Найти тему

Как выжить в коллективе с абьюзером

Продолжаю тему абьюза на работе. Сегодня о психологическом насилии со стороны коллеги. В конце статьи вас ждут рекомендации, как защитить себя от такого человека.

Если шеф-монстр, то это видно практически сразу. Коллега-абьюзер действует по-другому. Иногда он сначала заводит дружбу с жертвой, вычисляет самые уязвимые места, а затем начинает атаковать одним или несколькими из способов ниже:

1. Нарушает границы, например, постоянно берёт без спроса с вашего стола степлер, спрашивает: «Тебе хватает зарплаты на новый телефон?» или комментирует вашу внешность,

2. Оскорбляет при личном общении, в том числе в рабочих письмах, и «на публике»

3. Перебивает, повышает голос, переходит на крик во время разговора

4. Распространяет слухи

5. Необоснованно обвиняет

6. Игнорирует просьбы, которые относятся к его обязанностям

7. Угрожает

Это приводит к последствиям как для человека, на которого направлены подобные действия, так и для компании:

1. Для жертвы на эмоциональном уровне это оборачивается депрессией, тревожностью, паническими атаками. На физическом с большей вероятностью – проблемами со сном, повышенным давлением, тревожностью, головными болями и даже болезнями сердца.

2. Абьюзер в коллективе заставляет нервничать не только объект издевательства, но и всех свидетелей психологического насилия. Тем самым моральный дух сотрудников подрывается. Они не чувствуют себя в безопасности на рабочем месте и даже склонны к прогулам. Нездоровая корпоративная культура – угроза вовлечённости, эффективности, креативности и, в конечном итоге, удержанию персонала. Как показало исследование Гарвардской школы бизнеса, текучка кадров из-за таких вредителей может дорого обойтись компании.

Что делать, если ваш коллега абьюзер?

1. Поймите причину

Люди начинают проявлять агрессию, когда что-то угрожает их эго. Чаще всего жертвой абьюзера становится более компетентный, но менее властный сотрудник.

2. Оцените ситуацию в целом

Это требует в том числе и самоанализа. Легко сказать, что человек неадекватен. Но, возможно, вы работаете в высоко конкурентной среде, или корпоративная культура не подразумевает вежливость как основную ценность. Подумайте, не воспринимаете ли вы поведение коллеги искаженно? Возможно, стоит узнать взгляд со стороны третьего лица для объективности. Но не переусердствуйте с копанием в себе, потому что жертвы склонны к чувству вины.

3. Не давайте себя в обиду

Не бойтесь заявить, что для вас поведение неприемлемо. Например, если коллега называет вас «Дорогуша», скажите, что вам это не нравится, и попросите обращаться по имени.

4. Заручитесь поддержкой

На работе каждому нужен свой круг общения. Перед тем, как дойти до HR или руководства, попросите помощи у тех, с кем вы близки.

5. Объясните ущерб для бизнеса

Если вы решили поговорить о недопустимом поведении коллеги с начальником, обратите его внимание на вред, который наносит компании действия абьюзера. Акцент на том, что этот пагубно сказывается на затратах, работает лучше, чем рассказ о личной драме.

6. Защищайте себя

Если вы испробовали всё перечисленное, а ситуация не меняется, то самый безопасный способ решить проблему – уволиться. Тем, кто этого сделать не может, рекомендую взаимодействовать с коллегой только через руководителя. Не вступайте в переговоры и выяснение отношений, чтобы сохранить хоть какое-то эмоциональное здоровье.

В следующей статье рассмотрю абьюз со стороны партнёра или клиента. Как показал опрос в моём профиле Instagram, чаще всего от него страдают люди, которые работают на себя.