Ив Анри Донат Матье-Сен-Лоран, более известный как Ив Сен-Лоран, — французский модельер, основавший свой знаменитый одноименный лейбл в 1961 году. Сен-Лоран считается одним из ведущих модных дизайнеров двадцатого века.
Кэролайн Реннолдс Милбанк, историк моды, писала: «Иву Сен-Лорану, как самому последовательному и влиятельному дизайнеру последних двадцати пяти лет, может быть приписано как возрождение кутюр из пепла 1960-х годов, так и восстановление репутации прет-а-порте».
Он создал свой уникальный почерк в мире моды, внося в нее значительные изменения. Сен-Лоран подошел к созданию женской одежды совершенно с другой стороны — для модельера было чрезвычайно важно, чтобы женщины в нарядах Yves Saint-Laurent чувствовали себя одновременно и комфортно, и элегантно.
Будущий кутюрье родился 1 августа 1936 года в Оране (в то время территория французского Алжира). Однако провел свое детство на вилле у Средиземноморья со своими двумя младшими сестрами, Мишель и Бриджит в атмосфере «дружбы и счастья». Маленький Ив любил создавать сложные бумажные куклы, ставил пьесы (к которым сам придумывал декорации) и в ранние подростковые годы шил платья для своей матери и сестер.
В 1953 году он решил послать три своих эскиза на конкурс молодых модельеров, организованный International Wool Secretariat и неожиданно для себя занял первое место. Его пригласили на церемонию вручения наград в Париже в декабре того же года. Во время своего пребывания в столице Франции Сен-Лоран, используя связи своего отца, встретился с Мишелем де Брунхофф — редактором французского Vogue, который был известен своим чутьем в отношении молодых талантов. Мишель понравились эскизы Сен-Лорана и он призвал его окончить курс обучения в Chambre Syndicale de la Haute Couture. Сен-Лоран последовал его совету и в 1955 году писал Мишелю: «…как вы и рекомендовали, я рисую в большом объеме, продолжаю разрабатывать модели костюмов и платьев. Скоро я пришлю вам эскизы».
Позже, в том же году, он снова стал победителем конкурса International Wool Secretariat разделив пальму первенства с молодым немецким студентом Карлом Лагерфельдом. Вскоре после победы он привез показать несколько своих новых эскизов де Брунхоффу. Редактор Vogue был крайне удивлен сходством набросков Сен-Лорана с рисунками, которые показывал ему этим же утром Кристиан Диор. Зная, что Диор создал эти эскизы буквально сегодня, и что Ив никак не мог их видеть, де Брунхофф тотчас же послал его к Диору, который нанял его на работу в тот же день. Под опекой Диора стиль Сен-Лорана продолжал созревать и получал все больше внимания публики.
«Диор очаровал меня, - вспоминал позднее Сен-Лоран. «Я стеснялся так, что едва мог говорить с ним, но именно Диор научил меня основам искусства. Что бы ни случилось, я никогда не забуду годы, которые я провел под его крылом».
Хотя Диор сразу угадал в юноше огромный талант, Сен-Лоран провел свой первый год в ателье далеко не на первых ролях — он занимался вполне мирскими делами, но с каждым сезоном его зарисовки все больше нравились Диору. В конце концов, ему разрешили представить эскизы для коллекции от-кутюр; в августе 1957 года Диор встретился с матерью Ива, чтобы сказать ей, что он выбрал ее сына в качестве своего протеже (позже мать Сен-Лорана рассказывала, как ее удивил этот визит — на тот момент Кристиану Диору было только 52 года и думать о приемнике было рановато). Но в октябре того же года Диор внезапно скончался в оздоровительном спа-центре в северной Италии от массивного сердечного приступа.
Таким образом, в 1957 году в возрасте 21 года Ив Сен-Лоран оказался главным дизайнером Дома Диор (самым юным кутюрье за всю историю). Его первая весенняя коллекция 1958 года спасла предприятие от финансового краха; более мягкая версия диоровского ньюлука привела Ива к международной славе. Именно в это время он сократил свою фамилию до Сен-Лорана, потому что международная пресса обнаружила, что его трехзначное имя вызывает трудности при произношении.
Успех был ошеломительный и казалось, что дорога к славе открыта, однако, осенняя коллекция была встречена прохладно, а последующие две были и вовсе разгромлены прессой.
В 1960 году Сен-Лоран был призван служить во французской армии во время Алжирской войны за независимость. Существовали предположения, что Марсель Буссак, владелец Дома Диор, обладающий большим влиянием в правительственных кругах, оказал давление на нужных людей, с тем, чтобы Ива не призывали к военной службе в 1958 и 1959 годах, но после катастрофического сезона 1960 года, Буссак использовал свое влияние в обратном направлении и дизайнер был призван на военную службу. Сен-Лоран пробыл в армии в течение 20 дней, прежде чем стресс от дедовщины со стороны солдат привел к тому, что его поместили в военный госпиталь, где он получил известие, что его уволили из Диор. Это усугубило его состояние, и он был переведен в военный госпиталь Валь-де-Грэйс, где ему были назначены большие дозы седативных средств и психоактивных веществ, а также проводилась электрошоковая терапия. Сам Сен-Лоран связывал свои последующие психические проблемы и наркоманию именно с этим периодом его жизни.
После выздоровления в ноябре 1960 года Сен-Лоран подал в суд на Дом Диор за нарушение контракта и выиграл дело. Вскоре он и его партнер Пьер Берже основали собственный дом моды Yves Saint Laurent за счет средств американского миллионера Дж. Мак Робинсона.
Сен-Лоран первым расширил рамки женского гардероба: в модном арсенале дам появились брючные костюмы, кожаные пиджаки, высокие сапоги. Так дизайнер попытался придать женщинам больше уверенности в себе. И создал стиль «унисекс» - одежду, которая годится для обоих полов. Ив Сен-Лоран является создателем, возможно, самого известного классического костюма для женщин — Le Smoking.
Ив Сен-Лоран был первым французским кутюрье, выступившим с коллекцией прет-а-порте (готовая одежда). Первый из магазинов компании Yves Saint Laurent Rive Gauche, который начал продавать линию прет-а-порте, открылся на улице де Турн в 6-м округе Парижа 26 сентября 1966 года. Первым клиентом магазина стала Катрин Денёв. Многие из коллекций французского кутюрье были положительно восприняты как его поклонниками, так и прессой. В 1960-х и 1970-х годах Сен-Лоран был на пике популярности. Его часто видели в ночных клубах Франции и Нью-Йорка, таких как Regine's и Studio 54, где он употреблял алкоголь и кокаин.
Когда дизайнер не занимался активным наблюдением за подготовкой своей новой коллекции к очередному показу, он проводил время на вилле в Марракеше. Жизнь в Марокко имела огромное влияние на Сен-Лорана: яркие краски, африканские мотивы, чернокожие модели — всем этим мы обязаны Марракешу.
В 1977 году Сен-Лорана посетила гениальная идея о создании нового парфюма. В то время он был вдохновлен культурой и обычаями Китая (именно тогда кутюрье явил миру свою «китайскую» коллекцию: богато расшитые наряды в восточном стиле из золотой тафты и черного бархата).
Модельер наверняка отдавал себе отчет в том, какая судьба ожидает аромат с названием «Опиум», но отказаться от идеи уже не мог. Критика и обвинения в пропаганде наркотиков его нисколько не трогали. «Я хочу предложить леди путешествие в мечту», так говорил о своем Opium Ив Сен Лоран. Рекламная кампания первого парфюма вызвала в 1977 году невероятный ажиотаж, привела к немедленному запрету продаж в Австралии, табуированию любого упоминания о нем в Саудовской Аравии и Китае, к конфликту с Американской коалицией по борьбе с употреблением опиума и наркотиков. У парфюма с названием «Опиум» были постоянные сложности на таможнях. В насмешку всем запретам в 1978 году кутюрье устроил грандиозную «опиумную» вечеринку на палубе пиратского корабля с названием «Пекин», декорированного в культовых теперь цветах парфюма: лиловом, красном и золотом. Гостями Сен Лорана стали 800 человек, среди которых было немало знаменитостей и топ-моделей первого ранга. К тому моменту уже было ясно: бой с моралистами за «Опиум» выигран. Только за первые 3 месяца выручка от продаж скандального парфюма составила 3 млн долларов.
Форма флакона родилась у кутюрье под впечатлением от японской лакированной шкатулки «инро» для снадобий, которую раньше носили на поясе. Ив Сен Лоран пришел в восторг от этой вещицы и непременно желал, чтобы его «Опиум» содержался именно в таком сосуде. Флакон, разумеется, нарушал все известные до того момента парфюмерные правила. Выполненный из непрозрачного материала, он имел крошечное «окошко», через которое только и можно было увидеть красивую янтарную жидкость. Кроме того, «инро» haute couture украшал шелковый шнурок с кисточкой и изящной бусиной - декор непременно выполнялся вручную.
В конце 1970-х годов Ив и Пьер Берже купили неоготическую виллу Шато Габриэль в Бенервилле-сюр-Мер, недалеко от Довиля во Франции. Впоследствии модельер проводил там много времени, борясь с депрессией и зависимостями.
Дела модного Дома шли в гору. Линия прет-а-порте стала чрезвычайно популярна среди публики, и в конце концов принесла Yves Saint Laurent гораздо больше прибыли, чем линия от-кутюр. Иву, чье здоровье было крайне неустойчивым последнее время, приходилось очень много работать: он создавал четыре коллекции в год: две от-кутюр и две прет-а порте. Все чаще модельер обращался к алкоголю и наркотикам. На некоторых шоу он едва мог сделать несколько шагов по подиуму в конце показа. В 1987 году Сен-Лоран передал разработку линий готовой одежды своим помощникам, однако пресса вскоре определила эти коллекции как «скучные».
В 1983 году Ив Сен-Лоран стал первым дизайнером, которому была предоставлена честь провести персональную выставку в Музее искусств Метрополитен.
В 2002 году Сен-Лоран вышел на пенсию и вел затворническую жизнь, проживая в своих домах в Нормандии и Марокко со своим питомцем — французским бульдогом по кличке Мужик.
Кутюрье был без ума от собак этой породы. Когда один пес умирал, Ив заводил такого же щенка. Как-то Сен-Лоран отмечал в Париже день рождения Лили Брик, с которой был дружен. И муза русского авангарда предложила дизайнеру дать собачке имя «Мужик». Оно очень понравилось модельеру, и впоследствии он давал эту кличку каждому своему псу.
У Сен-Лорана было множество муз, которые вдохновляли его на создание невероятно красивых нарядов. Главной среди них была Виктория Детрелю — манекенщина дома Диор. Его так же вдохновляли Лулу де ла Фалез — дочь французского маркиза; сомалийская супермодель Иман, которую он когда-то называл «женщиной мечты»; Бетти Катро — дочь американского дипломата; французская актриса Катрин Денёв; голландская актриса Талита Пол-Гетти; Николь Дорье, модель YSL в 1978-83 годах, которая впоследствии стала одной из его помощниц; гвинейско-сенегальская супермодель Катуша Найан; томолезская супермодель Ребекка Айоко и супермодель Летиция Каста, которая демонстрировала свадебные платья YSL в 1997-2002 годах.
В 2008 году Сен-Лорану был поставлен диагноз «рак мозга». Ему оставалось жить пару недель. Его верный партнер Пьер Берже и доктор решили, что Иву лучше не знать о грядущей смерти. Берже говорил: «У меня есть убеждение, что Ив не был достаточно силен, чтобы принять это».
Сен-Лоран умер 1 июня 2008 года в своей резиденции в Париже.
Его тело было кремировано, а прах развеян в Марракеше, на вилле, которой он владел вместе с Пьером Берже с 1980 года.
В своем прощальном слове Берже сказал: «Я никогда не забуду все то, чем я обязан тебе, и я верю, что однажды присоединюсь к тебе под этими марокканскими пальмами».