Найти тему
BLUESCREEN.KZ

Чем опасны видеоигры?

Об этом спорят давно. Обеспокоенные родители и консервативные политики поднимали этот вопрос не раз: могут ли видеоигры порождать психическую нестабильность и стать причиной агрессии? Понять общественность можно: почти в каждой видеоигре так или иначе присутствует насилие. Заинтересованы этим вопросом и ученые.

Команда исследователей из Йоркского университета провела серию экспериментов с более чем 3 тыс. участников, в ходе которых было доказано, что в концепции видеоигр не заложено идеи, которая обычно провоцирует агрессивное поведение. Другой эксперимент показал, что увеличение реалистичности жестоких видеоигр не обязательно повышает агрессивность игроков.

«Полученные данные свидетельствуют о том, что между реализмом в играх и реальным насилием нет никакой связи, — делится доктор Дэвид Зендл. — Мы обнаружили, что в логической задаче на завершение слов игроки не делали выбор в пользу понятий, связанных с жестокостью. Также не было никакой разницы в результатах у тех, кто играл в реалистичную игру, и тех, кто имел дело с обычной графикой».

Похожую работу провела группа ученых из Техасского университета A&M International. В ходе эксперимента исследователи в течение трех лет тщательно следили за жизнью 165 психически здоровых подростков, причем как реальной, так и виртуальной. В результате ученые не обнаружили связи между увлечением подростков жестокими видеоиграми и их агрессивным поведением. Но выяснили, что склонностью к агрессии отличаются те подростки, которые встречаются с негативным опытом в реальной жизни, — насилие в семье и в школах вредит психологическому здоровью сильнее всего.

Наши политики, кстати, тоже задавались подобным вопросом. Лучше всего свою позицию высказал Первый Президент в книге “Эпицентр мира”.

«Японцы, кстати, кроме “караоке” и карманных электронных животных, изобрели комнаты для “отвода души”. Придешь в такую комнату, ударишь манекен, побьешь посуду, сломаешь пару стульев, а потом выходишь на улицу с чистым сердцем и мирными помыслами. И, говорят, действительно помогает! Поэтому, когда высказывают точку зрения о том, что электронные игры воспитывают чувство агрессии и потребность в насилии, я все-таки немного сомневаюсь. Может, именно имитация насилия во имя справедливости, составляющая “сюжетную канву” большинства этих игр, несколько смягчает душу и просто “отводит” агрессивность, а не прибавляет ее».

Такого же мнения придерживаются некоторые психологи и социологи. Они считают, что видеоигры помогают снизить градус насилия: в США, допустим, количество преступлений, совершенных подростками, сильно сократилось в последние годы.

Вторая негативная сторона, о которой часто говорят в СМИ, — это игровая зависимость.  Эксперты ВОЗ включили видеоигровую зависимость в список болезней и расстройств, однако статистика по этим данным вызывает сомнение у многих специалистов. Они считают, что пагубное пристрастие появляется только у тех подростков и детей, которые испытывают трудности в общении со сверстниками. То есть, видеоигры — это не причина проблем, а, скорее, утешение для ребенка, попавшего в непростую жизненную ситуацию. С этим может помочь поддержка семьи, а в самых запущенных случаях — психологи и психоаналитики.

Киберспорт, кстати, может не только приносить деньги, но и стать хорошим методом воспитания. Так же, как и классические спортсмены, кибератлеты — большие сторонники самодисциплины и саморазвития. Они владеют, как минимум, несколькими языками, а уровень культурной дисциплины на соревнованиях значительно выше, чем в том же реальном футболе: за нелицеприятные высказывания в адрес оппонента киберспортсмена могут отправить в вечный бан.

Обращаемся к родителям, обеспокоенным тем, что их драгоценное чадо слишком много времени проводит за видеоиграми: не волнуйтесь, и лучше поддержите киберспортивные амбиции своего ребенка.