Всем привет с вами Неоновый Герой и сегодня я вновь продолжаю рассказ о культовых автомобилях. На очереди у нас фильм "Угнать за 60 секунд", который считается одним из лучших образцов жанра роуд-муви. Оригинальный фильм вышел в 1974 году, а спустя 26 лет, в 2000 году вышел ремейк с Николасом Кейджем и Анджелиной Джоли. Снимал оригинал 1974 года известный каскадёр, коллекционер и бизнесмен Генри Блайт Халицкий, также известный как Г.Б "Тоби" Галицки. При бюджете в 150 тысяч долларов, а также в предоставлении собственных машин из своего автосервиса, Г. Б Галицки создал просто ураганный боевик с самой продолжительной погоней в истории кино. Как сообщает Википедия, в ходе съёмок было разбито 93 машины, многие из которых "Тоби" Галицки пришлось выкупать, поскольку они приобрели нетоварный вид. В итоге фильм сорвал кассу в 40 миллионов зелёных бумажек и до сих пор считается одним из лучших образцов авторского некомерческого кино. Сам Галицки позже приложил руку к созданию ещё нескольких картин, а сам погиб на съёмках 2 части "Угнать за 60 секунд" в 1989 году. Вдова Галицки помогала при съёмках ремейка "Угнать за 60 секунд" в 2000 году.
Однако, теперь переходим к автомобилям. Самая яркая и знаковая машина в оригинале 1974 года, известная под именем "Элеонор", стала культовой в американской культуре. Машина эта - Ford Mustang Mach 1 1973 года, жёлто-канареечного цвета с чёрной полосой на капоте. В ремейке же машина была другой: это Shelby GT 500 1967 года, серого цвета с чёрной полосой. Любопытно, что в оригинале 1974 года Г. Б Галицки использовал для фильма машину Ford Mustang 1971 модельного года, но так как съёмки были отложены — пришлось поменять ей решетку радиатора на соответствующую 1973 году, так как по сценарию это был новый автомобиль, а не двухлетней давности. Замене подверглась лишь решетка, а бампер и крылья остались от 1971 года — поэтому, например, на "Элеонор" два комплекта передних габаритных огней (и в крыльях, как в 1971 году, и в решетке, как в 1973-м). Формально, предполагалось, что машина имеет оригинальный цвет Medium Yellow Gold, соответствующий Mustang, но для самого фильма продюсер сэкономил и распорядился покрасить машины жёлтым цветом школьных автобусов. Другие характерные элементы оформления — это черная полоса снизу по периметру, как на Mustang Mach 1, а также черная полоса на капоте, вообще не соответствующая никакому серийному Ford. Можно сказать, что в итоге автомобиль выглядел так, как его действительно мог затюнинговать первый владелец вскоре после покупки. Реквизит для фильма включал две внешне одинаково подготовленные машины. Или "всего две", как правильнее было бы описать эту ситуацию с высоты современных кинобюджетов. Один Mustang использовали для крупных планов (в англоязычной кино-автомобильной терминологии — "beauty car"), второй применяли для сцен с погоней и аварией и потому оборудовали каркасом безопасности, многоточечными ремнями и другим оборудованием для надёжного выполнения трюков. Собственно, по сюжету "Элеоноре" недолго суждено было быть целой… По окончании съёмок разбитый экземпляр использовали для рекламы фильма и машина до сих пор принадлежит вдове Халицкого, Дениз. Куда делся "beauty car" — неизвестно, но сам продюсер ещё на премьере заявил, что автомобиль был уничтожен (правда непонятно, при каких обстоятельствах).
В 1971 г. компания Ford отказалась от участия в гонках, а представленный ею обновлённый Mustang с трудом подходил под определение спортивной машины. Тем не менее, в продаже осталась модификация Boss, но с другим силовым агрегатом - 5.8-литровым V8 Cleveland 351 мощностью 330 л.с., с наклонными клапанами, толкателями из кованой стали, 4-камерным карбюратором и повышенной степенью сжатия. Это был самый скоростной автомобиль в модельном ряду Ford, по характеристикам он превосходил даже Mustang Mach 1 с мотором V8 429. В стандартную комплектацию Boss 351 входили гоночная подвеска, передние дисковые тормоза с усилителем, 4-ступенчатая механическая коробка передач Borg Warner T-10 с рычагом Hurst, задний мост с соотношением 3.91:1 и дифференциалом Traction-Lok, двойная выхлопная система, функциональные воздухозаборники на капоте, передний и задний спойлеры, шины Goodyear Polyglas GT F60-15, электронный ограничитель оборотов и специальные датчики. Внешне Boss 351 было легко спутать с Mach 1: он отличался полностью чёрным капотом и хромированным (а не пластиковым) передним бампером. Ford Mustang Boss 351 продавался только в первой половине модельного года по цене $4120. Его выпуск прекратился из-за вступления в силу новых стандартов безопасности и норм выбросов.
Ford Mustang Mach 1 1971-1973 гг. ценится не так высоко, как серия Boss, но выглядит он не менее эффектно, если сравнивать с предыдущей версией. Mach 1 представлял собой спортивную модификацию базового фастбэка Mustang, оснащённую чёрной решёткой радиатора без хромированных рамок, передним уретановым бампером в цвет кузова, чёрными капотом с воздухозаборниками NACA, боковыми полосами в форме хоккейной клюшки, передним спойлером и более роскошной отделкой интерьера.
На Mach 1 1971 г. устанавливались три двигателя V8: 4.9-литровый V8 302 мощностью 210 л.с., 5.8-литровый V8 351 мощностью 240 л.с. с 2-камерным карбюратором или 285 л.с. с 4-камерным (H.O.) и 7-литровый 429 в настройке CJ (370 л.с.) или SCJ (375 л.с.). Последние два были доступны с системой Ram Air (CJ-R), дифференциалом Traction-Lok (3.91:1), передними дисковыми тормозами с усилителем, усиленной подвеской со стабилизаторами поперечной устойчивости, задним спойлером, дисками Magnum 500 и шинами F60-15.
В связи с введением новых экологических стандартов в 1972 г. двигатель V8 429 был снят с производства, и топовым для Mach 1 стал V8 351 H.O. мощностью 275 л.с.; производительность других агрегатов тоже снизилась. Несмотря на сокращение цены до $3003, продажи Mustang Mach 1 продолжали падать. Тем не менее, модификация предлагалась и в 1973 г. с моторами V8 302 (135 л.с.) и V8 351 (157 или 243 л.с.). Продажи Mach 1 составили 36499 ед. в 1971 г., 27675 ед. в 1972 г. и 35440 ед. в 1973 г.
Оригинальный "Угнать за 60 секунд" стал настолько культовым фильмом, что в 2000 году вышел его римейк с гораздо большим бюджетом — $90 000 000 от Touchstone Pictures, получившей права на франшизу от Дениз Шакарян-Халицки. Главную роль (угонщик Мемфис Рейнс) сыграл Николас Кейдж. По сценарию, он с командой тоже должен был угнать 50 машин по списку и, на этот раз, ассортимент автомобилей был гораздо богаче. "Элеонор" хотели сделать классический суперкар Ford GT40, но даже реплика не справилась бы с некоторыми запланированными сценами из-за мизерного дорожного просвета. Так в роли "Элеонор" оказался Shelby GT500 1967 года в цвете Pepper Grey, но не в оригинальном состоянии, а превращенный в броский тюнинг-проект в стиле Pro-Touring. Характерный дизайн разработал художник-иллюстратор из журнала Hot Rod Стив Стэнфорд, причем, по сей день, "Элеонор" считается самым знаменитым его творением. Компания Cinema Vehicles Services, специализируюшаяся на автомобильном реквизите для Голливуда, была официальным подрядчиком, но в реальности они обратились к тогда еще не столь известному Чипу Фузу, чтобы тот реализовал эскиз Стэнфорда в металле в очень сжатые сроки. В итоге компания Foose произвела по заказу Cinema Vehicles Services, насколько известно, 11 или 12 экземпляров "Элеонор" для разных нужд съёмочной группы: три полноценных авто и 9 без агрегатов для статических сьемок (плюс, ещё одна машина была собрана для продюсера Джерри Брюкхаймера и, по слухам, изготовлена из настоящего Shelby GT500 с мотором "428"). Правда по другой информации, Foose сделали только прототип и матрицы для обвеса, а сборкой оставшихся занимались собственно Cinema Vehicles Services… За основу взяли обычные Ford Mustang 1967-68 годов в кузове фастбэк, которым придали некоторые черты именно Shelby GT500 (например, задние фонари от Mercury Cougar), но гораздо больше переделок внесли самостоятельно. Пожалуй, главные из них это передний бампер с вырезом и центральными противотуманками, а также пороги с разведённым за дверями боковым выхлопом. В традициях Pro-Touring, колеса очень современные по размеру, но внешне повторяют дизайн Ford GT40 с симуляцией центральной гайки. Ну, а прочие элементы декора, вроде капота с воздухозаборником, накладок на задние крылья и треугольные боковые окна уже гораздо менее типичны именно для "Элеоноры", зато хорошо известны любителям тюнинга Mustang в целом. В интерьере, пожалуй, самая главная деталь — это ручка КПП с кнопкой впрыска азота и надписью Go — Baby — Go, которую теперь продают и отдельно от машины. Кстати, боковой выхлоп и гоночная горловина бензобака на машинах из кино — чистая бутафория. Выхлоп сложно было сделать работоспособным в сжатые сроки, а за крышкой вообще скрывалась маркировка каждого экземпляра сообразно его роли в фильме! Под капотом у новой "Элеонор" для фильма стоял 5,8-литровый V8, сагрегатированный с 4-ступенчатой механической трансмиссией. Конечно, для разных сцен использовали по-разному сделанные машины, и в итоге съёмки пережили семь экземпляров, из которых лишь три "всплыли" позднее. Достоверно, кстати, неизвестно, были ли именно эти три машины ездящими в момент съёмок, или их доукомплектовали позже. Первый был продан в 2009 году на аукционе Barrett-Jackson за $216 700. Второй принес аж $1 000 000 в 2013 году на Mecum — утверждается, что именно эту машину применяли как главный "beauty car" в кадре и для рекламных фотосессий. Наконец, третья "Элеонор" предлагалась к покупке на аукционе Mecum в 2014 году, но торги не достигли резерва продавца — $380 000. Между прочим, лишь два Mustang в истории оказались дороже, чем проданная Mecum "Элеонор": прототип Shelby EXP500 Green Hornet 1968 года и так же уникальный Shelby GT500 Super Snake 1967-го. То, что обычный Mustang Fastback, переделанный в 2000 году для фильма, заслужил цену выше, чем практически все аутентичные Shelby, очень многое говорит о силе масс-культуры!
Высокопроизводительные версии Shelby GT500 1967 года оснащались двигателями Cobra Jet 427 (6,9 л) или Cobra Jet 428 (7 л). Чаще всего указывается мощность в 355 л.с., в то время как Ford Mustang с движками Windsor V8 289 (4,8 л) имели максимальная мощность 271 л.с. Разгон до 100 км/ч у таких авто — в пределах 6 секунд, а максимальная скорость, как правило, 225 км/ч.
Современные реплики Shelby GT500 как правило оснащаются двигателями объемом в 427 кубических дюймов (примерно 7 литров), однако более заряженные, чем те, что выпускали в конце 60-х. К примеру, автомобиль может оснащаться движком 427 C.I Crate Engine мощностью свыше 700 л.c. и иметь более впечатляющие скоростные характеристики, чем авто из 60-х.
Агрессивные черты передка, крыльев, горбатого капота, широких воздухозаборников справедливо отражали мощные характеристики «начинки»:
- Кузов. Двухместное купе с габаритной длинной 4,663 м размещено на колесной базе в 2743 мм. Две двери. Масса авто – 1,68 т. Шины 195/50-R15.
- Двигатель. С турбонаддувом, V-образный, 8 цилиндров. Расположен продольно под передним капотом. Рабочий объем двигателя – 7010 куб.см. Количество передач на механике – 4.
- Динамика. Максимальная скорость 204 км/час. Авто умеет разогнаться до сотни километров за 4,3 секунды. Заявленная мощность – 350 л.с., но на практике регистрировались показатели в 500 лошадиных сил, измеряемые явно в Brake HP (до 1972 года замеры мощности в Америке производились без навесного оборудования).
- Топливо. Shelby 1967 потребляет 92-ой АИ, а расходует в смешанном цикле до 21 л на сто км. Объем бака 61л.
- Тормозная система обоих пар колес – дисковая, оснащена АВS.
В этой модели задействован гидроусилитель руля, установлена аудиосистема. Такие показатели мощности позволили после 1970-х гг относить Shelby GT500 1967 года к группе компактных масл каров, этот статус значительно повышает ценность марки в глазах коллекционеров. Недостатками данной модели владельцы называют относительно большой вес, высокий клиренс, раскатистый гул мотора. Но эти «минусы» меркнут на фоне удовольствия управлять тачкой, которая олицетворяет целую эпоху 60-хх, рок-н-ролл и расцвет сексуальной революции.