический детерминизм (Аристотель), который утверждает важную роль цели в будущем как определяющего фактора движения объекта. Причинно-следственная связь здесь не менее жесткая, чем в механическом детерминизме. Развитие науки в течение XIX-XX вв. привело к пониманию вероятностного характера мира, что существенно трансформировало и традиционные представления о причинности. От ньютоновской механической детерминации (в причине – одна возможность) совершается переход к статистической детерминации, многозначному соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей). Статистическая детерминированность – результат взаимодействия большого числа элементов, у каждого из которых своя индивидуальная детерминация. Это и порождает множество альтернатив. Детерминизму в истории философии и науки противостоит индетерминизм – философское учение, утверждающее отсутствие всеобщих причинно-следственных связей. Мир в подобном ракурсе оборачивается потоком случайностей, понимание и прогноз которых невозможны.

-2

Движение - важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение. - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. Оно объясняет все многообразие мира. Без него трудно представить себе любое бытие. Ведь существовать – это значит двигаться. Всякое иное бытие практически недоказуемо. Его невозможно обнаружить, ведь оно не вступает во взаимодействие ни с предметами, ни с нашим сознанием. Материя и движение в философии тоже взаимосвязаны. Они не могут существовать одно без другого. Поэтому движение считается абсолютным философским понятием. А покой, наоборот, относительным. Почему? Дело в том, что мыслители согласились с определением покоя как одного из видов движения. Очень хорошо доказывают это астрономы. Если некое тело, к примеру, пребывает в покое на Земле, то оно двигается по отношению к другим планетам и звездам. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и движения без материи. движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен, и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Движение определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движений. Движение внутренне присуще материи. Выделяют основных типа движения: 1. Движение, когда сохраняется качество предмета; 2. изменение качественного состояния предмета. Одни формы движения превращаются в другие. Последние характеризуются как развитие. В основу классификации форм движения Энгельс положил следующие принципы:1. формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2. между формами существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм;3. высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.3 блока движений: неживой природы, живой природы и общества. Под движением материи следует понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими воздействиями. Многообразие форм движения материи связано с определенным уровнем организации материи, каждый из которых характеризуется своей системой законности и носителем. Эволюция - развитие, поступательное движение, развитие к лучшему, более сложному. Эволюционизм - мировоззрение в котором все процессы рассматриваются с точки зрения эволюции. Согласно диалектике (Гегеля), эволюция (прогресс) является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще. Революция (поворот, переворот) - переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; внезапное, насильственное изменение существующего общественного строя - в противоположность эволюции, постепенному изменению. Регресс (обратное движение) - движение назад. Прогресс - поступательное движение; развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному.

Вопрос природы и свойств движения рассматривался различными школами на протяжении всей истории философской мысли.

Иллюстрация к знаменитой апории зенона.
Иллюстрация к знаменитой апории зенона.

Апории – существуют ли изменения и процессы?

Еще в античном мире обратили внимание на противоречия этой проблемы. Движение в философии – это, с точки зрения школы элеатов, предмет для особого рода рассуждений – апорий. Их автор, Зенон, вообще полагал, что об этом нельзя непротиворечиво мыслить. Следовательно, размышлять о движении вообще невозможно. Философ приводил примеры того, что если на практике быстрый бегун (Ахилл) может догнать медленную черепаху, то в области мысли это невозможно, хотя бы потому, что за то время, пока животное ползет из одной точки в другую, человеку тоже нужно время, чтобы добраться туда, где оно было. А его там уже нет. И так до бесконечности, на которую делится пространство. То же самое происходит, когда мы наблюдаем за полетом стрелы. Нам кажется (наши чувства говорят об этом), что она движется. Но ведь каждый момент стрела находится (покоится) в какой-то точке пространства. Поэтому то, что мы видим, не соответствует тому, что можно помыслить. А поскольку чувства второстепенны, движения нет.

Источники движения.

Однако в Новое время философы принялись искать, что же является основой движения. Они отождествляли материю с веществом, а последнее наделяли косностью. Поэтому лучшего объяснения, чем то, что некто, например, Бог или Высшее существо, сделал «первый толчок», после чего все стало развиваться и двигаться по установленным законам, придумать не могли. В эпоху механицизма проблему движения преимущественно объясняли с точки зрения деизма. Это философская концепция, несколько преобразившая популярную религиозную теорию о том, что Бог «завел» Вселенную как часы, и потому является единственным и первоначальным источником движения в ней. Так объясняли причину изменений во времена Ньютона и Гоббса. Но это неудивительно, поскольку тогда человека тоже считали чем-то наподобие сложного механизма.

Материализм

Марксисты тоже очень много рассуждали о движении. Они, прежде всего, отвергли идею о его внешнем источнике. Представители этих взглядов первые заявили о том, что движение в философии – это атрибут материи. Последняя сама является его источником. Можно сказать, что она саморазвивается из-за собственных противоречий. Последние толкают и побуждают ее к движению. Движение материи происходит из-за взаимодействия различных противоположностей. Они являются причиной изменения конкретных ее состояний. Материя – это некое целое, которое нельзя уничтожить. Она постоянно видоизменяется. Поэтому мир столь многообразен. Если в нем происходят какие-то процессы, которые не меняют структуру объекта, то они называются количественными трансформациями. А если же предмет или явление внутренне преобразуется? Тогда эти изменения называют качественными.

Из вышесказанного можно выделить что, движение является неотъемлемой составляющей развития, любой процесс развития предполагает движение. Но не всякое движение, в свою очередь, является частью развития, так как не все движение вызывает переход к новому качественному состоянию. Эти понятия соотносятся как взаимосвязанные, но не тождественные. Движение, во многом, определяет развитие, а развитие в последствии, определяет движение.