Вивьен Вествуд – британский дизайнер, бизнесвумен, панк и обладательница пламенной шевелюры. Именно Вивьен в значительной степени стала ответственной за внедрение в высокую моду элементов, присущих таким явлениям культуры как панк и нью вэйв.
Вивьен Вествуд (в девичестве Суайр) родилась 8 апреля 1941 года в семье кладовщика авиазавода Гордона Суайра. В 1958 году родители Вивьен приняли решение покинуть Чешир и перебраться в Харроу (пригород Лондона), где впоследствии будущий дизайнер изучала ювелирное дело – она училась работать с серебром, изготавливая из него украшения и аксессуары. Однако, спустя год после обучения в Школе искусств, Вивьен покинула учебное заведение, так как «не знала, как девушка из рабочего класса сможет зарабатывать себе на жизнь в мире искусства». После работы на заводе и параллельной учебы в педагогическом училище она стала учителем начальных классов. В этот период творческая натура Вивьен выражала себя в создании украшений, которые девушка продавала на знаменитом блошином рынке Лондона на Портобелло-роуд.
В 1962 году молодая Вивьен встретила своего будущего мужа Дерека Вествуда, чью фамилию она прославила на весь мир. Дерек был учеником фабрики Гувера в Харроу и очень любил свою невесту. Они поженились 21 июня 1962 года; Вивьен сама сшила свое свадебное платье. В 1963 году у них родился сын Бенджамин, который сейчас является фотографом в жанре эротики.
Спустя несколько лет счастливой семейной жизни, во время которой Вивьен продолжала работать учительницей и создавать ювелирные украшения, она встретила Малькольма Макларена – будущего продюсера панк группы Sex Pistols. Для брака четы Вествуд эта встреча была роковой – спустя несколько месяцев после знакомства Макларен и Вивьен перебрались в отдельную квартиру в Клэпэме, где в 1967 году у них родился сын Джозеф Корр, будущий основатель знаменитого бренда женского белья Agent Provocateur.
Было бы ошибкой считать, что крутой поворот в жизни и творческий взлет Вивьен объяснялись исключительно ее романом с Маклареном, но он оказал на нее немалое влияние. «Я, что называется, вцепилась в Малькольма, — признавалась дизайнер. — Он был человеком, который открыл мне дверь в новый мир. Мне казалось, что он знает все, что было мне тогда нужно». По воспоминаниям самой Вествуд и тогдашних знакомых этой пары, Макларен изрядно мучил подругу и трепал ей нервы, но это давало ей творческий импульс и энергию для сопротивления среде. Вествуд продолжала работать в школе вплоть до 1971 года, параллельно разрабатывая наряды для выступлений Sex Pistols. Вивьен превращала туалетные и велосипедные цепи, английские булавки и замки в украшения, резала и пачкала краской скучную одежду и по-прежнему продавала все это на рынке Портобелло. Впоследствии именно благодаря Вествуд мировую популярность обрели рваные джинсы, футболки и экстравагантные аксессуары. В 1971 году дизайнер поняла, что, во-первых, вся ее творческая деятельность не слишком сообразуется с преподаванием в младших классах, а во-вторых, преподавание отнимает слишком много времени. Так мир потерял педагога и приобрел знаменитого кутюрье. Они с Маклареном открыли магазинчик панковской моды на Кингз-роуд. Бутик носил название SEX и являлся Меккой лондонских панков.
Макларен и Вествуд смогли создать некий синтез моды и музыки, который формировал всю панк-сцену 70-х годов. Как модельер Вивьен была восхищена панк-течением: «Я чувствовала себя мессией панка, я видела каким способом можно вставить палку в колесо системы».
Пожалуй, первым широко известным дизайнерско-политическим демаршем Вивьен Вествуд (а со временем таковых было все больше) стала футболка, которую она выпустила в 1977 году, к выходу сингла Sex Pistols "God Save the Queen" («Боже, храни королеву»).
Роттен со товарищи обозвали королеву идиоткой, а Вивьен на футболочном принте «проткнула» ей губу панковской булавкой. «В такой футболке можно было безопасно пройти до конца Кингз-роуд. Дальше могли и побить», — писал в книге об истории панк-улицы британский рокер и публицист Макс Дешарне. Вествуд, в свою очередь, заявляла, что таким образом стремилась приобщить монархиню к панк-культуре. Таким образом Вивьен Вествуд потихоньку становилась одним из немногих дизайнеров, позволявшим одежде говорить за себя - ее коллекции это всегда самостоятельные проекты. Идея Вествуд как модельера состоит в том, что она использует одежду в качестве манифеста, что является лейтмотивом каждого ее показа, такая форма выражения стала фирменным знаком «бабушки британского панка», тем, что можно безошибочно прочитать в каждом наряде, созданным под брендом «Vivienne Westwood».
Первая совместная коллекция Макларена и Вествуд, представленная для прессы и потенциальных покупателей была показана в 1981 году и носила название «Pirate». Впоследствии партнерство бунтарской пары было подчеркнуто тем фактом, что оба их имени появились на всех лейблах коллекций, показанных в Париже и Лондоне с тематическими названиями Savages (осень 1981), Buffalo/Nostalgia Of Mud (весна 1982), Punkature (осень 1982), Witches (весна 1983) и Worlds End 1984 (позже переименованный в Hypnos, осень 1983).
С Witches («Ведьмами») связан интересный факт: модели на показе вышли на подиум в первой специально женской модели кроссовок Reebok, впервые выпущенных в 1982 году. Сама Вествуд окрестила годы своей творческой жизни с 1981 по 1985 как «новая романтика», а 1988-91 годы получили название «языческих», во время которых герои Вивьен переменились с панков и оборванцев на девочек с обложки «Татлера», в нарядах, высмеивающих высшие слои общества. Короли и королевы тогдашней поп-сцены, зарабатывавшие миллионы, копировали эпатажный стиль рокеров и панков — и всем им нравилась Вествуд. С 1985 по 1987 годы Вествуд была вдохновлена балетом «Петрушка», благодаря которому на свет появилась мини-крини – сокращенная версия викторианского кринолина. Этот силуэт впоследствии вдохновил многих дизайнеров, в том числе и Кристиана Лакруа, на создание юбки puffball. Мини-крини был описан в 1989 году как сочетание двух противоречивых идеалов – кринолина, представляющего собой символ ограничения и обременения в женском костюме и мини-юбку, представляющую собой столь же сомнительный символ освобождения женщины.
В начале 90х годов карьера бунтарки от моды пошла вверх. Еще в апреле 1989 года Вивьен Вествуд появилась на обложке «Татлер», в образе британского премьер-министра Маргарет Тэтчер. Костюм, который был на Вествуд был сшит именно для «железной леди», но еще не был доставлен. Эта обложка, вынос которой гласил: «Эта женщина когда-то была панком», была включена «The Guardian» в список лучших обложек журналов Великобритании всех времен.
1992 году Вивьен Вествуд получила Орден Британской империи из рук самой Елизаветы II в Букингемском дворце. На торжественном приеме кавалерственная дама Вивьен держала себя именно так, как было положено по протоколу, однако покинув дворец ее панковская сущность все-таки дала о себе знать – будучи охваченной плотным кольцом фотографов, спешащими сделать снимки новоиспеченной обладательницы почетного Ордена, Вивьен «случайно» продемонстрировала отсутствие нижнего белья прямо во дворике Букингемского дворца! «Я хотела показать свою одежду вертя юбку», - прокомментировала она потом. — Мне не приходило в голову, что, поскольку фотографы были почти на коленях, результат окажется более гламурным, чем я ожидала», и добавила: «Я слышала, что фото порадовали королеву».
Характерная внешность Вествуд (бледное лицо и ярко-рыжие волосы) вообще привлекала модных фотографов, охотно снимавших модельера для глянцевых журналов. Christie's устроил выставку ее псевдобарочных платьев в Вене. Вествуд становилась живым классиком. Не менее лихо уже немолодая «бабушка панка» вписалась и в коммерческие нулевые. Бизнес ее расширялся, она открывала новые линии своей марки (например, относительно бюджетную линейку Anglomania), запустила мужскую коллекцию, выпускала сумки и обувь, аксессуары и парфюмерию. В 2004-2005-м прошла персональная ретроспектива Вивьен Вествуд, в 2006-м она получила третьего «Дизайнера года», в 2008-м создала дизайн мантий для King's College. Многое изменил кризис. Запрос на люкс в целом и Vivienne Westwood в частности становился меньше, все больше вещей оставалось до финальной распродажи, закрывались бутики.
Но и тут дизайнер нашла выход: вспомнила молодость и занялась политическим активизмом. Еще в 2005-м она вывела на подиум модель в майке с надписью «Я не террорист, не арестовывайте меня», протестуя против политики страны в иммиграционной сфере.
В 2015-м кутюрье навестила тогдашнего премьер-министра Дэвида Кэмерона в его загородном доме: приехала к нему на танке, протестуя против добычи сланцевого газа методом гидравлического подрыва пласта. Тогда же пикет устроили и ее модели на Неделе моды в Лондоне: они несли плакаты «Политики — преступники», «Климатическая революция» и прочие подобные. В 2016-м Вествуд на велосипеде съездила в посольство Эквадора проведать прятавшегося там от полиции основателя Wikileaks Джулиана Ассанжа, а в 2017-м выразила свое отношение к «брекситу», показав манекенщицу с флагом Евросоюза на ягодицах. При этом продукцию кавалерственной дамы носят богатые и известные люди: кинозвезды и известные музыканты, от Марион Котийяр до Фаррелла Уильямса (на знаменитой шляпе которого стоит лейбл «Vivienne Westwood» и у которой есть собственный аккаунт в Твиттере).
В свадебном платье Vivienne Westwood в кинофильме «Секс в большом городе» пыталась выйти замуж в первый раз героиня Сары Джессики Паркер. А принцесса Евгения Йоркская (внучка Елизаветы II) для своей свадьбы в 2011 году сшила у Вествуд три платья: для предсвадебного обеда, собственно венчания и послесвадебной вечеринки. У модельера одевается и супруга принца Чарльза — герцогиня Корнуольская Камилла.
Вивьен Вествуд удалось превратить модную революцию в эволюцию и неплохо на этом заработать, показав самой себе как именно девушка из рабочего класса может зарабатывать на жизнь в мире искусства. Чего еще желать дизайнеру на восьмом десятке? Впрочем, «бабушка панка» не забыла своих корней: не так давно она заявила, что моется раз в неделю — совсем как друзья ее молодости. Панк есть панк.